Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Методы, приемы, средства деятельности по самовоспитанию






    · Самообязательство, самоприказ, самопринуждение,
    самоуговаривание, самоубеждение.

    · Самоинструктирование, самопереключение,

    самонапоминание, самоподчинение.

    · Эмоционально-мысленный перенос

    · в положение другого.

    · Самоконтроль, самооценка,

    корректировка плана деятельности.

    · Самовнушение, самопоощрение,

    самонаказание, самоутешение.

    Некоторые дополнения и размышления в этой связи:

    1. Можно выделить два основных источника самовоспитания:

    внешнее требование, переходящее во внутренний план личности и актуализирующее противоречия, которые, в свою очередь, порождают потребность в самовоспитании, и

    внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным», между целями, которые личность ставит перед собой, и возможностями их реализации и т. д.

    2. Важнейшей предпосылкой принятия решения о необходимости самовоспитания и условием его успешного осуществления является способность личности объективно анализировать и оценивать свое поведение и свои качества, формулировать реальные цели и программу действий. Прекрасной иллюстрацией этого тезиса могут быть дневниковые записи Л. Н. Толстого. Вот каковы результаты его самоанализа:

    «Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим (intolé rant) и стыдлив как ребенок.

    Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало.

    Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди.

    Я не храбр.

    Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой.

    Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан.

    У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового.

    Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра, – славу».

    А вот как Л. Н. Толстой определяет основные задачи самосовершенствования: «Важнее всего для меня исправление от бесхарактерности, раздражительности и лени».

    5. В самоанализе и самооценке важно избежать самоуничижения и самобичевания, которые могут привести к утрате оптимизма, уверенности в своих силах и возможностях.

    6. Важным этапом самовоспитания является принятие самообязательств, в которых моделируются цели и программа деятельности, устанавливаются требованиях к ее организации.

    7. Основным способом самовоспитания является управление своими действиями; самопринуждение, самоприказ, самонаказание
    и т. д. следует рассматривать как средства достижения результата.

    6. Важнейшей функцией любого управления является контроль; в самовоспитании самоконтроль выступает и как способ определения достигнутых результатов, и как основа для корректировки программы, плана и способов деятельности[45].

    ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.