Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ось III - Конфликт






3.3.1 Что такое конфликты?

Общее значение конфликтов (от латинского: столкновение) указывает на конкуренцию различных позиций внутри одного человека (внутренняя борьба мотивов, желаний, ценностей, и идей) или между несколькими людьми (Энциклопедия Brockhaus German, 1990). Конфликты – это универсальный феномен. Психологи сошлись на определении конфликта как столкновении диаметрально противоположных тенденций поведения (мотивов, потребностей, желаний). Различные теории, как например теория биологического поведения, теоретико-полевой подход, или теория когнитивного диссонанса, называют различные причины появления конфликтов. Для психодинамического понимания, концепция конфликта имеет решающее значение. Со времен Фрейда, психодинамическому мышлению отведено центральное положение во внутренних конфликтах человека. В работе об Истерии (Freud, 1952 (1895)), Фрейд вместе с Брейером, описывает конфликты как причинные факторы возникновения неврозов, поэтому конфликты описываются как вызванные «несовместимыми идеями», иначе говоря идеями, которые не находят согласия с нормами, ценностями и мыслями. Эти смущающие мысли являются субъектом для вытеснения, защиты и таким образом становятся бессознательными. Для Фрейда причина универсальности конфликтов лежит в противоречии, которое существует между принципом удовольствия и внешней реальностью. Если такие конфликты успешно преодолеваются, Эго учится быть посредником между внутренними и внешними требованиями. Если Эго неспособно быть посредником, возникают бессознательные невротические конфликты. В соответствии с когнитивной теорией, эти конфликты обозначаются как «дисфункциональные», так как они задерживают развитие личности, создавая требования ее (защитным) энергиям или препятствуя ее межличностному реагированию.

Психодинамические конфликты являются, таким образом, внутренними, бессознательными конфликтами и должны быть отграничены от внешних или внутренних стрессовых конфликтных требований. Внутренние бессознательные конфликты играют решающую роль в возникновении психических и психосоматических расстройств. Также сознательные внешние и внутренние конфликты, если они устойчивы и особенно интенсивны, могут приводить к нарушениям и в этом смысле, создавать эффект конфликта (Heuft at al., 1997a, 1997b; Hoffman/Hochapfel, 1995; Schussler, 1995).

Бессознательные интрапсихические конфликты являются бессознательными внутренними столкновениями диаметрально противоположных мотивационных наборов, например, базовой потребности получать заботу и базовой потребности быть самодостаточным.

Еще один путь проиллюстрировать связь, которую мы установили, будет следующий: «Если я полностью увлекусь другим человеком, то буду рано или поздно разочарован; страх окончательной сепарации или боли от актуального отделения слишком тяжел, поэтому, я развил защитный механизм, который не позволяет отношениям с другим человеком становиться столь интенсивными, чтобы однажды я мог начать зависеть от них» (Mertens, 1992b). Это внутреннее напряжение, устойчивость прочно установленных наборов мотивов, которые удерживают друг друга под контролем и существуют, продолжительный период времени, приводит к возрастанию напряжения. Концепция психодинамических конфликтов основана на фундаментальных предположениях динамики, бессознательной психической активности, или, иначе говоря, предположении, что человеческое поведение постоянно подвергается влиянию бессознательных мыслей, желаний и идей. В дополнение, действующий конфликт подразумевает фиксацию на ригидных и неразделяемых состояниях, дилеме без решений или заключений.

Конфликтные стрессы, однако, являются сознательными, и, в общем-то, подвержены обработке и разрешению. Duhrsen (1981) в этом смысле говорит о «нормальных и противоречивых» конфликтах. Под этим, она понимает интрапсихические или межличностные трудности, о которых человек знает, как например ориентированное на получение удовольствия желание съесть восхитительное блюдо, вместе с тем желание оставаться худым по эстетическим или оздоровительным причинам. Согласно ей, противоречивые конфликты, характеризуются неразрешимой настойчивостью из-за внешних причин, например, желание женщины выйти замуж и иметь семью, как противоположность желанию иметь карьеру, где решение может быть достигнуто только посредством некоторой жертвы.

Действующие и устойчивые психодинамические конфликты, в свою очередь, характеризуются заранее заданными паттернами опыта человека, которые в соответствующих ситуациях приводит к продолжающимся похожим паттернам поведения, без осознания их человеком, или неспособности преодолеть их с помощью его или ее собственной свободной воли («невротическая фиксация»). Вопрос добровольного влияния на поведение помогает больше всего разграничить психодинамически эффективные конфликты от симуляции или преувеличения.

Какие бессознательные процессы тогда мы допускаем, и какие бессознательные элементы могут вообще быть охвачены? Фрейд сам использовал три различных подхода для концепции бессознательного: он описывал бессознательное, во-первых, динамически, как вытесненное бессознательное, которое включает не только Ид, но также части Эго и Супер-Эго, или другими словами, бессознательные побуждающие импульсы, защитное отношение, и конфликты; во-вторых, он объяснил бессознательное бессознательными частями Эго, частями, которые не вытеснены, но остаются всегда бессознательными; и, в-третьих, Фрейд использовал термин предсознательный, чтобы обращаться ко всем тем идеям и чувствам, которые, в общем, доступны оценке сознания, но которые, как правило, остаются бессознательными (Freud, 1925 (1915)).

Что из того, что мы знаем о бессознательном, является очевидным? И если мы допускаем бессознательное, что это такое? Большая часть активности мозга происходит бессознательно. Эта бессознательная активность, ни является предсознательной, ни представляет динамическое бессознательное (смотри выше). Когнитивные науки, также в большой степени принимают в расчет бессознательные процессы (Posner/Rothbarth, 1989). Все психические процессы бессознательны по природе, иначе говоря, человек не может проследить способ, которым оперирует мозг и каким образом функционирует память и язык. Информационная обработка происходит в символическом или суб-символическом виде, где только символические процессы могут быть оценены сознанием.

Символическая обработка может происходить вербально и в образах. В соответствии с этой информационной обработкой, система информационного хранилища или субсистемы памяти разделяется на декларативную (явную) и процедурную (скрытую) память. Скрытая (процедурная) память обозначает поведение или привычки, которые мы используем бессознательно. С самого начала нашего развития, через всю взрослую жизнь наш жизненный опыт конденсируется в бесконечно повторяющееся обращение к взаимодействию. Это взаимодействие включает в себя сознательные и бессознательные части объекта (принятия и партнеров по взаимодействию), так же как переживание объекта с принадлежащими ему мотивами и эмоциями, которые с этих пор будут определять будущий опыт и поведение человека. В этих постоянно повторяющихся и переживаемых взаимодействиях и эпизодах, создается когнитивно-аффективная схема, которую Штерн (Stern, 1985) назвал «Репрезентации Взаимодействий, которые были Генерализованы» («Representations of Interactions that have been Generalized» (RIGS)). Родительские конфликты, таким образом, являются перенесением сознательного или бессознательного поведения родителей, посредством жестов и фантазий, и находят свое выражение в репрезентации взаимодействия детей, которые являются паттернами поведения, восприятия и аффекта.

Бессознательные процессы могут быть выведены и операционализованы, будь это динамически вытесненным, или тем, что скрытым образом бессознательно заучено. Но не только бессознательные, а также осознанные вещи должны быть оценены! Терапевт не имеет прямого доступа даже к сознательному опыту пациента, а лишь полагается на его описание или поведение. Сознательное, так же как и бессознательное содержание, должно быть выведено наблюдателем через коммуникацию и непрямые индикаторы. Если что-то бессознательное находит выражение во всех действиях и важных межличностных отношениях, то становится необходимым и возможным это вывести не только в интрапсихическом, но также и в интраперсональном контексте: паттерны отношений и схемы отношений представлены интрапсихически и выражены во взаимодействии. Отношения и перенос, таким образом, перестают оставаться феноменом, который связан только с аналитической ситуацией. Скорее они разрешают описание фундаментальных паттернов конфликтных отношений и структурных проблем, как выражение бессознательных и предсознательный условий. В то время как конфликт главным образом включает в себя бессознательные дезадаптивные когнитивно-эмоциональные схемы, структурные расстройства, как термин будет обращен к базовому расстройству когнитивно-процедурно-эмоциональной обработки (см. обзор Schussler, 2002).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.