Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии существования потребности (А.Н. Леонтьев)






В отечественной науке потребности рассматриваются в качестве источника и причины активности, деятельности человека. В своем возникновении и развитии они проходят две стадии (А.Н.Леонтьев). Первая стадия характеризует потребность как внутреннее, скрытое условие для деятельности. На этой стадии ценность, способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, осуществление которого предполагает сопоставление знания о данной потребности со знанием реального мира, что содействует выбору средств для удовлетворения этой потребности. На второй стадии потребность - реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из окружающей действительности.
Потребность, следовательно, активизирует деятельность и на ходит свое завершение в ней. Деятельность поэтому может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребностей. Она выступает одновременно как процесс удовлетворения существующих и условие создания новых потребностей, а также как процесс разрешения имеющихся противоречий между субъектом и объектом и рождения новых. При этом деятельность является не только процессом изменения и создания нового объекта, но и процессом изменения человеческой личности.

Выготоский отмечал, что онтогенез психического развития повторяет филогенез. В своих учения он рассматривает переход форм психической деятельности от животных к человеку.

1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение соотношений субъекта со средой. Если на животных воздействует среда и изменяет их, то человек впервые начал воздействовать на природу сам и видоизменять ее.

2. Человеку удается воздействовать на природу благодаря использованию орудий и развитию материального производства.

3. Способность к овладению природой отразилась на овладении человеком собственной психикой, в результате появились произвольные формы поведения, которые Выготский называет высшими психическими функциями.

К высшим психическим познавательным процессам Выготский относил:

- произвольное внимание

- произвольную память

- логическое мышление

4. Человек овладевает природой и собственным поведением с помощью психологических орудий, которыми являются знания. Появление знаков рождает новую структуру запоминания. Оно становится опосредованным.

5. В процессе культурного развития из внешних отношений приказа – подчинения родилась возможность приказывать самому себе. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихическим (межличностным). Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой (интрапсихические). Произошла интериоризация (переход во внутрь).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.