Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Работа над сказками по группам.






1 группа – «Дикий помещик» (1869).

План.

1. Краткий пересказ

2. Элементы народной сказки

3. В чем отличие от сказок народных

4. Какие пороки обличает писатель? Над чем смеется?

5. Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?

(Причудливое соединение фантастического и реального, гротескные формы, зачин «В некотором царстве...»; типичные присказки: «Сказано — сделано», «По-щучьему велению»; «Много ли, мало ли времени прошло»; постоянные эпитеты и обычные в фольклоре изменения порядка слов: «туча черная», «тело, белое, рыхлое, рассыпчатое»; троекратное повторение однородных действий: «третий человек его дураком чествует, третий человек посмотрит-посмотрит на него, плюнет и отойдет»,

За типично сказочным началом следует вдруг неожиданное уточнение, содержащее конкретно-исторический намек: «И был этот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое». Помещичья глупость, выливающаяся в чтение крайне реакционной, крепостнической газеты «Весть», и помещичья дебелость — такое внезапное сближение внешне не соединимого, вызывает комический эффект. Затем в комическом же и бытовом, драматическом ключе передана история реальных отношений помещиков и крестьян после отмены крепостного права. Глупый помещик полон страха, что мужики у него все добро «приедят». «Освобожденные» крестьяне «куда ни глянут — все нельзя да не позволено, да не ваше». Вконец измученные крестьяне взмолились: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Исполнилось желание мужиков, «услышал милостивый бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

С этих строк читатели становятся живыми свидетелями фантастического, сказочного «эксперимента», который предложен писателем-сатириком: что же могло бы статься с помещиком, если лишить его крестьян, оставить наедине с самим собой, на полном, так сказать, самообеспечении.

Итак, главная идея сказки — гротескный, сказочно-сатирический намек очевиден: мужиком живет Россия, его трудом и заботами; подневольный мужичий труд сохраняет помещичью дебелость. Народ — создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание).

Анализ сказки «Дикий помещик».

Самое начало «Дикого помещика» вводит нас в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...».

Лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат. Сказочные словосочетания: сказано — сделано, по щучьему велению... Есть сказочный персонаж — медведь Михайло Иванович, но рядом с ним неожиданно появляется актер Малого театра Садовский, капитан-исправник, называется реакционная газета «Весть» и временнообязанные мужики.

В сказке нелепа фигура помещика: жизнь за счет народа превратила его в паразита. Весь смысл его существования — «понежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое». Живет за счет своих Сенек, презирает их, ненавидит, боится, не выносит «холопьего духу». При этом считает себя опорой Российского государства. Он — князь Урсус Кучум-Кильдибаев. Но фамилия князя напоминает о татарском иге. Потомок татарских ханов, он и теперь выступает как враг народа, чужеземный захватчик, ненавидящий и презирающий порабощенный народ.

Подобно сказочной Бабе-Яге, которая говорит: «Фу-фу, русским духом пахнет», князь не переносит русского духа, холопьего запаха и радуется, когда мужика не стало в его владениях. Но что важно, с исчезновением мужика наступают не только голод и всяческие лишения, но и полное одичание. Российский дворянин превращается в дикого зверя, который ногтями разрывает добычу, да так со всеми внутренностями со шкурой и ест.

Одичание помещика свидетельствует о том, что народ — созидатель и материальных и духовных ценностей. Без него не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры. Русский мужик — кормилец и поилец. Горечью проникнуты слова, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью. В конце сказки летит отроившийся рой мужиков, «сейчас эту благодать собрали, посадили в клетушку и послали в уезд». Конечно, это гротескный образ, но в фантастической форме выражена горькая правда. Мужики уподобляются бессловесным существам, живущим стадной жизнью. В сказке народу звучит призыв — вопрос Некрасова: «Ты проснешься ли исполненный сил?..»

В конце работы над этой сказкой целесообразно познакомить учащихся с иллюстрациями Кукрыниксов, Е. Муротова, Е. Рачева к «Дикому помещику».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.