Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Теория развития Даниила Борисовича Эльконина






    Детское развитие базируется на универсальном типе отношений «ребенок-общество»

    По мере развития общества из этого отношения выделяются два вида отношений:

    «ребенок – общественный предмет» - развивается интеллектуально-познавательная сфера

    «ребенок – общественный взрослый» - развивается мотивационно-потребностная сфера

    Эти две линии развития взаимно пересекаются и в каждый возрастной период одно из направлений развития становится ведущим. Для развития двух направлений используются различные виды ведущей деятельности.

     

    Эльконин проследил историю возникновения современных этапов детского развития. В примитивных обществах ребенок взаимодействует с обществом в целом (непосредственная связь с обществом). Условием развития является система «ребенок-общество». По мере развития общества, его усложнения в базовом отношении «ребенок-общество» выделяются более конкретные подсистемы: «ребенок - общественный взрослый» и «ребенок – общественный предмет».

    Автор выделил два вектора развития: 1) развитие интеллектуально-познавательной сферы личности (формируется на основании отношения «ребенок – общественный предмет», взаимоотношений ребенка с миром вещей, предметным миром), 2) развитие мотивационно-потребностной сферы личности (формируется на основании отношения «ребенок – общественный взрослый»). Деятельность ребенка внутри этих двух направлений – это единый процесс, в котором формируется личность. В каждый возрастной период доминирует один вектор развития, преобладая над другим. Смена направления развития определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка.

    В каждый возрастной период ребенку присуща определенная ведущая деятельность. Ведущая деятельность – деятельность, занимающая центральное место в развитии личности ребенка в определенный период и в основном определяющая особенности сознания ребенка и его отношение к разным сторонам действительности.

     

    Периодизация психического развития

     

    Период

    Эпоха

     

    Рис. 1. Периодизация психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин)

    Примечание: развитие мотивационно-потребностной сферы, -----развитие интеллектуально-познавательной сферы,

    - переход от эпохи к эпохе (большие кризисы), - переход от периода к периоду (малые кризисы).

    Основание периодизации психического развития – ведущая деятельность.

    Таблица 1






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.