Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы студентов.






Раздел 1. Психологическая служба в системе образования

1. Научные предпосылки создания психологической службы в нашей стране. Определение предмета, целей и принципов деятельности школьной психологической службы. Основные проблемы и перспективы практической психологии образования. В чем заключаются теоретические основания психологической службы образования?

2. Сформулируйте определение психологической службы образования согласно И.В. Дубровиной и Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. № 636). В чем заключается принципиальное отличие данных определений?

3. И.В. Дубровина как основоположник школьной психологии в нашей стране. Теоретического основания работы «Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики». Подход Дубровиной И.В. к пониманию целей и задач психологической службы школы. Основные направления развития школьной психологической службы и содержательная характеристика основных видов деятельности школьного психолога. Две модели психологической службы. Структура школьной психологической службы.

4. Л.М. Фридман и критика концепции И.М. Дубровиной. Концепция Л.М. Фридмана: обеспечение учебно - воспитательного процесса школы в соответствии с известными психологическими концепциями обучения и развития детей в школьном возрасте или обучение через воспитание.

5. В чем выражено взаимодействие науки и практики в практической психологии образования.

6. В чем заключается актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы образования?

7. Перечислите основные публикации и исследования, посвященные изучению проблем детской психологии и ставшие основой развития практической психологии образования.

Пример тем для моделирования

1. Психологическая служба ВУЗа: цели, задачи, особенности, проблемы (Разработка моделей психологической службы ВУЗа).

2. Модели деятельности школьного психолога.

3. Модели деятельности педагога-психолога ДОО.

Раздел 2. Деятельность практического психолога образования

1. Основные виды деятельности школьного психолога: диагностико-коррекционная (развивающая) работа, специфика психодиагностики в школьной психологической службе; психопрофилактическая работа; психологическая консультация; психологическое просвещение. Взаимосвязь всех видов работы школьного психолога.

2. Системный подход к содержанию работы практического психолога: организационно-психологическая работа, развивающая и психофасилитационная работа, психопрофилактическая работа, психодиагностическая и психокоррекционная работа в единстве и взаимообусловленности.

3. Понятие психолого-педагогического сопровождения. Основные направления и содержание деятельности школьного психолога в рамках психолого-педагогического сопровождения. Технологии психолого-педагогического сопровождения. Законодательное оформление концепции сопровождения: психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

4. Сопровождение инноваций.

5. Организация образовательной среды.

6. Основные требования к проведению психолого-педагогической экспертизы: объект, предмет, цель и система критериев экспертизы.

 

Раздел 3. Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования

1. Законодательно-правовые акты и нормативные документы как вид документации, определяющий стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Перечень нормативной документации педагогов-психологов: международные, федеральные и региональные документы.

2. Организационно-методическая документация (план работы педагога-психолога образовательного учреждения, журнал консультаций психолога, журнал учета групповых форм работы, программы коррекционно-развивающих занятий, аналитический и статистический отчеты о работе педагога-психолога, комплект диагностических методик).

3. Специальная документация, обеспечивающая содержательную и процессуальную стороны профессиональной деятельности психолога (выписка из медицинской карты, карта психического развития ребенка, психологические заключения, выписки из психологических заключений и карт развития, протоколы обследования, протоколы коррекционных занятий, бесед).

 

Раздел 4. Практический психолог как профессионал и как личность

1. Статус практического психолога.

2. Порядок вступления в должность.

3. Обязанности психолога образования: документация, которой руководствуется психолог в своей профессиональной деятельности; границы профессиональной компетенции; использование в работе только психологических методов; знание новейших достижений психологической науки в целом, применение современных научно обоснованных методов диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы; учёт интересов ребенка; оказание психолого-педагогической помощи работникам образования, администрации и родителям несовершеннолетних, обеспечение индивидуализированного подхода к детям; ведение записи и регистрация всех видов работ; повышение профессиональной квалификации.

4. Ответственность педагога-психолога за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций; оформление и сохранность протоколов обследований, документации в установленном порядке; за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента.

5. Права психолога: определение приоритетных направлений работы; формулировка конкретных задачи работы с детьми и взрослыми, выбор форм и методов этой работы, решение вопроса об очередности проведения различных видов работ; отказ от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей; обмен информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка.

6. Самоизучение свойств личности. Сопоставление результатов самодиагностики с психограммой. Разработка программы развития профессионально значимых свойств личности.

Психограмма профессии психолога Задание
1. Внимание, стремление понять позицию других. 2. Дружелюбие, общительность. 3. Способность стать лидером. 4. Вежливость, общительность. 5. Руководство здравым смыслом, следование предписаниям. 6. Жизнерадостность. 7. Терпеливость, упорство. 8. Большое чувство ответственности. 9. Способность выполнять работу, полную разнообразия. 10.Энтузиазм в трудовой деятельности. 11.Тщательность деятельности. 12.Схватывание новых идей, самостоятельность суждений. 13.Аккуратность и последовательность в работе. 14.Способность к планированию своего будущего. 15.Способность к устным высказываниям. 16.Хорошая память. 17.Способность обучать других. 18.Умение заботиться о больных. 19.Умение заботится о посторонних. 1. Подобрать методы диагностики с целью самоизучения свойств и качеств представленных в психограмме профессии психолога. 2. Провести самоисследование по составленному блоку методик. 3. Написать заключение по результатам диагностики. 4. Разработать программу саморазвития профессионально значимых свойств личности.  





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.