Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психика и познание.






Психика - это особое св-во живых высокоорганизованных материальных тел, кот состоит в их способности отражать своими состояниями объективную, независимо от них существующую действительность.

Психические процессы - отражение и осознание, первонач. картина мира; - когнитивные (познавательные процессы): ощущения, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Психические процессы – различные формы проявления психики, отражение различных сторон действительности. Отражаются внешние и внутренние свойства предметов, связи и отношения между ними.

Основные функции психики:

1. отражение воздействий окружающего мира (закономерности):

1) не мертвое, зеркальное отражение, а процесс развивающийся и совершенствующийся, который создает и преодолевает свои противоречия;

2) при психологическом отражении любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и через конкретное состояние человека

3) психическое отражение правильное верное отражение действительности. Образы материального мира - снимки, слепки. Неправильным может быть осознание и интерпретация воспринятого мира.

4) субъективность отражения

2. регуляция поведения и деятельности - взаимосвязаны друг с другом, обусловливают друг друга; внутреннее содержание деятельностии поведения чела всегда опосредуются психикой. (Мотивы, потребности осознаются, ставятся цели, приемы и способы
достижения целей - поведение - внеш. проявления деятельности - контроль)

3. осознание человеком своего места в окружающем мире помогает правильно адаптироваться в социальном мире иадекватно относиться к окружающему миру; с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, которая наделена определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями (конкретное общество и социальная группа).

Виды и структура отражения

1. Физическое отражение - простейший вид, способность отражать лишь начальные формы движения. На поздней стадии физического отражения возникает - тропизм - элементарная раздражимость (чувствительность), это есть уже у человека. Тропизм - начальная форма приспособления простейших организмов к внешней среде на основе присущего им свойствва раздражимости

2. Физиологическое отражение - более сложный вид, кот соответствует органическому уровню жизни, органическому движению.

На низшей стадии - формируется простейшая рефлекторная деятельность. Она всегда возникает как ответ на внешнее раздражение; при наступлении раздражения содержание ответного движения, его сила, направленность находится в полном соответствии с особенностями раздражителя (действие = противодействию). На высшей стадии появляются сложные условные рефлексы, которые помогают осуществлять предметное восприятие.

3. Психическое отражение - самый сложный и наиболее развитый вид отражения.

На низших стадиях: психика животных достигает совершенной формы развития - появляется первичное интеллектуального поведения, На высших стадиях - формируется сознание и самосознание человека. Для этой стадии характерно:

1. отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности, своего поведения;

2. отражение как самоконтроль и самовосприятие;

3. как путь познания других;

4. как путь познания социальной жизни и социальных отношений.

Психическое отражение ~ активное. Всегда связано с познавательными процессами и деятельностью. Познавательные процессы включаются в деятельность, общение чела и необходимы для существования чела. Всякая деятельность направляется определенными побуждениями и совершается для достижения определенной цели. Реализация побуждений достигается с помощью взаимосвязанных между собой действий.

Деятельность включает: внешний и внутренний компонент (слушание, чтение, письмо - внешний; обдумывание, запоминание - внутренний)

В выполняемой деятельности обязательно присутствуют все психические (когнитивные) процессы.

Они зависят от деятельности, в которой они возникают = дуализм психики (контроль и развитие в деятельности).

Психические процессы обеспечивают познание, деятельность и общение чела, адаптацию чела - различаются в зависимости от того, что служит предметом познания в действительности, которую познает чел,

Каждый из психических процессов (познавательных процессов) обеспечивает отдельную сторону познания челом окружающего мира. Ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие первичные сведения в полном объеме d предмете (в комплексе свойств), более сложные, чем сумма ощущений.

На следующем этапе психологии сознания:

Память сохраняет образы и дает возможность для дальнейшей работы над образами с помощью мышления и воображения. Образы анализируются, помогают открыть за внешними качествами внутренние скрытые свойства, выводятся законы, определяющие различные стороны действительности (образ-представление)

В познании все психические процессы взаимосвязаны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.