Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы, приемы, средства деятельности по самовоспитанию






· Самообязательство, самоприказ, самопринуждение,
самоуговаривание, самоубеждение.

· Самоинструктирование, самопереключение,

самонапоминание, самоподчинение.

· Эмоционально-мысленный перенос

· в положение другого.

· Самоконтроль, самооценка,

корректировка плана деятельности.

· Самовнушение, самопоощрение,

самонаказание, самоутешение.

Некоторые дополнения и размышления в этой связи:

1. Можно выделить два основных источника самовоспитания:

внешнее требование, переходящее во внутренний план личности и актуализирующее противоречия, которые, в свою очередь, порождают потребность в самовоспитании, и

внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным», между целями, которые личность ставит перед собой, и возможностями их реализации и т. д.

2. Важнейшей предпосылкой принятия решения о необходимости самовоспитания и условием его успешного осуществления является способность личности объективно анализировать и оценивать свое поведение и свои качества, формулировать реальные цели и программу действий. Прекрасной иллюстрацией этого тезиса могут быть дневниковые записи Л. Н. Толстого. Вот каковы результаты его самоанализа:

«Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим (intolé rant) и стыдлив как ребенок.

Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало.

Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди.

Я не храбр.

Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой.

Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан.

У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового.

Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра, – славу».

А вот как Л. Н. Толстой определяет основные задачи самосовершенствования: «Важнее всего для меня исправление от бесхарактерности, раздражительности и лени».

5. В самоанализе и самооценке важно избежать самоуничижения и самобичевания, которые могут привести к утрате оптимизма, уверенности в своих силах и возможностях.

6. Важным этапом самовоспитания является принятие самообязательств, в которых моделируются цели и программа деятельности, устанавливаются требованиях к ее организации.

7. Основным способом самовоспитания является управление своими действиями; самопринуждение, самоприказ, самонаказание
и т. д. следует рассматривать как средства достижения результата.

6. Важнейшей функцией любого управления является контроль; в самовоспитании самоконтроль выступает и как способ определения достигнутых результатов, и как основа для корректировки программы, плана и способов деятельности[45].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.