Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила перевода целых чисел






Результатом перевода всегда является целое число. Рассмотрим следующие группы правил:

o из десятичной системы – в двоичную и шестнадцатеричную,

o из двоичной и шестнадцатеричной системы – в десятичную,

o из двоичной системы в шестнадцатеричную и обратно.

1.1.1. Перевод из десятичной системы счисления – в двоичную и шестнадцатеричную:

а) число делится на основание системы счисления, в которую переводится (2 или 16); получается частное и остаток;

б) если полученное частное меньше основания системы счисления, в которую выполняется перевод, процесс деления прекращается, переходят к шагу в). Иначе над частным выполняют действия, описанные в шаге а);

в) все полученные остатки и последнее частное преобразуются в соответствии с таблицей 3.1 в цифры той системы счисления, в которую выполняется перевод:

Таблица 3.1

Десятичная система Двоичная система Шестнадцатеричная система
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    A
    B
    C
    D
    E
    F
     

 

г) формируется результирующее число: его старший разряд – последнее частное, каждый последующий младший разряд образуется из полученных остатков от деления, начиная с последнего и кончая первым. Таким образом, младший разряд полученного числа – первый остаток от деления, а старший – последнее частное.

Пример 1.1. Выполнить перевод числа 19 в двоичную систему счисления:

_19 2

18 _9 2

1 8 _4 2

1 4 _2 2

0 2 1

0 последнее частное от деления (1< 2). Это старший разряд результирующего двоичного числа.



 

1 0 0 1 1 – результирующее число.

 

Таким образом, 19 = 100112.

Пример 1.2. Выполнить перевод числа 19 в шестнадцатеричную систему счисления:

_19 16

16 1

 

1 3 – результирующее число.

 

Таким образом, 19 = 1316.

Пример 1.3. Выполнить перевод числа 123 в шестнадцатеричную систему счисления:

_123 16

112 7

 

7 В – результирующее число.

 

Таким образом, 123 = 7В16.

1.1.2. Перевода из двоичной и шестнадцатеричной систем счисления – в десятичную. В этом случае рассчитывается полное значение числа.

Пример 1.4. Выполнить перевод числа 1316 в десятичную систему счисления. Имеем:

1316 = 1*161 + 3*160 = 16 + 3 = 19.

Таким образом, 1316 = 19.

Пример 1.5. Выполнить перевод числа 100112 в десятичную систему счисления. Имеем:

100112 = 1*24 + 0*23 + 0*22 + 1*21 + 1*20 = 16+0+0+2+1 = 19.

Таким образом, 100112 = 19.

1.1.3. Перевод из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную:

а) исходное число разбивается на тетрады (т.е. 4 цифры), начиная с младших разрядов. Если количество цифр исходного двоичного числа не кратно 4, оно дополняется слева незначащими нулями до достижения кратности 4;

б) каждая тетрада заменятся соответствующей шестнадцатеричной цифрой в соответствии с таблицей 3.2:

Таблица 3.2

Двоичная система Шестнадцатеричная система
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  A
  B
  C
  D
  E
  F

 

Пример 1.6. Выполнить перевод числа 100112 в шестнадцатеричную систему счисления.

Поскольку в исходном двоичном числе количество цифр не кратно 4, дополняем его слева незначащими нулями до достижения кратности 4 числа цифр. Имеем:

100112 = 000100112

первая тетрада – младшая цифра числа

вторая тетрада – старшая цифра числа

В соответствии с таблицей 3.2 00112=316 и 00012=116.

Тогда 100112 = 1316.

1.1.4. Перевод из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную:

а) каждая цифра исходного числа заменяется тетрадой двоичных цифр в соответствии с таблицей 3.2.;

б) незначащие нули в результирующем числе отбрасываются.

Пример 1.7. Выполнить перевод числа 1316 в двоичную систему счисления.

По таблице 3.2 имеем: 116=00012; 316=00112.

Тогда 1316 = 000100112. После удаления незначащих нулей имеем 1316 = 100112.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.