Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно - правовой акт






Самым разработанным и прогрессивным источником права в мировом юридическом сообществе остаётся всё же закон или нормативно-правовой акт. Во всех используемых в данной работе источниках вопрос позиций закона освещён в большом объёме.

В силу своих особенностей нормативно-правовые акты вызывают гораздо меньше острых дискуссий на свой счёт. Данные особенности заключаются в большой формальной определенности этого типа источников права - т.е. они создаются, принимаются и функционируют по четким, строго зафиксированным правилам, не допускающим произвольных трактовок.

Именно по поводу нормативно-правовых актов и М.Н. Марченко и Н.Н. Вопленкоисследователи точно сошлись в формулировке определения. Нормативно-правовой акт -официально установленный государством документ, фиксирующий правотворческое решение уполномоченных на это органов по установлению, изменению или отмене нормы права.

Закон, как источник права во многом отвечает всем характерным признакам источников права, таким как:

· Правотворческая природа создания;

· Внутреннее содержание (состоит из норм права);

· Принятие только специализированным органом государственной власти;

· Многократность применения;

· Широкий круг сферы действия.

Однако у нормативно-правового акта есть существенные признаки, значительно выделяющие его среди других источников права:

· Государственная обязательность. Несмотря на присутствие данного признака у вышерассмотренных источников права, именно в отношении законов мы можем видеть систематическую, контрольно-надзорную деятельность со стороны государства при помощи правоохранительных органов;

· Форма внешнего проявления. По мнению Марченко[8], именно закон имеет самую совершенную и четкую форму изложения государственной воли. Упорядоченность и структурированность НПА (нормативно-правовых актов) обеспечивает простоту в обращении и обосновывает особую юридическую силу закона;

· Особая форма принятия источника. Для принятия закона используется термин " законодательный процесс", который характеризуется особым порядком процедуры правотворчества.

Ведя речь оОписывая законодательномый процессе необходимо отметить его особенности, поскольку ни один из источников права не принимается такой обособленной и специфической процедурой.

Законодательный процесс - определенный комплекс действий правотворческого характера, направленный на разработку и принятие законов.

Профессоры Н.Н. Вопленко и М.Н. Марченко выделяют 4 стадии законодательного процесса:

1. Законодательная инициатива - предложение по усовершенствованию действующего законодательства;

2. Обсуждение законопроекта - совершенствование и корректировка внесённой инициативы;

3. Принятие закона - стадия, на которой закон принимается в ходе голосования представительного органа государственной власти (в некоторых практиках закон должен быть одобрен другим представителем власти);

4. Обнародование закона - специальная процедура опубликования принятого закона в установленные для этого сроки.

Как мы можем видеть процесс довольно длительный, однако Н.ММ.Н.. Марченко открыто заявляет о его эффективности, поскольку стадия обсуждения законопроекта носит коллегиальный характер. Это может говорить о возможности нахождения необходимых компромиссов, по спорным вопросам, таким как национальный, религиозный, и. т.д.

Своего апогея нормативно-правовой акт достигает в период развития континентальной (романо-германской) правовой семьи, которая взяла закон как базовый источник права. В эпоху Возрождения семья вылилась в отдельный научный институт, и постепенно расширила своё влияние в мире. Так, яркими её представителями являются Италия, Германия, Франция, Испания, Россия, страны Востока, а также Латинской Америки.

В силу большого количества стран, присоединившихся к данной правовой системе, а также большого количества времени, которое уже измеряется веками, НПАнормативно-правовые акты были " отшлифованы" в различных условиях, и в общем своём проявлении стали самыми совершенными источниками права. Так, в стадию законотворчества были добавлены ещё три решающие стадии, а сами нормативно-правовые акты образовали внутреннюю систему, которая состоит из законов (актов, обладающих высшей юридической силой) и подзаконных актов (инструментов быстрой корректировки действующего положения в стране). Стоит отметить, что институт законодательства развивается и по сей день, и как Марченко, так и Вопленкомногие исследователи видят в дальнейшеедальнейшем только укрепление нормативно-правового акта в мировой иерархии источников права.


 

Заключение

Несмотря на большое развитие процессов глобализации, несмотря на скорое становление международного права, среди учёных так и не найдено компромисса по поводу того, какой же источник права является главенствующим. Проблема заключается в том, что каждый из источников имеет свои достоинства и недостатки, которые отмечаются современными исследователями. Этот же факт подтверждает и данное исследование, в ходе которого была задействована специальная научная юридическая литература.

Подводя итог работы, необходимо отметить следующие моменты:

· Самое большое внимание и М.Н.Марченко и Н.Н. Вопленко уделяют основным источникам права (правовому обычаю, судебному прецеденту и нормативно-правовому акту). Они считают их наиболее важными по причине их большого исторического пути. Весь накопленный практиками опыт, по их мнению, реально поможет укоренить и установить прочную систему международного права;

· Несмотря на присутствие правового обычая в ряду основных источников права, учёные констатируют, что данные нормы являются устаревшими и отводят для обычая второстепенные роли (в частности Марченко вообще обошел стороной изучение правового обычая);

· Как профессор М.Н. Марченко, так и профессор Н.Н. Вопленко видят в судебном прецеденте большой потенциал для роста в силу своей простоты и больших успехов при его использовании. При этом они настаивают на контроле этого источника права, находя за ним большие угрозы демократических устоев общества. Интересным моментом является спорность формулировок понятия " судебного прецедента";

· При рассмотрении нормативно-правового акта оба учёных единогласно сошлись во мнении, что закон сейчас является самым прогрессивным источником права в мире в силу тщательности процедуры его принятия и строгой иерархичной структуре.

 


[1]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.