Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика ступени чувственного познания.






Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств.

Органы чувств – это единственные ворота, через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Материальные предметы и явления воздействуют на органы чувств и вызывают многообразные впечатления. Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущений, восприятий и представлений.

Ощущения – это отражение в мозгу отдельных качеств, свойств, сторон материальных предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Ощущения делятся на две основные группы:

1. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, обанятельные, вкусовые, кожные).

2. Ощущения, отражающие движения частей нашего тела и состояния наших внутренних органов (мышечные ощущения, органические ощущения равновесия).

Между этими группами всегда существует тесная связь, т.к. человек ощущает внешний мир не пассивно, а воздействуя, реагируя на него в соответствии со свойствами внешних предметов. Источник ощущений лежит в свойствах материальных предметов и явлений.

Восприятие – это целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Предметом изучения чувственных восприятий являются многие отрасли науки, например, учение Павлова о высшей нервной системе. Восприятия человеческие отличаются от чувственных восприятий животных тем, что животные восприятия не связаны с целенаправленным отражением внешнего мира.
Представление – это чувственный образ предмета, который в данный момент не воздействует на органы чувств, но ранее в той или иной форме воспринимался ими. Представления и восприятия – это конкретные наглядные образы – это их объединяет, но между ними есть и различия:
1. Представления – это образы, воспроизводимые в сознании при отсутствии непосредственного взаимодействия предметов в данный момент, следовательно они не обладают той яркостью и отчетливостью, которые свойственны восприятию.

2. Представления воспроизводят большей частью образы предметов, воспринимавшиеся ранее неоднократно в различной обстановке, поэтому по сравнению с восприятием они носят более обобщенный характер, беднее деталями, но зато фиксируют общие, характерные черты предметов. 3. Представления возникают в отсутствие непосредственного воздействия предмета на основе следов прежних восприятий, поэтому между этими следами устанавливаются многочисленные нернвые связи, следовательно на основе таких связей возникают возможные изменения образов восприятия, преобразования и образования новых наглядных образов.

Такой процесс является выражением присущей человеку способности воображения, т.е. представления дальше от предмета, чем восприятие.

 

Общими характеристиками чувственного познания являются его конкретность и конечность. Конкретность - это сильная сторона чувственного познания, выражающаяся в том, что оно сообщает нам уникальную информацию о нашем материальном мире в отдельном месте и времени. Конечность - слабая сторона чувственного познания, связанная с тем, что в чувственном познании мы можем получить информацию только о конечном - конечном числе объектов, событий, конечной части пространства и времени. В то же время в научном познании очень важна информация о бесконечном, и эту информацию чувственное познание дать не в состоянии. Ее можно получить только на основе рационального познания.

 

Стадии развития психики: стадия элементарной сенсорной психики, перцептивной психики, стадия интеллекта или ручного мышления, стадия сознания. Критерии анализа стадий развития психики.

Стадии развития психики (А.Н. Леонтьев, 1940 г.) – 4 стадии

Критерии:

1.характеристика среды

2.форма психического отражения

3.формы активности

4.физиологические предпосылки.

 

Стадии развития психики (Леонтьев):

1.Характеристика среды 2.форма псих.отражения 3.формы активности 4.физиологические предпосылки. 3 стадии:

1) Элементарная сенсорная П: вещнооформл.среда, ощущения, инстинктивное поведение(цепь врожденных, жесткозакрепленных, безусловных рефлексов), дифференциация простейшей НС и органов Ч-ти, кишечно-полостные, черви, насекомые. Биологический смысл – отношение воздействующего свойства к удовлетворению одной из биол..потребностей (вибрация для паука)

2) Перцептивная П: усложение среды, переход к наземному образу жизни, восприятие, а также дифференциация и обобщение образов вещей, появл. операции не переносятся в другие задачи (относительно самост.акты, содержание кот отвечает не самому предмету потребности, а условиям, способность научения (безусловный рефлекс) π Высшие животные прямо направляются к пище, когда убирают преграду, не то что американские сомики. операциональные навыки (цепь отобранных и заученных движений) - закрепившиеся операции, образование мозга и мозговой коры, развитие органов чувств, особенно зрения, π собака

3) Стадия интеллекта. Усложение ГМ, развитие лобных долейМышление – отражение связи м/у предметами и явлениями, позволяет решать задачи в конкр.St. Интеллект – поведение, основанное на интеллектуальной деятельности, определяется специфическим отношение к объективным условиям, ситуациям в которых осуществляется поведение Особенности: усложнение поведения, есть фаза подготовки, способность решать двухфазные задачи, метод проб и ошибок→ внезапное решение→ способностью запомнить найденную операцию без многочисл. повторений, легкий перенос операций в др. усл, лишь схожие с первоначальными, попытка применения ранее выработанных навыков

Возникновение сознания – это качественно новый этап в развитии психики.

Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание носит всегда целенаправленный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление сознания – процесс очень длительный, связанный с общественно-трудовой Деятельностью. Возникновение трудовой Деятельности в корне изменило отношение человека к окружающей среде. Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Основой перехода к сознанию человека явился совместный труд людей, направленный на общую цель. В процессе трудовой Деятельности развивались и закреплялись функции руки, которые все совершенствовалась и изменялась, превратившись в орган познания.

Сознание является высшим уровнем психического отражения.

 

Фабри, 1976 г. – 2 стадии, на каждой стадии выделяет высший и нижний уровнь)

1 стадия: элементарно-сенсорная психика

Особенностью отражения на этой стадии является наличие ощущений. Животные отражают отедьные свойства предметов и явлений окружающей природы.

Низший уровень:

1. Представители: простейшие одноклеточные и губки

2. Строение нервной системы: нервной системы нет, но существуют ее аналоги, которые представляют собой цепочку электрических импульсов, проходящих по цитоплазме.

3. Двигательная активность: у простейших появляются первые элементарные приспособления для передвижения. У одноклеточных можно выделить элементарные инстинктивные движения (кинезы). 1) Ортокинез – изменение скорости передвижения в сторону благоприятных раздражителей или от неблагоприятных стимулов. 2) клинокинез – это изменение направления передвижения.

4. Особенность чувствительности: на этом уровне наблюдается общая недефиринцированная чувствительность (нет специализированных органов чувств). Зачатками органов чувств можно назвать пигментное пятно у эвглены зеленой, позволяющее отражать световые лучи. Элементарная чувствительность простейших позволяет ориентироваться животным в пространстве. Пространственная ориентация происходит в виде таксисов.

5. Виды и особенности научения: доказано наличие привыкания у простейших.

6. Высшие формы поведения: не представлены

 

Высший уровень:

1. Представители: все классы червей, кишечно-полостные, медузы

2. Строение нервной системы: появляется нервная система и отмечается динамика развития нервной системы от простоых форм к более сложным.

1) диффузная нернвая система (кишечно-полостной гидрополип) - это сеть нервных волокон, расположенных по всему телу животного и достигающих наибольшей концентрации в области конечностней и ротового отверстия.

2) кольцевая нервная система (медузы) – это нервная система, состоящая из двух нервных колец, выполняющих функцию движения и чувствительности. Происходит первая дифференциация нервной системы по функциям.

3) радиальная нервная система (морские звезды) – комплекс окологлоточного нервного узла и нервных стволов, иннервирующих конечности.

4) билатеральная нервная система (кольчатый червь) – включает окологлоточное нервное кольцо с надглоточными и подглоточными нервными узлами, от которой отходит два нервных ствола, соединенных между собой нервными волокнами. Особенностью является выделение переднего отдела нервной системы.

3. Двигательная активность: у кольчатых червей появляются первые парные конечности (параподии). Эти конечности выполняют две функции: 1) способствуют передвиженю; 2) выполняют функцию чувствительности (хемочувствительности и тактильной).

4. Особенность чувствительности: преобладает недефиренцировнная чувствительность, при этом отмечается появление первых элементарных органов чувств, которые располагаются на конечностях и позволяют отражать вкус пищи и качество почвы.

5. Виды и особенности научения: впервые появляется ассоциативное научение, а именно формирование условного рефлекса, который проявляется в избегании животным неблагоприятных условий. Условный рефлекс вырабатывается у червей длительное время.

6. Высшие формы поведения: появляются зачатки территориального и брачного поведения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.