Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптикомеханический завод школьного приборостроения № 6, Сергиев Посад 3 страница






Как именно обстоят дела в отечественном здравоохранении, высветила и трагедия в Пермском крае. В декабре 2009 г., напомним, случился пожар в ночном клубе «Хромая лошадь». Погибли 149 человек. Потом и комиссия Минздрава выявила много любопытного: в крае произошло незаконное сокращение коечного фонда. В ожоговом отделении больницы №21 до 2007 г. было 60 коек, в 2008‑ м их осталось 52, а в 2009-м – только 40. В операционных дыхательная и наркозная аппаратура в 8 случаях из 10 имела стопроцентный износ (г-жа Голикова к этому времени сидела в своем кресле более двух лет). В больничных хозяйствах не было ни мониторов, ни инфузоматов, ни другого жизненно необходимого оборудования.

Нелишним будет напомнить: сегодня каждая третья больница и треть всех поликлиник находятся в аварийном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте.

Поликлиникам и больницам предоставляется возможность брать с пациентов деньги за так называемое «vip-обслуживание». Что же под этим подразумевается? К примеру, пройти на прием без очереди или без направления врача, получить рецепт на новейшие препараты, которые ещё не включены в обязательную страховку, лечь в уютный одноместный бокс вместо двадцатиместной палаты, пройти лечение анонимно и т.д.

Больные лежат в коридорах. Ресурсы поликлиник и больниц не безграничны, при комфортном размещении и обслуживании платных пациентов, на «бесплатников» может просто не хватить времени приема или места в палатах. А то и самой мотивации персонала заниматься их проблемами

На Западе давно существует малоприятная практика – недобросовестные медики назначают ненужные, но дорогостоящие обследования, препараты и процедуры тем пациентам, чья страховка покрывает такие расходы, и не назначают их «бесплатникам», лечащимся за счет федерального бюджета. В российских частных клиниках такие прецеденты, к сожалению, тоже уже встречались. Откровенное введение платных услуг может усугубить ситуацию.

При «вознаграждениях» в виде взятки деньги попадают в карман непосредственно того, кто лечит. А платные услуги перенаправят финансовые потоки в кассу учреждения, из которой назад, к врачам и медперсоналу, вернется лишь малая часть.

Кому-то в России невыгодно, чтобы люди были здоровы, так как дорогие и НЕ всегда эффективные лекарства приносят огромную прибыль. В том числе, откаты. А то, что «откатится» часть потенциально здорового населения страны, это побочный эффект, на него мало кто в правительстве обратит внимание...

В посёлках и деревнях за последние годы закрыты тысячи фельдшерско-акушерских пунктов и участковых больниц. Даже в населенных пунктах, где живут 1-2 тысячи человек, зачастую вообще невозможно получить никакую медицинскую помощь. Это особенно характерно для Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Мало толку от образцовых медицинских центров, которые в качестве красивой картинки демонстрируются на телеэкране, если больного просто некому отправить на обследование или на лечение!

Ничем нельзя оправдать и разрушение военной медицины. Этот процесс ударил по высококвалифицированным специалистам в данной области, которыми всегда гордилась наша страна. Теперь медицинская помощь становится малодоступной для значительной части военнослужащих и их семей.

Медицинское образование – одно из выдающихся достижений человечества. Врачи не только должны усвоить в процессе обучения огромный объем знаний, но также поддерживать его в течение всей своей деятельности, потому что их работа в прямом смысле имеет жизненную важность для людей.

Советскому Союзу досталась вполне европейская система медицинского образования, пусть и не вполне самостоятельная, но интегрированная в мировую медицину. В изоляции от мировой медицины СССР сохранил структуру подготовки в медицинских вузах на уровне начала ХХ века. Лишь во второй половине ХХ века стали уделять внимание индивидуальной подготовке врачей после окончания ими первичной подготовки в медицинском институте: интернатура (один год) и ординатура (два года).

Принятый недавно Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», по существу, не признает профессии врача и медицинской сестры. Они вообще упоминаются там только один раз – в разделе, трактующем права профессиональных организаций – единственном существенно измененном по требованию медицинской общественности. В остальном закон говорит о неких «медицинских работниках» с высшим или средним образованием. Наметившееся за 20 лет постсоветской России признание у врача индивидуальной квалификации, прав на практику и ответственности сводится к нулю – врач признается только в качестве наемного работника в медицинской организации.

Еще не так давно наша (советская) система образования считалась одной из лучших[239] в мире.

Страна, благодаря отечественным специалистам, на равных участвовала – и побеждала – в космической гонке. А отечественное оружие или, к примеру, атомные разработки – востребованы во всем мире до сих пор.

В какой момент все изменилось? Безусловно, какое-то снижение уровня началось уже во времена застоя, во времена Брежнева – но резкий и скачкообразный обвал произошел во времена Ельцина-Гайдара. Тогдашний режим принял стратегическое решение на развал системы образования (а значит, и страны). Вы не найдете упоминаний об этом решении в президентских указах или постановлениях правительства. Все было сделано проще и подлее. Из системы стали выдавливать специалистов, да и просто толковых людей. Последовательно, шаг за шагом, ход за ходом.

Людям платили нищенские зарплаты – на пару килограмм мяса примерно. Людям задерживали эти зарплаты – на полгода и больше. И людям день за днем показывали по телевизору, как воры и казнокрады разъезжают по европейским саммитам. Что оставалось делать простому преподавателю, винтику системы образования? Кто-то эмигрировал. До сих пор в США есть такая шутка – «университет – это место где русские профессора учат китайских студентов математике». И это горькая для нас шутка. Кто-то ушел из образования – в бизнес, в челноки, в «купи-продай», куда угодно – в лихие 90-е особо выбирать было не из чего. Кто-то просто умер. Кто-то жил с огородов.

В Интернете обсуждают принятый закон, согласно которому с 1 января 2013 года среднее образование в России якобы станет платным[240]. Мол, после перехода школ с бюджетного финансирования на самоокупаемость государство будет оплачивать только определенный объем услуг по госзаданию, а все остальное учреждениям придется зарабатывать самостоятельно. В связи с чем бесплатными будут: русский и английский языки, математика, физическая культура (по 2 часа в неделю) и один час в неделю истории. За остальные предметы придется платить. Называется и примерная стоимость – 6-7 тысяч рублей в месяц.

Больше всего вопросов вызывает именно проект федерального образовательного стандарта для старшей школы. По мнению его разработчиков, основная образовательная программа будет состоять из двух частей: обязательной (изучение всех базовых учебных предметов) и формируемой участниками образовательного процесса. Все эти занятия оплачиваются бюджетом. Все, что выходит за рамки требований стандарта, — за дополнительную плату.

Опасения вызывает сокращение количества предметов, которые предлагается бесплатно изучать в старших классах, практически в два раза (до 10-11). Старшеклассникам предлагают шесть предметных областей, из которых они сами выберут нужные предметы. В списке обязательных – физкультура, ОБЖ и «Россия в мире» (а не русский язык и математика, как ожидали многие). Плюсом к ним идут семь предметов по выбору, каждый из которых будет иметь три уровня изучения: интегрированный, базовый и профильный. В зависимости от 5- или 6-дневной недели общая нагрузка составит до 36 часов.

Здесь-то и появляются вопросы. Объясним на примере: учащемуся предлагается из предметной области «Естественные науки» выбрать один или два предмета на любом уровне. В списке — естествознание, физика, химия, биология и экология. Если ученик выбирает химию и биологию, то остальные предметы он сможет изучать за плату.

У людей в голове много информации, а, если по правде, то информационного мусора, информационного хаоса, и очень мало знаний, очень мало логики, способности связывать одни знания с другими. И поэтому нынешнюю ситуацию в сфере образования, считает гость в студии, можно сравнить с огромной катастрофой.

Теперь можно с уверенностью утверждать, что образование в СССР было на высшем уровне. Оно, конечно, во многом не соответствовало мировым стандартам. Но теперь-то мы хорошо понимаем, что это проблема «стандартов». Ибо сейчас мы имеем те самые мировые стандарты. Только вот самые способные представители нашей молодёжи, обученные в соответствии с этим стандартами, по нашим советским меркам вообще не тянут на грамотных. Так себе… твёрдые троечники.

Советская школа была до предела идеологизирована. Октябрята, пионерия, комсомол. С одной стороны, к этому относились и тогда критически, но вспомните – каково было быть не принятым в пионеры, или хуже того, исключённым? При всех своих недостатках, советская школа воспитывала граждан. Патриотов. И было понятно всем, что надо быть образованным. Это было престижно.

Сегодня всё оценивается только уровнем зарплаты, с тем, чтобы поменять пылесос «Самсунг» на «Филипс»[241], как того требует реклама. Зачем нужна литература, физика, химия, если для того, чтобы считать деньги, достаточно арифметики за 3-й класс? Как можно научить чему-то подрастающее поколение, если оно не понимает, зачем ему образование? Тем более, что у нас и большая часть старшего поколения уже переучилась жить по-новому.

Школы закрыли! Люди уезжают, остаются пожилые люди или кто не может выехать. ПЬЮТ ВСЕ, понимаете, ВСЕ! Даже подростки. От безысходности, от нищеты (в деревнях работы нет, живут на пенсии стариков, пьют на эти же пенсии).

Новый министр образования Дмитрий Ливанов считает, что число бюджетных мест должно быть сокращено как минимум вдвое, а студенты должны брать кредиты и сами оплачивать свою учебу.

Правительство принялось за сокращение вузов. Очевидно, что прикрыть оно может не все, а только государственные, потому как частные – сами себе хозяева. Свобода предпринимательства потому что. Делается это будто бы для повышения качества высшего образования.

Между тем, наибольшие нарекания вызывают знания, даваемые частными учебными заведениями: у государственных-то с этим все, как раз, было более-менее в порядке. Нет, с советскими временами, когда из студента вынимали душу, конечно, не сравнить, но всё же. Получается, что государственные вузы сильно проредят, а частые, которые гонят откровенную халтуру, оставят. Где логика?

Председатель Российского студенческого союза Артем Хромов говорит, что часто в процессе слияния учебных заведений экономят на преподавателях и сильно сокращают профессорский состав, а помещения сдают в аренду коммерческим структурам.

Болезнь русской школы началась одновременно с общим заболеванием государства Российского. С началом распада СССР и переходом страны на «демократические рельсы» русская школа оказалась в роли пасынка, выброшенного загулявшей матерью на помойку истории. Система образования оказалась не просто на задворках общественной жизни страны. Она обще была вычеркнута из основных приоритетов социальной политики государства.

На рубеже 90-х годов мы утратили одну идеологию, которая подверглась жесточайшим нападкам со стороны вновь появившихся «демократов», навсегда ушли октябрьские звёздочки, пионерские дружины и комсомольские организации. Но, как известно, свято место пусто не бывает. Им на смену пришли рок- и поп-группы, сообщества токсикоманов и наркоманов, организации скинхедов и сатанистов. Вместо «красных дат календаря» в российскую школу внедрились Хеллоуин и День сурка. Русская школа медленно, но уверенно начала погружаться в пучину мистики и вандализма.

С подачи и при активном содействии западных (в первую очередь, американских и британских) консультантов российская система образования постепенно начала утрачивать свои индивидуальные специфические особенности, свою самобытность и уникальность. В первую очередь это коснулось программного содержания, образовательных стандартов и системы оценки знаний учащихся.

Российские образовательные программы всегда отличались системностью и фундаментальностью, основанной на классическом подходе к формированию личности человека. Во главу угла всегда ставилось всестороннее развитие мыслительных способностей ребёнка, побуждение его к самостоятельной творческой деятельности.

Именно поэтому в советской школе всегда был большой выбор предметов и дисциплин, каждая из которых несла свою смысловую нагрузку. Кроме того, существовало множество дополнительных занятий по интересам в многочисленных кружках, секциях, студиях, которые способствовали развитию у ребёнка специальных умений и навыков. Сегодня российские образовательные стандарты полностью подогнаны под соответствующие американские аналоги, главной задачей которых всегда являлось прикладное использование уже наработанных кем-то открытий. На этой основе базируется и вводимая в России на американский манер тестовая система оценки знаний в виде так называемого ЕГЭ.

Столь грубое вмешательство в содержание образовательных стандартов привело к тому, что сами учителя сегодня не в состоянии в них разобраться. Кроме того, это привело к грубому искажению научной фактуры по ряду предметов, особенно гуманитарного цикла.

В частности, дана совершенно искажённая трактовка конкретных исторических событий, в которых участвовала наша страна. И это вполне понятно, потому что разрабатывались данные учебники под руководством и прямым присмотром со стороны Фонда Сороса и других «гуманитарных» организаций, активно действующих сегодня на территории России. Выхолащивание и искажение российских образовательных стандартов – важнейшая веха на пути полного разрушения нашего национального образования. Вокруг данного вопроса уже давно идут споры не только на уровне специалистов, но и на уровне Государственной Думы и правительства России.

Это полный перевод образования из разряда важнейших социальных функций государства по подготовке к дальнейшей самостоятельной жизни подрастающего населения своей страны в разряд платных услуг, которые каждый гражданин страны будет получать в меру своих финансовых возможностей.

В условиях, когда каждый пятый живёт за чертой бедности, это означает крах всей социальной сферы.

Даже нерадивый школьник знает, что дом без фундамента рано или поздно рухнет. При этом не помогут никакие подпорки.

Выпускник Гарвардского университета Андрей Фурсенко, занимающий сегодня пост министра науки и образования России, наконец-то сделал заявление о путях дальнейшего развития образования в стране. Согласно версии главы важнейшего государственного ведомства, в России больше не будет фундаментального классического образования. Это означает, что Россия лишается своего последнего национального приоритета.

Система образования России всегда была предметом зависти для западных научных кругов. Учёные всего мира во все времена отдавали дань высочайшему потенциалу российской научной школы. Интеллект нации – это, пожалуй, единственное, что удавалось сохранить России даже в годы тяжёлого лихолетья. Именно благодаря ему Россия всегда была величайшей державой мира.

Интеллектуальное развитие начинается со школьной скамьи. Не бездумное заучивание, а исследовательский процесс – вот что всегда отличало традиционную школу. Иностранные наблюдатели не могли понять, зачем в российской школе изучается большое количество, казалось бы, лишних предметов. Почему учителя настойчиво пытаются приучить школьников к тяжёлой умственной работе путём решения сложнейших задач и доказательств уже доказанных кем-то теорем.

Наученный может воспроизводить только то, что в него было заложено. Обученный может создавать новый мыслительный продукт. Таким образом, система фундаментального классического образования способствует всестороннему развитию интеллекта, который впоследствии будет способен на создание нового мыслительного продукта.

Так уж сложилось исторически, что много талантов в России рождались и вырастали в семьях простых крестьян, рабочих, служащих. Пытливый ум крестьянского сына Михайло Ломоносова возвёл его на вершину научной славы и позволил России вырваться вперёд по сравнению с просвещённой Европой на целые столетия. Бурное развитие системы образования в советский период и привлечение за школьную парту и научную кафедру людей пытливого ума из самых низких слоёв нашего общества позволило нашей стране выйти в число самых передовых в научном плане стран мира. Сегодня, при переходе на платную основу, мы вынуждены будем забыть о былом могуществе.

Говоря о всеобщей доступности образования, господин министр умалчивает о том, что практически все услуги студентам сегодня предоставляются вузами за деньги. Таким образом, нашим деревенским Кулибиным нет места на этом празднике жизни, именуемом «высшее образование». И какие бы мифы не придумывались ретивыми чиновниками, Россия при подобного рода «реформе образования» скоро скатится на уровень стран «третьего мира».

Итак, что же мы получили в результате административной реформы?

Можно совершенно уверенно сказать, что в России больше нет традиционного, классического, фундаментального образования.

В рамках так называемой «модернизации образования» фактически идёт тихая контрреволюция, практически незаметная невооружённому взгляду. Только специалисты понимают, что значит замена терминологии «образовательное учреждение» на «некоммерческая образовательная организация».

В рамках государственного учреждения их руководители не имели права брать деньги за обучение детей ни под каким соусом. Теперь «для обеспечения учебного процесса «директор школы или ректор института может установить дополнительные взносы, которые поступают в кассу (а иногда и мимо кассы) учебного заведения. Наши «реформаторы-экономисты) доказывают, что это только на пользу учебному заведению и самим учащимся.

Всё было бы так, если не один прискорбный факт: сегодня в нашей стране более 30 млн. человек живут за чертой бедности. А значит, эти люди не в состоянии платить ничего. И их дети обречены на нищенское существование и голодное вымирание. Но если даже не брать в расчёт эту категорию граждан России, то сегодня человек, имеющий по статистике «средний достаток», также не в состоянии оплатить эти так называемые «образовательные услуги». То есть только около 10% населения России после перехода страны на платную систему образования будут получать полноценное образование.

Кроме того, как это уже неоднократно говорили ведущие специалисты в системе в системе образования (в том числе ректор МГУ Виктор Садовничий), система ЕГЭ приведёт к потере страны огромного количества одарённых детей, которые, будучи талантливы в какой-то конкретной сфере, просто не смогут сдать этот пресловутый экзамен и попасть на учёбу в вуз.

Не лучше обстоит дело и с общим средним образованием. Под лукавым предлогом необходимости дополнительной подготовки детей к восприятию школьной программы вводится ещё один подготовительный класс, обучение в котором будет проводиться фактически за деньги самих родителей. Под тем же лукавым предлогом разгрузки учащихся на 25% будет проведено секвестрирование расходов на образование и сокращение численности учителей.

Но есть и другой аспект этой важнейшей проблемы. Сегодня в результате непродуманной политики в области развития науки и образования мы рискуем потерять не только интеллектуальный потенциал нации. Мы потеряем саму нацию.

Комков Сергей Константинович.

Президент Всероссийского Фонда Образования,

Доктор педагогических наук, профессор

Савченко рискнул высказать очевидную истину, что «если высшее образование становится платным, то перестает быть высшим». После чего добавил, что в той же Европе высшее образование оплачивает за свой счет, дай Бог, процентов 20 студентов, «да и те, похоже - иностранцы».[242] В качестве простейшего механизма финансирования Савченко предложил систему распределения выпускников с отработкой определенного срока. Кстати, именно такая схема распределения позволила Лужкову закрыть дефицит участковых врачей – и дать им образование бесплатно.

С детскими садами сложилась вообще катастрофическая ситуация. Их как сократили в конце девяностых за отсутствием детишек, так новые и не открыли в середине двухтысячных, когда пошла новая волна увеличения рождаемости. В зданиях для дошколят сидят налоговые инспекции, открыты рестораны, другие частные учреждения, которые, естественно, не собираются уступать место новому поколению россиян. А в оставшиеся муниципальные сады записываются очереди в 200-300 детей, которым так и не суждено получить бесплатное дошкольное образование.

Вообще, следует сказать, что количество учебных заведений, готовящих реальных специалистов в тех или иных отраслях народного хозяйства[243] катастрофически сократилось. Практически повсеместно не хватает обыкновенных специалистов технического профиля: сантехников, слесарей, токарей, фрезеровщиков и т.п.[244] В основной своей массе учебные заведения выпускают разнообразных «менеджеров», вузы перепрофилированы под нужды финансово-экономического сектора (а, в последнее время, в них еще вводятся и кафедры теологии, что вообще граничит с сумасшествием).

Произошло качественное снижение уровня образования. Обусловлено это и тем, что за последние годы резко сменился акцент на подготовку по техническим специальностям в пользу различного рода делопроизводителей, финансовых аналитиков и иных клерковых видов деятельности, и тем, что серьезно снизилось число преподавателей высокого класса; специалисты «старой школы» состарились или просто ушли из профессии, а новых не подготовили, да и готовить, собственно, некому. Да и какой интерес может быть у современных людей, решивших связать себя с благородной профессией учителя, если заработная плата в школах и вузах сопоставима с прожиточным минимумом? Вот и работают в школах и вузах, в основном, те, кто начал работать еще в советское время.

 

* Научно-исследовательская деятельность *

 

Про научно-исследовательскую деятельность можно писать много и долго. По сути, сейчас ее почти нет. Те незначительные центры, которые еще остались, не соответствуют вызовам современности ни состоянием научно-технического парка, ни уровнем оплаты труда тех, кто решил связать себя с научной деятельностью в нашей стране.

Ещё в 1998 г. А. Солженицын на общем собрании РАН, посвященном ее 275-летию, сказал, что «ещё никогда за три века своего существования на Руси наука не была покинута в таком пренебрежении и нищете».

– В течение десятилетий в СССР практически с нуля была создана мощная научно-техническая база и устойчивые механизмы ее воспроизводства, включая воспроизводство кадров. Именно эта база, своеобразная «научная ткань» общества, гарантировала научно-технический прогресс и, в конечном счете, независимость России. Продолжающийся распад этой «ткани» приведет в ближайшее время к полному разрыву связи между поколениями научных работников, исчезновению науки мирового уровня в России и утрате знаний в катастрофических масштабах, – заявляют научные сотрудники Центра физики высоких энергий Саутгемптонского университета.

Ученые констатируют «существенное отставание российской науки от науки мирового уровня» и видят главные проблемы в ее недофинансировании, «отсутствии стратегического планирования с постановкой ясных целей» и снижении стандартов преподавания естественных наук.

На совещании с министрами в июне 2009 года премьер Владимир Путин предупредил об «определенной оптимизации расходов» на науку в ближайшие три года в связи с экономическим кризисом[245].

Если в 2009 году эти расходы возросли почти в полтора раза, достигнув 251, 4 млрд рублей, то в проекте бюджета на 2010 год данная статья сократилась до 159 млрд рублей, упав ниже уровня 2008 года. До начала кризиса, согласно правительственному прогнозу, на науку в 2010 году предполагалось ассигновать 269, 2 млрд рублей, то есть реальная цифра оказалась почти вдвое ниже запланированной.

Принятые в 2006-2007 годах в рамках национального проекта «Образование» решения создать национальные университеты в Красноярске и Ростове-на-Дону и Национальный ядерный университет в Москве не выполнены, как по финансовым причинам, так и из-за возражений существующих учебных заведений, на базе которых они должны были формироваться.

Предполагалось, что новые элитные университеты примут первых студентов в 2008 году, а затем станут «центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня» и войдут в число наиболее престижных вузов мира.

Россия не сможет добиться ведущей роли на международной арене без развития научного потенциала страны. Мировой финансово-экономический кризис отбросил российскую экономику на пять, а то и больше лет назад. Стало ясно, что полученные в начале прошлого десятилетия огромные доходы от экспорта энергетических ресурсов не были использованы для диверсификации и модернизации российской экономики. Тот факт, что падение ВВП в России оказалось самым большим среди стран «большой двадцатки», подтверждает опасную зависимость нашей страны от конъюнктуры мирового рынка. При этом усиливается тенденция к превращению России в сырьевой придаток развитых стран мира.

Хотя в период холодной войны научный комплекс имел явный военно-промышленный перекос, а некоторые сферы исследований оказались жертвами идеологических догм, фундаментальная наука и многие отрасли прикладной науки в СССР находились на мировом уровне. Последние двадцать лет мы жили за счет научно-технологического задела, созданного в Советском Союзе.

В результате непродуманных реформ в 1990-е годы значительная часть отраслевой науки была приватизирована и бесследно исчезла. Резко сократилось бюджетное финансирование НИОКР. Уменьшилась почти в три раза численность научных исследователей. Произошла утрата целых научных школ.

Сложившаяся ситуация – это результат применения в России неолиберальных экономических концепций, согласно которым любое государственное вмешательство в экономику ведет к негативным последствиям. Такая вера в «невидимую руку рынка» затронула и государственную политику в научной сфере. Это предопределяет деградацию научно-технического потенциала нашей страны, если не удастся переломить сложившуюся тенденцию.

В этих условиях чуть ли ни единственным уцелевшим оплотом науки в нашей стране оказалась Российская Академия Наук (РАН), главной задачей которой является осуществление фундаментальных исследований. Но и РАН понесла немалые потери.

Не секрет, что уже на протяжении многих лет РАН фактически ведет борьбу за выживание. В 2009 году бюджет академии составлял всего 46 млрд. руб., или 1, 5 млрд. долл. Эта сумма катастрофически мала. Не прекращаются бюрократические попытки ликвидировать этот уникальный научно-исследовательский комплекс, превратить академию в некий «дискуссионный клуб», ввести какое-то «внешнее управление». Похоже, речь идет не о науке, а о контроле над финансовыми потоками и собственностью.

Обращает на себя внимание развернутая в СМИ кампания по дискредитации РАН, которую обвиняют во всех грехах. При этом используются разного рода фальсификации и подтасовки.

Так, «Аргументы и факты» утверждают, что бюджет РАН составляет 2% ВВП. Эту ложь растиражировали и некоторые другие СМИ. В реальности же все расходы Российской Федерации на НИОКР составляют только 1% ВВП. Расходы академии на самом деле составляют менее 0, 1% ВВП.

Конечно, не стоит идеализировать работу РАН, ее недостатки хорошо известны. Но они связаны прежде всего с мизерным финансированием академии. Тем не менее РАН сохраняет традиции академического самоуправления и сохраняет высокую репутацию в мировом научном сообществе. Академия остается носителем глубокой научной культуры и продолжает вести исследования по достаточно широкому фронту науки.

У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2–3% ВВП, в том числе у США – 2, 7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигают 3, 5–4, 5% ВВП. Очень высокими темпами наращивает расходы на НИОКР Китай (1, 7% ВВП). Ожидается, что в следующем десятилетии КНР догонит США по объему расходов на науку. Быстро растут расходы на НИОКР и в Индии. К 2012 году они достигнут 2% ВВП. Европейский союз поставил задачу увеличить расходы на НИОКР до 3% ВВП.

Кроме того, в 21 стране ОЭСР применяются меры налогового стимулирования частных расходов на НИОКР. К главным косвенным способам поощрения инновационной активности относятся налоговые кредиты и льготное налогообложение для корпораций, осуществляющих государственные или собственные программы НИОКР. Эти меры иногда называют «налоговыми расходами».

Что осталось от наукоёмкой промышленности России?

Научные исследования в Советском Союзе были востребованы прежде всего военно-промышленным комплексом. ВПК демократической России ныне находится в катастрофическом состоянии (А. Костюнин, председатель Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард», газета «Дуэль», № 49, 2005г.).

– В 1988 году затраты на военные цели стран НАТО превышали военные расходы СССР в 2, 3 раза, а в 1997 году (уже по отношению к России) в 18, 7 раза.

– За период с 1989 по 1997 год объём наших военных расходов в сопоставимых ценах сократился на 87%, в США они снизились на 31%, в Германии – на 27%, в Великобритании – на 23%, во Франции – на 10%, в Италии – на 5%.

– Многократно снизился оборонный заказ, который не позволяет загрузить производственные мощности ВПК более чем на 5-8%.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.