Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип развития в психологии






Подразумевает то, что любое психическое явление может получить адекватное объясненное только в том случае, если она становится предметом изучения в развитии.

Принцип развития реализуется в нескольких направлениях психологического развития:

- онтогенез – индивидуальное развитие человека (пр., Эльконин, Божович)

- филогенез – история развития общества (Леонтьев – эволюция развития психики)

- историогенез – развитие в зависимости от того исторического этапа, на котором находится человек (Э. Фромм – теория социального характера)

- персоногенез – этапы личностного становления (Роджерс, Маслоу)

- культурогенез – зависимость формирования человека от специфики культуры (культурно-историческая концепция Выготского)

Критериями использования принципа развития в той или иной теории является, пр., выделение стадий развития, кризисов развития, описание новообразований на каждом этапе, описание регресса или прогресса развития, указание на необратимость развития.

4. Определения и основные ха­рактеристики процесса развития: необратимость, единство прогрес­сивных и регрессивных тенденций, неравномерность и др.

Анцыферова Л.И. трактует принцип развития так: под развитием понимается изменение или функционирование системы, сопровождающееся возникновением качественных новообразований. Анцыферова выделяет следующие особенности такого процесса:

1) Необратимость. Возвра­щение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям (полное восстановление того, что было раньше, невозможно).

2) Прогресс и регресс. Любое развитие включает в себя прогресс и регресс. Прогрессивное развитие обязательно включает в себя элементы регрессии, т.к. выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными дру­гие.

3) Неравномерность развития. Периоды резких качественных скач­ков сменяются постепенным накоплением количественных изме­нений.

4) Зигзагообразность развития. Неизбежным в процессе развития яв­ляется не только замедление, но иногда и регресс (возвращение назад). Ухудшение функ­ционирования системы обуславливает новой подъем. В зигзагообразном развитии выделяются 3 фазы:

1. Фаза дезор­ганизации и кризиса (завершается перестройкой и возникновением новой структуры).

2. Сензитивный период (это период быстрого развития и реализа­ции новых возможностей).

3. Критический период (происходит снижение темпов раз­вития и повышение уязвимости системы).

5) Переход стадий развития в уровни. При появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, а сохраняется, включая специфичные для него функции (соответствующие одному из иерархических уровней новой системы).

6) Тенденция к устойчивости. Предполагает сохранение достигнутого и воспроизведение сложившихся типов функционирования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.