Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуация - зависимость






Таблица 4-5: Конфликт 1 «Индивидуация – зависимость».

 

Индивидуация - зависимость
Общее описание Привязанности и отношения являются экзистенциально важным для жизни любого человека. Они распределяются между противоположными полюсами, от близких и симбиотически близких отношений (зависимость), до хорошо сформированной независимости и заметной дистанции (сильная индивидуация). Индивидуация и зависимость – это базовые элементы человеческой жизни и опыта, и поэтому неотъемлемы ото всех сфер жизни. Жизнеопределяющие конфликты существуют, когда фундаментальное биполярное напряжение трансформируется в конфликтную поляризацию. Конфликт «индивидуация – зависимость» присутствует, только если является констелляцией экзистенциальной важности и формирует жизненную историю человека: этот конфликт заключает в себе активацию опыта, который ищет или избегает близости, и не образует отношения в смысле заботы или отсутствия заботы. Тема «индивидуация – зависимость» имеет дело с такими аспектами как «быть самому по себе/быть способным быть вместе с другими». В патологической версии конфликта проблема слегка отличается. Она заключается в том, что человек должен быть сам по себе или должен быть с другими, в смысле экзистенциальной необходимости. Следует отличать от этого конфликт «потребности в заботе – самодостаточность»: здесь речь идет о конфликтном формировании основной темы заботы о себе и заботы о других (иметь способность так поступать).
Пассивная форма Активная форма
Общие критерии
Пациент типично стремится установить очень близкие и безопасные отношения (почти) любой ценой. Ответственность и независимость избегаются, желания человека подчинены реальным или выдуманным интересам значимых других, чтобы не подвергать опасности отношения. Конфликты и расходящиеся собственные потребности упрощаются и игнорируются. Самовосприятие характеризуется беспомощностью, слабостью и зависимостью от других. Ведущий аффект – экзистенциальный страх и угроза потери объекта, или сепарации и одиночества. В контрпереносе: чувство беспокойства и ответственности смешанные со страхом чрезмерно сильного желания близости. Эта форма характеризуется попытками выстроить преувеличенную эмоциональную и экзистенциальную независимость от отношений. Все сферы жизни определены постоянной борьбой за автономность и независимость. Личные потребности положиться на других, в близости и привязанности должны подавляться. В восприятии себя доминирует сильная автономность, вместе с убеждением в ненужности кого-либо. Ведущий аффект – страх близости, слияния, быть подавленным. В контрпереносе: низкое чувство ответственности за пациента, очень низкая потребность заботиться или защищать, но беспокойство насчет защиты от желания зависимости.
Сферы жизни
Родительская семья
Есть психологическая установка не взрослеть с преобладанием «детской» позиции в понимании себя и в том, как он ведёт реальные отношения (оставаться в родительском доме, или интенсивные и частые контакты с родительской семьей). Во многих случаях человек колеблется между позитивной и негативной оценкой своих первичных фигур отношений. Даже большое неудобство или стресс не является для него препятствием в сохранении семейного контекста. Отношение к родительской семье определяется внутренним и внешним сильным движением от семьи с принятием потерь и неудобств. Уход из семьи часто происходит преждевременно («раннее оставление гнезда»), не редки интенсивные конфликты или разрывы в семье. Позиция сына или дочери отрицается. Важность первичных фигур отношений часто принижается. До некоторой степени они поверхностно представлены как позитивные, чтобы защититься от повторяющихся болезненных воспоминаний.
Семья/партнерство
Пациент добровольно принимает подчиненную позицию, которую он оберегает, выбирая подходящего партнера и соответствующую форму отношений. Он уступает активное заинтересованное формирование интимных отношений и передает ответственность партнеру. Отличающееся развитие партнера предотвращается или отрицается. Как правило, предпринимаются попытки гармонично сбалансировать отличия, упростить конфликты, или прекратить их быстрым согласием («Не хочу спорить»). Перемены, особенно те, что приводят к большей независимости, избегаются или рационализуются. Интимные отношения могут процветать только, если благодаря выбору партнера или тому, как управляются отношения, безопасно достигается позиция удовлетворительной независимости. В таких обстоятельствах равно автономные потребности в привязанности обоих партнеров могут привести к соглашению в отношениях, которые будут стабильны. Там, где потребности в привязанности противоположны друг другу, желание зависимости проявляет себя и приводит к напряжению. Посредством этих контрастных тенденций и тому, что эти пациенты должны проживать свои паттерны отношений, возникает высокий уровень конфликтов. Такие конфликты могут быть установлены, чтобы убедиться в безопасной зависимости и дистанции, в тоже время, оставаясь в отношениях. Движение в сторону независимости происходит независимо, но также за счет партнера.
Работа/профессиональная жизнь
В своей профессиональной жизни эти пациенты склонны искать скорее подчиненные и жертвенные задачи и скрываться от ответственности и заметности. Соревнования и продвижение по работе избегаются, потому, что угрожают своей близостью и привязанностью. Они сотрудничают своим исполнительским поведением, но стремятся не выходить за пределы среднего. Они значительно менее склонны делать карьеру. Для них важна солидарность среди коллег и чувство принадлежности компании. Они длительно остаются на той же работе, даже во времена кризиса, часто принимая неудобства. Даже когда здоровье ослаблено, или результативность страдает, они не желают подвергать вопросам свою профессиональную деятельность. Пациенты сфокусированы на поиске независимости и автономности в своей профессии. Они стремятся занять нишу в профессии, которая позволяет большой уровень автономности и больше возможной независимости, без необходимости кооперации и возможности соревнования. Профессиональная карьера и экономический успех вторичны. Они предпочитают быть независимыми в формировании своих профессиональных задач. У них часто бывают проблемы при работе в команде, и они склонны вовлекаться в конфликты с коллегами и начальством. Не редки частые перемены работы или профессии. Несмотря на эти ограничения, они могут быть экономически успешны.
Собственность и деньги
Деньги и собственность используются, чтобы сделать отношения и привязанности более безопасными. Как результат, они могут отказываться от собственности и денег или стремиться к ним. Отказ от денег или собственности приходит быстрее, если есть угроза отношениям. Справедливо и обратное: они могут стремиться к состоянию отсутствия потребности в обладания, когда обладание «связывает» их, или другими словами приводит к ответственности и активному вовлечению. Достижение безопасной финансовой ситуации выступает как основа независимости. Собственность используется как средство обеспечения необходимой независимости в отношениях. Собственность может служить как замена межличностным отношениям. Или, финансовая ответственность избегается, потому что создает зависимость. В крайних случаях, они стремятся занять позицию без имущества, которая представляет идеальную и тотальную независимость, которая только в феноменологическом смысле равна решению пассивной формы.
Социальный контекст
В социальном контексте наблюдается связь с различными группами. В частности, в этом контексте, привлекательны группы с сильным чувством принадлежности и общей идеологией. Пациенты предпринимают попытки интегрироваться в группу, чувство принадлежности важно. Они вовлекаются в организации и (до определенной степени) ведут эти группы. Пациент скорее будет стремиться избежать принадлежности к группе. Социальные контакты, скорее всего, редки. Есть тенденция к переменам и краткосрочным социальным контактам. Они ищут возможности социальных контактов, которые соответствуют идеалу независимости, например таких, как «чаты». В общем, обязательства и возможности часто игнорируются или обесцениваются.
Тело/сексуальность
Потребности тела (забота, сексуальность) и его поддержание подчинены потребностям близости. Нужды и ограничения тела распознаются только настолько, насколько они не препятствуют потребности в близости, а скорее обеспечивают её. Они также используются, чтобы создавать зависимость и близость. Телесные изменения и ограничения (инвалидность, возрастные изменения) используются для укрепления привязанности и близости («Я завишу от тебя). Сексуальность используется для безопасности потребности в близости, личные желания отводятся на задний план. Телесные потребности и ограничения игнорируются, насколько это возможно, поскольку их принятие может привести к зависимости и близости. Напротив, особенно культивируется физическая форма как средство достижения независимости. Возрастные ограничения и ухудшение формы намеренно игнорируются и часто скрываются преувеличенной полезностью. Сексуальность воспринимается как необязательная или подавляется.
Заболевания
Заболевания усиливают возможность зависимой жизни, и делают близость безопасной. Они создают медицинские и объективные причины потребности в зависимости. Эти пациенты характеризуются частыми визитами к врачам, и остаются на лечении годами, они очень «верные» пациенты. В ходе лечения они почти неспособны встать на ноги и стремятся продолжить лечение, любой ценой оставаясь больным. Они стараются сформировать очень близкие отношения со «своими» врачами. Заболевание переживается как угроза независимости. Симптомы и последствия часто игнорируются, лечение принимается только на последней стадии и как абсолютно необходимое. Они боятся, что лечение угрожает их независимости, и как следствие часто открыто отрицают или саботируют прописанные программы лечения. Поэтому сотрудничество очень слабое. Эти пациенты делают попытки обернуть отношения врач-пациент в дистантные и конкретно фактические, взаимодействие часто конфликтное, сопровождается сменой врачей с целью избежать развития зависимости.

 

Индивидуация - зависимость: пассивная форма

 

Описание случая: домработница

 

Г-жа Л. 52 лет, показалась скромной, и в самом начале встречи, заранее запланированной как проясняющая беседа, хотела удостовериться станут ли сессии регулярными и еженедельными, из которых, как правило, состоит терапия. Она сказала, что ее семейный доктор посоветовал ей на прошлой неделе обратиться к психотерапевту, и что она определенно получит здесь помощь. Около года она чувствовала себя подавленной, и страдала от сомнений самооценки, плаксивости, чувства одиночества, усталости и истощения. В дополнение, она сообщила о нарушении сна, болях в суставах и голове. Терапевт не обнаружил причин для такого состояния.

Все началось, когда ее 24-летняя дочь хотя и не далеко, но уехала из дома вместе со своим парнем. С тех пор, они довольно редко видели друг друга, хотя до этого были довольно близки, почти как сестры делились друг с другом секретами. Она не понимала перемен в своей дочери, почему она отвернулась от матери и предполагала, что за этим стоит друг дочери. Позднее, 20-летний сын тоже уехал в колледж, поступив по собственному желанию учиться в желанное место в далеком большом городе. Сейчас он возвращался домой редко, и только когда ему было что-то нужно, а это случалось все реже и реже. Раньше, когда он был еще в школе, он всегда делился с ней своими интересами, а она поддерживала его, помогала ему и давала советы, когда у него были проблемы с девушками. Она очень скучала по обоим детям, но как она считала: «кажется, так устроен мир».

Все было бы не так плохо, однако были еще проблемы с мужем. Он стал внезапно очень странным. Их брак годами не был простым, недавно они отпраздновали свою серебряную свадьбу. Она вышла замуж в 18 лет, когда после короткого периода встреч, забеременела, практически с первого раза. Она была не слишком против этого, так как была готова покинуть дом. Дома все жили своей жизнью, не было тепла и единства, которые держали бы семью вместе. Позднее стало ясно, что у мужа проблемы с алкоголем, он часто и слишком много выпивает, а иногда и издевался над ней. Как мужчина, он брал все, в чем нуждался, позволял себе все, даже если жене это не нравилось, но для нее это было частью брака и совместной жизни. Тем не менее, довольно часто у него были женщины на стороне, которых она принимала, потому что он все время возвращался к ней. Шесть месяцев назад, он, как ему казалось, пережил «вторую весну». Он снова ввязался в роман, по крайней мере, так считала она, и хотел съехать. Это для нее было ужасным. Она переехала в садовый домик (чтобы сохранить видимость совместной жизни), а муж продолжил жить в доме. Теперь, они жили вместе, но раздельно. Она готовила для него, стирала одежду и поддерживала дом в чистоте. Иногда она позволяла себе побыть немного с мужем дома по вечерам и посмотреть телевизор или поговорить. Когда муж уезжал, она оставалась дома, ей нравилось быть дома, и она могла немного ощутить, что и муж, и дети, по-прежнему рядом. По вечерам и ночью она всегда оставалась в садовом домике. Ей было очень грустно, он она очень боялась, что ее муж прогонит ее из садового домика, а сам вообще уедет.

В настоящее время она была частично занята, как домработница, прибираясь в домах пожилых людей, и занималась этим уже 15 лет. Ей нравилось быть в группе женщин коллег, которые поддерживали друг друга. 5 лет назад ей предложили возглавить группу домработниц «потому, что я была очень способной», но она не захотела, так как опасалась потерять хорошие отношения с коллегами. Она всегда ходила на работу, даже если страдала от боли, потому что «это же обычные жизненные передряги, не так ли?» Она полагала, что у её тела есть еще некоторый ресурс для дома и работы. В текущей ситуации работа была большой поддержкой для нее. Вот прочему, ни при каких обстоятельствах, она не хотела быть признанной врачами больной. Госпожа Л. не имела более важных контактов, потому что отдавала всю себя своей семье и всегда хотела оставаться дома. Некоторое время назад, скорее случайно, она встретила группу женщин своего возраста. Ее хорошо приняли, ей нравилось чувство принадлежности к группе. Она планировала ходить туда чаще, но на самом деле она скучала по тому, что раньше ей давала семья. Она очень надеялась, что все вернется, или что, по крайней мере, она сможет сохранить мужа.

 

Индивидуация - зависимость: активная форма

 

Описание случая: торговый агент.

 

Господин И. 58 лет, пришел на беседу по настойчивой рекомендации своего семейного врача, который годами пытался мотивировать его пойти на психотерапию. Однако он не мог последовать этому совету, потому что много работал и путешествовал, из-за чего не был готов на регулярные встречи. Но, так как он вскоре планировал выйти на пенсию, у него должно было появиться больше свободного времени для этого. К тому же его жалобы в последнее время усилились настолько, что заставляли его что-то с этим делать. Он рассказал, что практически с подросткового возраста иногда страдает от уныния и плохого настроения, упадка сил, чувства одиночества, тревоги, а также истощения. Более того, в течение двух лет у него наблюдался звон в ушах, который особенно проявлялся в ситуациях с участием нескольких людей. У него были проблемы с пищеварением и желудочные боли в течение 15 лет, а последние два года значительно нарушился сон.

В истории пациента обнаруживается постоянная борьба за независимость. Господин И. никогда не был способен вовлечь себя в постоянные отношения или работу - в рамках своей работы торговым агентом он часто менял своих работодателей, часто перемещался, менял отношения, но в силу вовлеченности в профессию был в ней скорее успешен. В контрпереносе, с одной стороны можно почувствовать желание независимости и автономности, с другой – сильное стремление к спокойствию и привязанности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.