Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Организация исследования






Организация исследования

Исследование особенностей профиля функциональной асимметрии учащихся проводилось в средних общеобразовательных школах № 338 № 337 Невского района с октября 2005 по март 2006 год.

В качестве объекта исследования была выбрана группа учащихся 3-х классов с диагнозом «дисграфия». Контрольная группа – дети 3-х классов без диагноза «дисграфия». Количество учащихся в каждой группе 30 человек.

В исследовании использовались следующие методики:

1. Методика на изучение интеллектуальной лабильности с помощью которой удается получить важную информацию о сформированности пространственно-временных представлений, навыков чтения, письма и счета у детей.

2. Оценка стилей мышления (К.Безингер);

3. Методика исследования профиля латеральной организации (Е.Д.Хомская, И.В.Ефимова).

В исследовании также использовались беседы с учителями, классными руководителями, родителями.

Характеристика групп испытуемых

Экспериментальная группа (дети с дисграфией).

 

В ходе изучения особенностей профиля функциональной асимметрии была обследована группа учащихся 3-х классов, количество школьников 30 человек. Из них 15 мальчиков и 15 девочек. Возрастной диапазон 9-10 лет. У детей с дисграфией отмечается неуспеваемость по русскому языку и литературе. Особую сложность представляет русский язык 88% учащихся имеют удовлетворительные оценки, 68% детей испытывают трудности в изучении литературы. При этом учителя отмечают у таких учащихся частые простудные заболевания, быструю утомляемость. Состав семьи охарактеризован классными руководителями таким образом: 47% школьников проживают в полных семьях, где имеются оба родителя, 14% школьников воспитывается бабушками, 39% проживают в семьях, состоящих в разводе. Все родители трудоустроены. Материальное положение выше прожиточного минимума.

 

Контрольные группа (дети без дисграфии)

Учащиеся 3-х классов, количество школьников 30 человек. Из них 19 мальчиков и 11 девочек. Возрастной диапазон 9-10 лет. Успеваемость по русскому языку и литературе у 72% учащихся отмечается педагогами как отличная, у 28% хорошая. Состав семьи охарактеризован классными руководителями таким образом: 75% школьников проживают в полных семьях, где имеется оба родителя, 25% детей проживают в семьях, состоящих из одного родителя, 10% воспитываются бабушками. Все родители трудоустроены. Материальное положение выше прожиточного минимума.

Содержание исследования

Методика на изучение интеллектуальной лабильности

Название: методика «Интеллектуальная лабильность».

Автор: не указан. Методика модифицирована нами для учащихся младших классов с трудностями в обучении.

Литературный источник: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию // Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992. С. 19–20.

Назначение методики: Методику рекомендуется использовать с целью прогноза в успешности усвоения нового вида деятельности и оценки качества выполнения этой деятельности. В нашем случае рассматривается способность к усвоению и использованию имеющихся знаний, умений и навыков у учащихся при выполнении целого ряда учебных заданий. Все задания соответствуют требованиям школьной программы для учеников третьего года обучения по таким предметам, как письмо, чтение, математика, а также начальные знания по геометрии.

Задачи методики. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты интеллектуальных действий, испытуемый должен в ограниченный промежуток времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые будет зачитывать ему психолог. Ученику понадобится вспомнить имеющиеся у него знания одновременно по нескольким учебным предметам и применять их для успешного выполнения предложенных заданий. В методике всего содержится 20 субтестов. Общее время, которое отводится для их выполнения, составляет 71 секунда или 1 минута 11 секунд.

Обследование проводится в индивидуальном порядке. Каждому испытуемому выдается специальный бланк. Экспериментатор перед тестированием предлагает испытуемому внимательно ознакомиться с заданиями, определиться с номерами квадратов, в которых расположены все задания. Объясняется последовательность выполнения всех субтестов. Во время тестирования испытуемый не может задавать каких-либо дополнительных вопросов экспериментатору.

Методика позволяет оценить у учащихся 3-го класса сформированность пространственных представлений. С этой целью можно анализировать результаты выполнения заданий № 2, 3, 5, 8, 9–11, 13, 15, 16, 19, 20. Временные представления нужны при выполнении заданий № 1, 4.

Исследование пространственно-временных представлений показали большое влияние сформированности пространственно-временных представлений на усвоение детьми навыков чтения, письма и счета. В частности, возникают стойкие ошибки на письме (Ляудис В.И., Негурэ И.П., 1994; Семенович А.В., 1998;. 2002; Сиротюк А.Л., 2003). Это связано с тем, что формирование одной из основных операций письма, а именно, моделирование звуковой стороны слова с помощью букв, оказывается сложным процессом. Реализация данной операции происходит в два этапа: 1) усвоение временной последовательности фонем, из которых состоит слово; 2) ее дальнейшая трансформация в пространственную последовательность букв. Нарушения или затруднения в формировании пространственно-временных представлений у детей приводит к возникновению стойких ошибок на письме различного характера. Аналогичные проблемы возникают при усвоении навыков счета, освоении знаний по геометрии.

В большинстве из 20-и заданий испытуемому требуется одновременно применить знания по основным предметам в их сочетании, при этом используя имеющиеся пространственно-временные представления. Таким образом методика позволяет оценить правополушарные\левополушарные модусы решения пространственно – временных и вербальных задач.

Интерпретация. Количественная обработка полученных данных при применении этой методики предполагает фиксацию правильности и полноты выполнения заданий в течение предложенного времени. После окончания установленного времени испытуемый заканчивает одно задание и сразу переходит на другое, не зависимо от успешности интеллектуальных действий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.