Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности выполнения отдельных субтестов у лиц с дисграфией.






При анализе влияния двух факторов «дисграфия и пол» на результаты выполнения различных субтестов на определение функциональной асимметрии использовался двухфакторый дисперсионный анализ. Результаты влияния факторов представлены в приложении на Рисунке 4, где изображено совместное влияние факторов пол и дисграфия на результаты выполнения теста «Карта с дырой» (относящегося к оценке функций зрительного анализатора). На рисунке видно, что для мальчиков и девочек наблюдается обратная тенденция для решения этого субтеста. Если мальчики с дисграфией, преимущественно при выполнении данного субтетста проявляют, как правило, левостороннюю асимметрию, то у девочек экспериментальной группы преимущественно доминирует правый глаз. Данные результаты значимы на уровне р< 0, 05.


Рисунок 4. Совместное влияние факторов пол и дисграфия на результаты субтеста «Карта с дырой» методики на оценку латеральной организации мозга (Е.Д Хомская, И.В.Ефимова).

4.2. Исследование профиля когнитивной асимметрии (правополушарные и левополушарные модусы решения вербальных и пространственных задач) с помощью методики «Интеллектуальная лабильность».

С помощью данной методики можно получить важную информацию о сформированности пространственно-временных представлений, навыков чтения, письма и счета у детей. Эти высшие психические функции имеют собственные нейропсихологические факторы, представленные в определенных локальных участках коры головного мозга, что позволяет предположить их влияние на функциональную асимметрию мозга, а, следовательно, на латеральную организацию сенсорных и моторных функций ребенка. Кроме этого, мы считаем, что недостатки временных и пространственных представлений у детей приводят к стойким ошибкам на письме. Это связано с тем, что формирование одной из основных операций письма, а именно моделирование звуковой стороны слова с помощью букв, оказывается нарушенным. Как известно, реализация данной операции происходит в два этапа: 1) установка временной последовательности фонем, из которых состоит слово; 2) дальнейшая трансформация ее в пространственную последовательность букв. Таким образом, недостатки фонематического структурирования приводят к возникновению стойких и множественных дисграфических ошибок.

Для того чтобы посмотреть, какие ошибки дискриминируют проявление дисграфии у детей, мы использовали дискриминантный анализ, использующий алгоритм подбора максимально значимых переменных для построения дискриминантной функции методом «forvard stepwise». С помощью данного алгоритма, была построена дискриминантная функция, использующая результаты рассматриваемой методики, успешно диагностирующей принадлежность ребенка к выборке экспериментальнойили контрольной группе. Субтесты данной методики, включенные в дискриминантную функцию, а, следовательно, значимо влияющие на успешность диагноза приведены в таблице 6. В первом столбце указаны номера субтестов, участвующие в дискриминантной функции, во втором столбце – коэффициент, определяющий влияние данного субтеста на дискриминантную функцию, а в третьем – уровень значимости влияния данного параметра на качество дискриминантной функции. Суммарное качество дискриминантной функции определяется коэфицентом Лямбда Вилкса, указанного в заголовке таблицы и статистическая значимость качества распознавания находится на уровне p< 0, 0353.

Таблица 6. Результаты дискриминантного анализа с у лиц с дисграфией.

  Суммарные показатели дискриминантной функции   Лямбда Вилкса:, 73571 approx. F (8, 51)=2, 2901 p<, 0353  
Номер субтеста Лямбда Вилкса   Уровень значимости  
  0, 786908 0, 065286  
  0, 796429 0, 045361  
  0, 832726 0, 012376  
  0, 755333 0, 248921  
  0, 776656 0, 098150  
  0, 75738 0, 225971  
  0, 759213 0, 207589  
  0, 750295 0, 319409  
             

 
 

Результатом дискриминантного анализа явилось построение функции для вычисления вероятности отнесения ребенка в группу дисграфиков и в контрольную группу, приведенные в таблице 7. Данная функция имеет вид:

 

где Y –вероятность отнесения в группу

a - коэффициент дискриминантной функции взятый из таблицы 7

b – свободный член

x – результат выполнения субтеста, включенного в дискриминантную функцию

Одновременно вычисляются вероятности отнесения в группу дисграфии и группу нормы, та вероятность, которая оказывается больше позволяет отнести ребенка в соответствующую группу.

 

 

Таблица 7. Функция для вычисления вероятности отнесения в группы

  Номер субтеста Коэффициенты а для функции вычисления вероятности попадания в контрольную группу. Коэффициенты а для функции вычисления вероятности попадания в группу дисграфиков
  1, 77467 1, 09219  
  0, 24184 -0, 71433  
  -0, 93006 0, 34141  
  0, 95385 1, 42323  
  1, 91403 1, 16404  
  3, 2825 2, 58315  
  0, 42036 -0, 16394  
  3, 68743 4, 35737  
Свободный член -8, 17662 -7, 69383  
             

 

Результаты выполнения субтестов № 3, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 19 позволяют построить функцию, которая достоверно отличает группу детей с дисграфией и контрольную группу по сформированности пространственно-временных представлений, навыков чтения, письма и счета. Все эти задания объединены отношением последовательности определенных операций. Было обнаружено, что для детей с дисграфией при выполнении заданий, включающих в себя заданную последовательность действий характерна интерференция, проявляющаяся в наложении предыдущего действия на последующее. Таким образом, возникает ошибки по типу персеверации при выполнении последующего задания. Из таблицы 7. можно увидеть, что дети с дисграфией несколько хуже выполняют задания № 12, 6, 11, 19, 9 по сравнению с контрольной группой, но лучше выполняют 3, 14, 7. Это может быть связано с особенностями задания. Так, в субтесте №3, 9 необходимо было выполнить последовательно геометрические операции, в задании №6 вербальные символы сочетались с геометрическими. Дети с дисграфией хорошо выполняют №3, но плохо №9 и №6. Результаты выполнения заданий показывают, что в тех субтестах, где нужно повторять действия, дети с дисграфией выполняют их более успешно, а в тех заданиях, где нужно совершать разнообразные операции, лабильность в действиях, выполняют менее успешно, т.е. возникает стереотипизация действий, действия не доводятся до конца. В заданиях № 11, 12, 19 проявляются ошибки по типу персеверации.

После дискриминантного анализа мы выбрали те субтесты, в которых максимально проявляется влияние предыдущего задания на последующее, это субтесты 3, 6, 11. Затем сложили результаты только этих заданий и полученную сумму сравнили по критерию U-Манна Уитни.

Таблица 8.Тест U-Манна Уитни на различия между выборками по персеверации

  Контрольная группа Сумма рангов Экспериментальная группа Сумма рангов U-Манна Уитни   Z   Уровень значимости
Сумма заданий 735, 0000 1095, 000 270, 0000 -2, 66120 0, 007787

 

Таким образом, из таблицы 8., можно заключить, что суммарные результаты выполнения субтестов №3, 6, 11 значимо отличают (на уровне p< 0, 05) детей с дисграфией от контрольной группы. Во всех этих субтестах вербальные символы сочетаются с оперированием геометрическими фигурами. Это говорит о том, что дети с дисграфией отличаются от контрольной группы пространственными представлениями и вербальными навыками. Таким образом, у детей с дисграфией нарушено одновременное решение вербальных и пространственных заданий, что может говорить о нарушении межполушарного взаимодействия.

Влияние факторов пол на среднее значение успешности выполнения тестов методики интеллектуальная лабильность не выявлено.

4.3.Оценка стилей мышления у лиц с дисграфией.

Для того, чтобы оценить профиль когнитивной асимметрии (правополушарные\левополушарные) стратегии в выборе того или иного стиля мышления и проведения необходимо сравнить средние показатели по каждой серии утверждений. Для этого мы использовали t – критерий Стьюдента для независимых выборок.

 
 

Рисунок 5.Различия по t-критерию Стьюдента между группами детей с дисграфией и контрольной группой по стилям мышления.

Анализируя данные, полученные путем сравнения средних показателей по каждой серии утверждений можно сделать вывод об отсутствии статистически значимых отличий в когнитивной асимметрии у детей с дисграфией и у детей в контрольной группе.

Методика К.Безингера подразумевает измерение особенностей стиля мышления на основе собственных оценок с помощью интроспекции. Однако, хорошо известно, что в детском возрасте интроспекция развита у детей в совершенно различной степени и зависит от множества факторов, в частности, от задержки психического развития, нарушения формирования речевых функций, нарушения внимания. Следовательно, самооценка детей с дисграфией собственных когнитивных возможностей может быть искажена различными факторами. Иными словами, применять эту методику для диагностики особенностей детей с дисграфией - нецелесообразно, так как это представляет собой особую трудность.

 

Обсуждение результатов:

На основе полученных экспериментальных данных, можно вывести наличие определенных изменений когнитивных функций детей с дисграфией, связанных с одной стороны, с профилем латеральной асимметрии, а с другой стороны – с половой принадлежностью ребенка. Так, можно отметить неравномерность распределения латерального профиля мальчиков с дисграфией, при котором в моторных и слуховых функциях наблюдается смещение в стороны правосторонней асимметрии, и, следовательно, «левополушарности» этих функций, а в области зрительных функций – смещение в левостороннюю область или в «правополушарность». Следовательно, активация коры головного мозга в области зрительного анализатора может смещаться в сторону правого полушария, а активация в области слухового анализатора и соматосенсорного анализатора и двигательного анализатора смещена в левое полушарие. Общим, в изменении латеральной асимметрии у мальчиков и девочек является смещение, то есть акцентуализация асимметрии в ту или иную сторону, то есть уменьшение процентного состава амбидекстров в группе с дисграфией. Такие данные могут говорить, в частности, о нарушении межполушарного взаимодействия у детей с дисграфией, что может проявляться в нарушении совместной работы когнитивных функции, присущих правополушарному и леовополушарному мышлению. Это такие функции, как пространственное воображение, эмоциональная регуляция, интонационные характеристики речи, распределенные, или, преимущественно реализуемые, правым полушарием мозга и с другой стороны, анализ фонематического состава слова, построение последовательности мысленных актов, распознавание лексических характеристик слова, логическое мышление и других функции, преимущественно реализуемых левым полушарием мозга. О нарушении межполушарных взаимодействий так же свидетельствуют результаты анализа особенностей лабильности мышления у детей с дисграфией. Основные трудности, испытываемые детьми экспериментальной группы наблюдаются при выполнении заданий в которых участвуют пространственно-временные функции, геометрически-вербальные функции, то есть те функции, которые реализуются в противоположных полушариях и для сочетания которых в едином мыслительном акте необходимо тесное взаимодействие обоих полушарий. Кроме этого, необходимо отметить так же некоторое нарушение временной организации мыслительных актов у детей экспериментальной группы. Это выражается в трудностях выполнения этими детьми заданий, сочетающих в себе последовательности различных действий. При этом возможно явление интерференции предыдущего мыслительного акта на последующий, что влияет на ход мышления и способно порождать ошибки при решении различных задач. Интересно отметить, что при выполнении заданий, в которых требуется совершать последовательность однотипных действий, дети с дисграфией даже более успешны, чем контрольная группа. Следовательно, явление интерференции предыдущего акта на последующий помогает в выполнении заданий этих субтестов. Таким образом, можно говорить о наличии стертых форм персеверации, а, следовательно, и стертых формах афферентной моторной афазии.

Интересно рассмотреть причины данных нарушений, которые на наш взгляд могут крыться в нарушения внутриутробного развития плода во время беременности. Данные о различии в профиле билатеральной асимметрии девочек и мальчиков позволяют предположить влияние различных факторов, обуславливающих различное течение развития мальчиков и девочек в процессе онтогенеза. В частности, одним из важных факторов, формирующих билатеральную асимметрию в период внутриутробного развития, является концентрация мужских половых гормонов в крови эмбриона и матери (В.Л.Бианки, В.Л.Филипова «Асимметрия мозга и пол»). По данным В.Л.Бианки индивидуальный паттерн функциональной асимметрии мужчин зависит от уровня тестостерона в пренатальный период. Предполагается, что аномально высокая концентрация андрогена или повышенная чувствительность мозговых структур плода к его воздействию замедляет рост определенных зон левого полушария, что компенсируется увеличением других зон коры, в частности, гомологичных зон правого полушария и других участков коры. Эти процессы могут привести к инверсии стандартного паттерна мозгового доминирования. Аномальное доминирование полушарий связанное с депрессией левополушарных функций, что может обуславливать трудности в обучении и различные речевые нарушения, например: заикания, дислексию, дизартрию и аутизм (В.Л.Бианки, В.Л.Филипова «Асимметрия мозга и пол»). В применении к данным настоящего исследования, можно предположить, что дисграфия может являться комплексным дефектом, сочетающим, с одной стороны нарушения межполушарных взаимодействий, а с другой стороны, локальные нарушения в определенных зонах левого полушария, причиной которого является нарушения гормонального баланса в период внутриутробного развития ребенка, а возможно, и гормональные нарушения в процессе постнатального развития. Однако, этот тип нарушения чаще присущ мальчикам, что возможно влияет на частоту встречаемости дисграфии у лиц мужского пола.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.