БЛОК 3.Нормативно-правовые и организационно-методические основы деятельности практического психолога образования
1. Специалисты службы практической психологии образования в своей работе руководствуются, прежде всего:
1) Уставом образовательного учреждения;
2) Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ;
3) Конвенцией о правах ребенка.
4) Законом об образовании;
5) Трудовым кодексом РФ.
2. Обязательные документы, которые ведет педагог-психолог:
1) план работы педагога-психолога образовательного учреждения;
2) заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования;
3) аналитический отчет о работе педагога-психолога за год;
4) все выше перечисленное;
5) нет верного ответа.
3. Каковы организационно-правовые аспекты работы педагога-психолога в образовательном учреждении?
1) практический психолог образования является специалистом с высшим образованием психологическим или педагогическим с дополнительной специализацией «Психология»;
2) педагог-психолог уравнен в отношении пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений;
3) педагог-психолог уравнен в отношении оплаты, присвоения категории, продолжительности отпуска с педагогическим персоналом образовательных учреждений;
4) все выше перечисленное;
5) нет верного ответа.
4. При составлении плана педагогу-психологу необходимо учитывать:
1) цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
2) приоритет прав и интересов директора образовательного учреждения как основного заказчика;
3) пожелания родителей;
4) собственные желания;
5) нет верного ответа.
| 5. В структуру социально-психологической службы образовательного учреждения входят:
1) педагоги, психологи, логопеды;
2) логопеды, дефектологи, врачи;
3) педагоги-психологи, учителя;
4) педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды;
5) нет верного ответа.
6. Кому подчиняется педагог-психолог?
1) директору;
2) заместителю директора по учебно-методической работе;
3) учителю;
4) заместителю директора по организационной работе;
5) заместителю директора по воспитательной работе.
7. Основной нормативный документ, определяющий организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии:
1) Конституция РФ;
2) Закон об образовании РФ;
3) Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ;
4) Конвенция о правах ребенка;
5) Трудовой кодекс РФ.
8. Перечислите документы учета деятельности педагога-психолога:
1) программа работы педагога-психолога с группой;
2) аналитический отчет о работе педагога-психолога за год;
3) заключение по результатам диагностики;
4) план проведения мероприятия;
5) психолого-медико-педагогическая характеристика.
9. Формами работы педагога-психолога образования являются:
1) психолого-медико-педагогическая комиссия;
2) психолого-медико-педагогический консилиум;
3) социально-психологический тренинг;
4) индивидуальная и групповая консультация;
5) все выше перечисленное.
10. Основными должностными обязанностями педагога-психолога являются:
1) сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;
2) психотерапия семьи учащихся;
3) Экспертиза образовательных программ;
4) содействие охране прав личности;
5) все выше перечисленное.
11. Трудовой отпуск педагога-психолога общеобразовательного учреждения составляет:
1) 56 календарных дней;
2) 36 календарных дней;
3) 42 календарных дня;
4) 56 рабочих дней;
5) 24 рабочих дня.
12. Трудовой отпуск педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения составляет:
1) 56 календарных дней;
2) 36 календарных дней;
3) 42 календарных дня;
4) 56 рабочих дней;
5) 24 рабочих дня.
13. Трудовой отпуск педагога-психолога учреждения дополнительного образования составляет:
1) 56 календарных дней;
2) 36 календарных дней;
3) 42 календарных дня;
4) 56 рабочих дней;
5) 24 рабочих дня.
14. Психологическое просвещение — это:
1) разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
2) формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития;
3) своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
4) все ответы верны;
5) нет верных ответов.
15. Психологическая диагностика — это:
1) углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения;
2) предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях;
3) определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении;
4) все ответы верны;
5) нет верных ответов.
16. Структура и основы содержания заключение по результатам психодиагностического исследования включает в себя:
1) причину исследования (в изложении обратившегося);
2) результаты исследования;
3) рекомендации по результатам исследования;
4) все перечисленное выше;
5) перечисленное выше не является верным ответом.
17. Нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет:
1) 24 часа в неделю;
2) 18 часов в неделю;
3) 40 часов в неделю;
4) 36 часов в неделю;
5) 20 часов в неделю.
18. Психолого-педагогический анализ урока содержит:
1) психологическую оценку структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами;
2) проявление познавательной деятельности учащихся на уроке и управление ею;
3) организацию учителем обратной связи;
4) все перечисленное выше;
5) нет верных ответов.
6) перечисленное выше не является верным ответом.
19. Какие графы включает в себя журнал консультаций психолога?
1) Ф.И.О. (код) консультируемого;
2) повод обращения;
3) результаты выполнения диагностического задания;
4) все перечисленное выше;
5) перечисленное выше не является верным ответом.
20. Целью работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения является:
1) определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья;
2) оказание консультативной помощи родителям, педагогам, врачам, социальным работникам, другим заинтересованным лицам и организациям по проблемам воспитания и обучения детей и подростков с проблемами в развитии;
3) комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика трудностей адаптации учащихся к образовательному учреждению и отклоняющегося поведения детей и подростков;
4) все перечисленное;
5) нет верных ответов.
21. Какие аспекты личности должна отражать психолого-педагогическая характеристика?
1) общие сведения о ребенке;
2) индивидуально-типологические особенности личности;
3) особенности межличностных отношений;
4) все перечисленное выше;
5) нет верных ответов.
6) перечисленное выше не является верным ответом.
22. Что может включать в себя психолого-педагогический анализ урока?
1) акт о внедрении преподаваемой программы;
2) культура речи учеников;
3) степень конкретности, четкости и лаконичности цели занятия;
4) все ответы верны;
5) нечего из выше перечисленного.
23. Какие структурные элементы включает в себя программа коррекционно-развивающих занятий?
1) актуальность, цель программы, задачи;
2) поурочное планирование;
3) список литературы;
4) все перечисленное выше;
5) перечисленное выше не является верным ответом.
24. Какие структурные элементы включает в себя заключение по результатам психодиагностического исследования?
1) анамнестические данные;
2) причина исследования (в изложении обратившегося);
3) выводы и рекомендации;
4) все перечисленное выше;
5) перечисленное выше не является верным ответом.
25. Целью психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения является:
1) определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями ребенка;
2) ПМПк составляет диагностико-коррекционные программы с учетом индивидуальных возможностей ребенка;
3) выявление " зоны актуального развития" и " зоны ближайшего развития" ребенка, имеющего затруднения в учебе;
4) все перечисленное выше;
5) перечисленное выше не является верным ответом.
26. Задачами психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения является:
1) выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
2) разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания сопровождения;
3) решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка;
4) все перечисленное выше;
5) перечисленное выше не является верным ответом.
27. В психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения ведется следующая документация:
1) карта развития ребенка;
2) договор о сотрудничестве городской ПМПК и школьного ПМПк;
3) выписки из протоколов городской ПМПК;
4) все перечисленное выше;
5) перечисленное выше не является верным ответом.
28. Порядок подготовки и проведения психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения следующий:
1) плановые консилиумы проводятся один раз в четверть;
2) для повышения эффективности коррекционноговоздействия на ребенка назначается ведущий специалист;
3) внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов;
4) все перечисленное выше;
5) перечисленное выше не является верным ответом.
29. Структура психологической службы не включает в себя:
1) научно-методический центр по практической психологии при Министерстве образования;
2) центры медицинской помощи;
3) центры психологической помощи при региональном управлении образования;
4) муниципальные центры психологической службы образования;
5) социально-психологические службы образовательных учреждений.
30. Практический психолог образования должен являться специалистом:
1) с высшим образованием;
2) с высшим психологическим или педагогическим образованием, с дополнительной специализацией «Психология»;
3) со средним специальным педагогическим или психологическим образованием;
4) с высшим педагогическим образованием;
5) все ответы верны.
31. Практический психолог образования должен являться специалистом с высшим психологическим или педагогическим образованием с дополнительной специализацией:
1) «Педология»;
2) «Философия»;
3) «Психология»;
4) «Педагогика»;
5) «Обществознание».
32. Педагоги-психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и по … линиям.
1) научной;
2) профессиональной;
3) педагогической;
4) социальной;
5) психологической.
33. … помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения. Подберите первое пропущенное слово:
1) специализированная;
2) первичная;
3) эффективная;
4) научно-методическая;
5) педагогическая.
34.... помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании. Подберите первое пропущенное слово:
1) специализированная;
2) первичная;
3) эффективная;
4) научно-методическая;
5) педагогическая.
35. … обеспечение деятельности службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования. Подберите первое пропущенное слово:
1) специализированное;
2) первичное;
3) эффективное;
4) научно-методическое;
5) педагогическое.
36. Что не входит в функции педагога-психолога образования:
1) осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях;
2) способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
3) проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
4) формирует научно обоснованную концепцию психологической службы в системе образования, выявляет реальные функции и позиции педагога-психолога в системе отношений в учебном учреждении, обосновывает и разрабатывает технологии работы и инструментарии практического психолога образования;
5) нет верных ответов;
37. Педагог-психолог должен знать все кроме отмеченного в пункте:
1) Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования;
2) Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка;
3) методологию ведения уроков, основы формирования научно обоснованной концепции психологической службы в системе образования;
4) правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
5) нет верных ответов.
38. Административное управление психологической службы образования осуществляется:
1) отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений;
2) через сеть психолого-педагогических и медико-социальных центров разного уровня;
3) верен ответ п.1;
4) верен ответ п. 2;
5) верен ответ п.1-2.
39. Профессиональное управление психологической службы образования осуществляется:
1) отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений;
2) через сеть психолого-педагогических и медико-социальных центров разного уровня;
3) верен ответ п.1;
4) верен ответ п. 2.
5) верен ответ п.1-2.
40. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется:
1) правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
2) приказом директора образовательного учреждения;
3) распоряжением начальника управления образованием;
4) самим педагогом-психологом образовательного учреждения;
5) верен ответ п.1, 3.
41. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется с учетом:
1) выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
2) подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации;
3) верно определенное в п. 1;
4) верно определенное в п. 2;
5) верно определенное в п. 1 и 2.
42. Особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – это:
1) психологическая помощь;
2) психолого-педагогическое сопровождение;
3) психологическая поддержка;
4) психолого-педагогическая диагностика;
5) психолого-педагогическое консультирование.
43. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является:
1) обеспечение нормального развития (в соответствии с нормами развития в соответствующем возрасте);
2) обеспечение профессионального психолого-педагогического консультирования;
3) организация учебно-воспитательного процесса;
4) развитие гармоничной личности;
5) нет верных ответов.
44. Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению (по М.Р. Битяновой):
1) скрининг;
2) формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
3) экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений;
4) все выше перечисленное;
5) верных ответов нет.
45. Специалист по психолого-педагогическому сопровождению:
1) владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции;
2) обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности;
3) верно перечисленное в п.1;
4) верно перечисленное в п.2;
5) верно перечисленное в п.1 и 2.
46. В направления психолого-педагогического сопровождения в условиях модернизации образования не входит:
1) обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания;
2) сохранение и укрепление здоровья детей;
3) активное применение методов семейной терапии;
4) психолого-педагогическое сопровождение перехода на профильное обучение в старшей школе;
5) нет верных ответов.
47. Выявление и поддержка одаренных детей – важная цель психолого-педагогического сопровождения. В ее задачи не входит:
1) разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
2) формирование адекватной самооценки;
3) профилактика неврозов;
4) развитие познавательной сферы одаренных детей;
5) ответы п.1-3.
48. Вся документация педагога-психолога делится на:
1) рабочую и отчетную;
2) аналитическую и констатирующую;
3) внешнюю и внутреннюю;
4) профессиональную и личную;
5) открытую и закрытую.
49. Рабочая документация педагога-психолога служит задаче:
1) непосредственного отражения содержания деятельности педагога-психолога;
2) непосредственной регистрации деятельности психолога;
3) верно указанное в п.2.
4) верно указанное в п.1.
5) верно указанное в п. 1-2.
50. Отчетная документация педагога-психолога служит задаче:
1) непосредственного отражения содержания деятельности педагога-психолога;
2) непосредственной регистрации деятельности психолога;
3) верно указанное в п.2.
4) верно указанное в п.1;
5) верно указанное в п. 1-2
51. По отчетной документации администрация судит:
1) о профессионализме педагога-психолога, эффективности его работы;
2) о работе педагога-психолога в целом, по ней определяется выполняемый объем работы, соответствие его с рабочей нагрузкой;
3) верны высказывания п.1;
4) верны высказывания п.2;
5) верно указанное в п. 1-2
52. Имеет смысл вести два вида отчетной документации:
1) текущую (за принятый отчетный период) и итоговую (за учебный год);
2) отчетную и аналитическую;
3) план работы и заключения по результатам диагностики;
4) психолого-педагогическую характеристику и психологический анализ урока;
5) верно указанное в п. 2-4.
53. В каких случаях предусматривается своеобразная кодировка в документации педагога-психолога:
1) когда нет шкафа с замком или сейфа;
2) когда необходимо соблюдать анонимность обследования;
3) в первом и во втором случае;
4) никогда нет необходимости, кодировка только путает педагога-психолога;
5) верно указанное в п. 1, 3.
54. … следует рассматривать как исключительно «внутренний», который является абсолютно конфиденциальным документом педагога-психолога. Укажите пропущенное слово:
1) заключения по результатам обследования;
2) аналитические отчеты;
3) протоколы обследования;
4) психолого-педагогические характеристики;
5) справка о выполнении работы за неделю.
55. Какая из форм документации является обязательной для ведения педагогом-психологом образовательного учреждения любого типа и вида?
1) коррекционно-развивающая программа;
2) план работы;
3) авторская программа;
4) карта психолого-медико-социальной помощи ребенку;
5) план тренинговых занятий.
56. Принципы, не имеющие непосредственное отношение к организации методического оснащения практического психолога образования:
1) арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки и т.д.;
2) должны быть методики для разных возрастных групп;
3) должны быть представлены методики для индивидуального и для группового исследования;
4) педагог-психолог должен соблюдать принципы профессиональной кооперации, «не навреди», квалифицированной пропаганды психологии и др.;
5) верно указанное в п. 1-2.
57. В основу работы педагога-психолога в системе образования положена определенная система принципов. Основной принцип – это:
1) принцип коллективного подхода;
2) принцип индивидуального подхода;
3) принцип конфиденциального подхода;
4) принцип единовременного подхода;
5) принцип консолидации усилий.
58. В основу работы педагога-психолога в системе образования положена определенная фундаментальная система принципов – это:
1) принцип индивидуального подхода, принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями, принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами;
2) принцип профессиональной кооперации, принцип «не навреди», принцип квалифицированной пропаганды психологии, принцип конфиденциальности;
3) перечисленное в п.1;
4) перечисленное в п.2.
5) верно указанное в п. 1-2.
59. К организационным принципам работы педагога-психолога не относится:
1) принцип многообразия форм и методов работы;
2) принцип «не навреди»;
3) принципа нравственности;
4) принцип конфиденциальности;
5) принцип преемственности.
60. Какие документы определяют нормативно-правовое и организационное обеспечение службы практической психологии в образовании?
1) Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон РФ «Об образовании», Трудовой кодекс РФ, Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации и др.;
2) Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», приказ «О перечне видов медицинской деятельности подлежащих лицензированию», Приказ «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия» и др.
3) перечисленное в п.1;
4) перечисленное в п.2;
5) верно указанное в п. 1-2.
БЛОК 4. Практический психолог как профессионал и как личность
1. Конфиденциальность в работе психолога важна потому, что:
1) дает возможность клиенту чувствовать уверенность в своей безопасности;
2) большинство клиентов опасается, что если на работе станет известно об их посещении психолога, это может отрицательно сказаться на карьере;
3) вовсе не важна;
4) необходимо поддерживать сложившиеся профессиональные традиции;
5) перечисленное в п.2, 4.
2. Основными должностными обязанностями педагога-психолога являются:
1) апробирование новейших достижений практической психологии;
2) определение факторов, препятствующих развитию семейных отношений личности;
3) создание условий для развития личности в образовательном учреждении;
4) научно-методическая деятельность;
5) перечисленное в п.2, 4.
3. Основными требованиями к личности педагога-психолога являются (по Овчаровой Р.В.):
1) высокие умственные способности;
2) ответственность;
3) эмоциональная устойчивость;
4) все выше перечисленное;
5) перечисленное в п.2, 4.
4. Организационное обеспечение работы кабинета педагога-психолога предполагает наличие:
1) необходимой документации;
2) материально-технического оснащения;
3) соблюдение температурного режима;
4) все перечисленное выше;
5) нет верных ответов.
| 5. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что информация, получаемая психологом, не подлежит разглашению:
1) принцип конфиденциальности;
2) принцип компетентности;
3) принцип ответственности;
4) принцип этической и юридической правомочности;
5) принцип квалифицированной пропаганды знаний.
6. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности:
1) принцип конфиденциальности;
2) принцип компетентности;
3) принцип ответственности;
4) принцип этической и юридической правомочности;
5) принцип квалифицированной пропаганды знаний.
7. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность; проводя исследование, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей:
1) принцип конфиденциальности;
2) принцип компетентности;
3) принцип ответственности;
4) принцип этической и юридической правомочности;
5) принцип квалифицированной пропаганды знаний.
8. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что психолог в любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы:
1) принцип конфиденциальности;
2) принцип профессиональной кооперации;
3) принцип компетентности;
4) принцип квалифицированной пропаганды психологических знаний;
5) принцип благополучия клиента.
9. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности:
1) принцип конфиденциальности;
2) принцип профессиональной кооперации;
3) принцип компетентности;
4) принцип квалифицированной пропаганды психологических знаний;
5) принцип благополучия клиента.
10. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе и т. д.
1) принцип компетентности;
2) принцип ответственности;
3) принцип квалифицированной пропаганды психологии;
4) принцип профессиональной кооперации;
5) принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
11. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений?
1) принцип компетентности;
2) принцип ответственности;
3) принцип квалифицированной пропаганды психологии;
4) принцип профессиональной кооперации;
5) принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
12. Какое из перечисленных требований к личности психолога не входит в ряд основных доминант:
1) социальность
2) практичность
3) энергичность
4) эмоциональная стабильность;
5) коммуникабельность.
13. Какое из перечисленных личностных качеств нельзя отнести к разряду несовместимых с работой психолога:
1) низкий интеллект;
2) наличие эмпатии;
3) плохое сопротивление стрессу;
4) незрелость личности;
5) низкий уровень коммуникативных функций.
14. Условно выделяются два типа психологов, какие это типы:
1) эгоцентричный и эмпатичный;
2) интеллектуальный и социабельный;
3) невротичный и социально направленный;
4) критичный и независимый;
5) коммуникативный и перцептивный.
15. В работе Ю.М. Укке «Диагностика сознательного выбора профессии японских школьников» дан перечень качеств, необходимых при выборе профессии психолога, какая из представленных последовательностей не входит в этот перечень:
1) логичность и независимость мышления;
2) развитие интуиции и предугадывания;
3) межличностное общение, групповая работа;
4) точность, внимательное отношение к людям;
5) коммуникабельность и эмпатия.
16. Для чего в первую очередь психологу нужна примерная модель знаний, умений и профессионально важных качеств:
1) для расширения кругозора;
2) для профессионального самосовершенствования;
3) для формирования положительной мотивации;
4) для формирования организованности личности;
5) вовсе не нужна.
17. К этому типу относятся рассудительные, аналитичные, независимые люди с преобладанием теоретических ценностей. О каком типе психолога идет речь:
1) интеллектуальном;
2) эмпатичном;
3) социабельном;
4) невротичном;
5) коммуникабельном.
18. Люди, стремящиеся поучать и воспитывать, психологически настроенные на человека, умеющие общаться и нуждающиеся в контактах, относятся к:
1) интеллектуальному типу;
2) эмпатичному типу;
3) социабельному типу;
4) невротичному типу;
5) коммуникабельному типу.
19. Какие виды психологического консультирования выделяют:
1) интимно-личностное;
2) консультирование семейного характера;
3) психолого-педагогическое консультирование;
4) деловое;
5) верны ответы п.1-4.
20. В этом виде консультирования важны деликатность, тактичность а также соответствующий жизненный опыт, возраст консультанта должен превышать возраст клиента (не более 20 лет). Речь идет о:
1) деловом консультировании;
2) психолого-педагогическом;
3) консультирование общего характера;
4) интимно-личностном;
5) консультирование семейного характера.
21. Данный тип психологического консультирования включает такую особенность: консультант должен иметь опыт воспитания собственных детей и желательно разного возраста. Это:
1) интимно-личностное консультирование;
2) деловое;
3) психолого-педагогическое;
4) семейное;
5) консультирование общего характера.
22. В этом виде психологического консультирования есть следующие требования: знание дела, по поводу которого консультируется клиент, консультант презентирует себя как человека делового, консультирование в идеале проводится на работе клиента. Это:
1) психолого-педагогическое консультирование;
2) интимно-личностное;
3) семейное;
4) общее;
5) деловое.
23. В рамках этого вида консультирования предъявляются такие требования: консультант должен быть старше возрастом, чем клиент, женат или имевший в прошлом семью, должны быть в наличии дети, или совместно проживающие родственники. Речь о:
1) интимно личностном консультировании;
2) деловом;
3) психолого-педагогическом;
4) семейном;
5) общем.
24. Для чего консультанту необходимо прохождение психологического консультирования в роли клиента:
1) для решения собственных проблем, и более глубокого понимания чувств своих клиентов
2) для прохождения процедуры повышения квалификации
3) верно только 1;
4) верно только 2;
5) верно 1 и 2.
25. Психолог-консультант повышает уровень своего мастерства посредством:
1) подготовки и защиты диссертации
2) сдачи квалификационных экзаменов
3) освоения новых методов психотерапии и психокоррекции
4) все ответы верны;
5) нет верных ответов.
26. Для чего психологу-консультанту необходимо получение новейших научных и практических знаний в областях современной психологии:
1) для развития умения решать множество профессиональных задач, для личностного роста;
2) для удовлетворения стремления соответствовать своим коллегам;
3) верен только ответ 2;
4) верны ответы 1 и 2;
5) верен только ответ 1.
27. Кто или что, по мнению большинства исследователей, является главным инструментом в работе психолога-практика:
1) клиенты;
2) сам психолог, его личность;
3) методологический аппарат;
4) воображение клиента;
5) эмпатия.
28. В рамках какой парадигмы разработаны теории психологической помощи:
1) экспериментальной;
2) коммуникативной;
3) естественно-научной;
4) верны все ответы;
5) нет верных ответов.
29. Если психолог предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию и одобрению, любит идти в ногу с событиями, то он:
1) асоциабелен;
2) социабелен;
3) альтруистичен;
4) гуманистичен;
5) коммуникативен.
30. Если психолог выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, то он:
1) эмоционально дезадаптирован;
2) эмоционально холоден;
3) эмоционально устойчив;
4) верны все ответы;
5) нет верных ответов.
31. Если психолог проницателен, свободомыслящ, скурпулезен и склонен к экспериментам, то это говорит о:
1) умении хорошо презентировать себя;
2) хорошем умении взаимодействовать с людьми;
3) высоких умственных способностях;
4) умении производить впечатление на окружающих;
5) умении понимать язык жестов.
32. Какие черты часто заявляются людьми как несоответствующие для личности психолога:
1) незрелость личности;
2) невротичность;
3) отсутствие эмпатии;
4) верны все ответы;
5) нет верных ответов.
33. Представители интеллектуального типа психологов это чаще всего:
1) работники дошкольных учреждений;
2) выпускники университетов, идущие в науку;
3) педагоги;
4) педагоги-психологи;
5) все ответы верны.
34. Представители социабельного типа психологов, это в основном:
1) люди, идущие в область науки;
2) педагоги;
3) работники дошкольных учреждений;
4) работники кадровых организаций;
5) педагоги интернатных учреждений.
35. Общение психолога с клиентом требует вклада эмпатии, доброжелательности, внимательности, терпения, настойчивости. Все эти качества должны неизменно сочетаться с:
1) педагогической интуицией;
2) оптимизмом и неформальным стилем общения;
3) педагогической интуицией и оптимизмом;
4) хорошим настроением консультанта;
5) экстрасенсорными способностями.
36. Для того чтобы помочь человеку, прежде всего, необходимо:
1) указать ему на его проблемы;
2) необходим момент психологического кризиса;
3) он должен сам захотеть что-то изменить в себе;
4) необходимо влияние на клиента близких людей;
5) необходимо чтобы у него случилось горе.
37. Когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека, принятие в собственном сознании роли другого человека, скрытый коммуникативный процесс, это есть:
1) симпатия;
2) эмпатия;
3) эмоциональность;
4) коммуникабельность;
5) ответственность.
38. Устойчивая система мировоззренческих, психологических и общественного развития, это определение понятия:
1) индивид;
2) сознание;
3) личность;
4) индивидуальность;
5) взрослый.
39. К способам получения новых научных и практических знаний в области психологии относятся:
1) посещение семинаров;
2) прохождение курсов повышения квалификации;
3) самостоятельная работа с новой научной литературой;
4) все ответы верны;
5) нет верных ответов.
40. Требование в отсутствии следующих качеств в личности психолога, таких как: незрелость личности, низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная независимость мысли, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, высокая тревожность, является:
1) нормированным;
2) абсолютизированным;
3) формально существующим;
4) не формально существующим;
5) непреложно соблюдаемым.
41. Какие из перечисленных ниже профессиональных умений важны в работе психолога:
1) организационные, коммуникативные, психодиагностические;
2) прогнозирования вариантов развития;
3) психопрофилактика и психокоррекция;
4) все утверждения верны;
5) нет верных утверждений.
42. С какими этическими проблемами и «соблазнами» не сталкивается практический психолог?
1) соблазн власти;
2) соблазн самокрасования;
3) соблазн следования «методическим модам»;
4) соблазн чрезмерного экспериментирования;
5) соблазн контроля.
43. Этические принципы не призваны обеспечивать:
1) решение профессиональных задач;
2) решение проблем клиента;
3) защиту законных прав клиента;
4) сохранение доверия между психологом и клиентом;
5) защиту психолога.
44. К основным этическим принципам не относится:
1) принцип целеполагания;
2) принцип компетентности;
3) принцип конфеденциальности;
4) принцип ответственности;
5) принцип «не навреди».
45. Следующее утверждение не верно:
1) психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения клиентов;
2) психологи не должны осуществлять дискриминацию по полу;
3) психологи могут использовать превосходство по отношению к клиенту;
4) психологи должны быть беспристрастны;
5) психологи должны быть прямолинейны и безапелляционны.
46. При каких обстоятельствах соблюдается конфеденциальность?
1) если существует риск для жизни клиента;
2) при необходимости госпитализации клиента;
3) при участии клиента в распространении наркотиков;
4) если психолог в одиночку не в состоянии разрешить проблему клиента;
5) если существует риск для жизни человека.
47. Для психолога нецелесообразно:
1) консультирование родственников, друзей, сотрудников;
2) сексуальные отношения с клиентом;
3) личностные отношения с клиентом;
4) все ответы верны;
5) нет верного ответа.
48. В работе психолог осуществляет следующие принципы:
1) принцип «не навреди»;
2) принцип отстранённости;
3) принцип добровольности клиента;
4) верны ответы 1, 3;
5) верны ответы 2, 3.
49. Деятельность психолога направлена на:
1) достижение негуманных целей;
2) достижение личных целей;
3) достижение социальных целей;
4) достижение возвышенных целей;
5) достижение профессиональных целей.
50. В чём заключается проблема ответственности психолога?
1) психолог должен брать всю ответственность на себя;
2) психолог не должен возлагать всю ответственность на клиента;
3) психолог берёт ответственность за принятие решений;
4) психолог формирует у клиента чувство ответственности;
5) психолог должен возлагать всю ответственность на клиента.
51. В чём заключается проблема «сапожника без сапог»?
1) психолог должен на время отодвинуть в сторону свои проблемы;
2) психолог должен быть вооружён готовыми рецептами поведения;
3) психолог не должен уметь самостоятельно находить ответы на вопросы;
4) все ответы верны;
5) нет верных ответов.
52. Этический кодекс должен служить психологу:
1) ориентиром при планировании и построении работы с клиентом;
2) ориентиромпри разрешении внутриличностных конфликтов;
3) ориентиром при решении проблем клиента;
4) все ответы верны;
5) нет верных ответов.
53. Верно следующее утверждение:
1) психолог не несёт профессиональной ответственности за высказывания на психологические темы, сделанные в СМИ;
2) психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством;
3) психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур;
4) психолог не несёт ответственности за последствия при принятии решения об оказании помощи недееспособным лицам;
5) психолог должен «идти вслед» за клиентом.
54. В чём заключается принцип этической и юридической правомочности?
1) психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством;
2) психолог сотрудничает с юристами;
3) нормы Кодекса не распространяются на профессиональные; отношения психолога с клиентом;
4) все ответы верны;
5) нет верных ответов.
55. В принцип благополучия клиента входит:
1) подбадривание клиента;
2) руководство принципом «не навреди»;
3) ограничение свобод личности;
4) все ответы верны;
5) нет правильного ответа.
56. В чём суть принципа профессиональной кооперации?
1) работа психолога основана на уважении других специалистов и их методов;
2) психолог не может вынести проблему на обсуждение методического объединения;
3) психолог не воздерживается от публичных оценок и замечаний;
4) все ответы верны;
5) нет правильного ответа.
57. Верно следующее утверждение:
1) психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы;
2) не всегда соблюдается добровольность клиента;
3) психолог должен использовать профессиональную терминологию
4) все ответы верны;
5) нет правильного ответа.
58. К этическим стандартам психолога не относят утверждение:
1) деятельность психолога направлена к достижению благополучия клиента;
2) нежелательны обмен и сотрудничество с представителями других профессий;
3) психология управляется принципами общими для всех профессиональных этик;
4) все ответы верны;
5) нет верного ответа.
59. Что из перечисленного входит в число барьеров консультанта, мешающих выслушиванию клиента:
1) усталость, трудности сосредоточения;
2) установки и потребности клиента;
3) знание, как следует поступать клиенту;
4) владение множеством техник консультирования;
5) готовность решать проблемы клиента.
60. Для профессионального самосовершенствования психологу необходима примерная модель, в которой были бы указаны необходимые знания, умения и профессионально важные качества. В самом приближенном виде эту модель можно представить следующим образом:
1) психолог должен знать свои личностные особенности, способы компенсации недостатков; должен уметь регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовать свои психологические функции, осуществлять поиск и анализ необходимой информации; должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества;
2) психолог должен быть особенно тонким и деликатным человеком, вызывать доверие и иметь достаточный опыт и соответствующие знания; не имеет острых не разрешимых проблем; имеет опыт воспитания собственных детей, желательно разного возраста;
3) верна 1 модель;
4) верна 2 модель;
5) нет верной модели.
|