Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стилистические содержательные маркеры






Стилистические содержательные маркеры это, например, интонационная, мимическая или жестикуляционная акцентуация информативных элементов трансляции.

— Да, я уже был в этой твоей школе — (энергично) нудной и глупой. (сод)

 

— Кто это был у тебя?

— У меня были мои (с вызовом) друзья! (сод)

Если последний ответ по ситуации самоочевиден и является привычно-ритуальным, то без специальной акцентуации он имеет символическую модальность; однако указанный акцент показывает, что ответ нетривиален (например, это могли бы быть сотрудники или враги), и потому трансляция становится содержательной. Вообще, регулярное повторение одной и той же реплики в повторяющихся однотипных ситуациях неизбежно ведет к ее ритуализации и символизации: она теряет вложенный в нее непосредственный смысл и становится этапом фиксированного ритуала. Такова, например, судьба реплик, которыми стереотипно обмениваются члены семьи:

— (легко) Как здоровье, маменька? (сим)

— Скриплю, сыночек. (сим)

Однако любое (даже самое минимальное!) отступление от привычных ритуальных форм становится содержательным — хотя бы в субмодальности:

— (серьезно) Как сегодня твое здоровье, мама? (сод)

— А что случилось? (бежит к зеркалу) (сод)

К числу содержательных жестов и телодвижений следует отнести все неритуальные жесты, прямое значение которых их и исчерпывает: например, искреннее пылкое объятие любимого, которое не символизирует чувство, а является его проявлением. Таким образом, если символический жест обычно является подчеркнутым, или демонстрацией, то содержательный, наоборот, сугубо функционален, естественен, и символической нагрузки не несет; зачастую он выглядит грубовато (ковыряние в зубах после вкусного обеда).

Например, будучи изумленным репликой партнера, вы можете обнаружить, что пристально смотрите на него, широко раскрыв глаза и рот и вытянув к нему голову — это будет содержательным жестом, и партнер сочтет вас искренним, но неискушенным. Если же вы сделаете все то же самое подчеркнуто, медленно и демонстративно, то ваш жест будет символическим, и не исключено, что партнер воспримет его как насмешку над собой.

Содержательные интонации — это те, которые акцентируют имеющие место быть (прямо обозначенные) особенности объекта внимания протагониста:

— Этот ваш котик... он такой (нежно) ласковый, пушистый. (сод)

Символические интонации часто воспринимаются как напыщенные, чрезмерные, манерные; они указывают на то, что стоит за пределами прямого смысла трансляции:

— (приводя плачущего соседского ребенка за руку к матери) А вот, Алевтина, и твой... (многозначительно) герой. (сим)

— (жене, многозначительно) У тебя там не болит? (сим)

Фразеологические обороты и пословицы в содержательной модальности:

Своя ноша не тянет.

Всех работ не переделаешь.

Снегу нет, и следу нет.

Навязло в зубах.

Упражнение. Вспомните известные вам фразеологические обороты и пословицы в содержательной модальности.

Упражнение. Определите логистические модальности трансляций в следующих диалогах и в пяти диалогах по вашему выбору. Укажите когнитивные и стилистические логистические маркеры и синтонные и антитонные ответы.

1. — Гервасий!

— (шутливо) Я за него!

2. — Я тебе, Дарья, (многозначительно) друг!

— Серый волк ты мне, Дементий!

3. — Где вы живете, Протас?

— Я живу в Петербурге.

4. — Противный ты сегодня, Жорж!

— Какой Бог дал.

5. — (поздравляя мать новорожденного) Ребенок — это счастье!

— Правда?!

6. — Почему я тебя не вижу уже неделю, Люциан?

— Так получилось...

7. — Ты уже съел картошку, Донат?

— Да, и свекольный салат тоже, мама.

8. — Как тебе понравилось представление в цирке, Сержик?

— Ух!

9. — Ты согласен со мной, Сосипатр?

— (показывает фигу)

10. — (матери, в гневе) Почему я не родилась круглой сиротой?!

— Бог не дал, доченька.

11. — Мама, я откуда родилась?

— Аист принес в авоське.

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору придумайте а) символическое и б) содержательное обращение.

1. Призыв к подчиненным приступить к работе.

2. Объявление жене о намерении расторгнуть брак.

3. Сомнение в корректности поведения делового партнера.

4. Приветствие престарелой родственницы.

5. Отповедь молодому наглецу, осмелившемуся публично сделать приличной даме личное замечание.

Пример.

1а). — Ну что же, господа, делу время — потехе час.

1б). — На этом я заканчиваю совещание, и все присутствующие могут приступить к исполнению своих обязанностей.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору: а) в символической модальности и б) в содержательной модальности.

1. — Ты зачем меня разлюбил, Егорий?

2. — Ты хочешь влиять на наш процесс, Довмонт?

3. — Мне надоели твои постоянные упреки и подкалывания, Гиацинт!

4. — Как хочешь, Горгоний.

5. — Мне безразлично, что ты себе думаешь, пока ты беспрекословно исполняешь мои прихоти, Демьян.

Упражнение. Модифицируйте следующие обращения и пять обращений по вашему выбору, подчеркнув в них: а) символическую модальность и б) содержательную модальность.

1. — Что я вам — гусь?!

2. — Я живу по принципу: кто рано встает — тому Бог дает.

3. — Смешно думать, что ты меня можешь найти, Ираида: легче отыскать иголку в стоге сена.

4. — Помни заветы предков, Елевферий, ведь вся мудрость — от них!

5. — Прощай, Приморье!

Пример.

1а) — Что я вам — гусь лапчатый?!

1б) — Что, я слишком много важничаю?

Упражнение. Определите логистическую модальность следующих трансляций и пяти трансляций по вашему выбору, после чего модифицируйте их, придав им родственную модальность (то есть символические фразы сделайте содержательными и наоборот).

1. — Мудрость — украшение старости.

2. — На хрена козе баян, Горгоний?

3. — Мне, пожалуйста, рыжиков положите, и капустки квашеной немного.

4. — Кушайте, гости дорогие.

5. — Земля круглая, Корнелий.

Упражнение. Сочините и прочитайте вслух небольшой монолог, адресованный к партнеру, по каждой из следующих тем в каждой из диадических модальностей. Аналогичное задание для пяти тем по вашему выбору.

1. О пользе соблюдения законов общества.

2. О вреде резких перемен в жизни.

3. О несомненном и сомнительном.

4. О роли домоводства в воспитании ребенка.

5. О человеке и его судьбе.

Упражнение. Сочините по три сценки на каждую из следующих темы и на пять тем по своему выбору. В каждой сценке участвуют два героя, каждый из которых на протяжении исполнения сценки придерживается фиксированной логистической модальности:

а) протагонист — сим, партнер — сод;

б) протагонист — сод, партнер — сим;

в) протагонист — сод, партнер — сод.

1. Парикмахер Кузьма Нифонтович стрижет свою постоянную клиентку Розу, которая пытается руководить процессом.

2. Кот Епифан вправляет мозги своей молодой хозяйке Глафире, которая очарована непроверенным молодым человеком Никитой.

3. Пудель Парамон на прогулке потерялся и был обнаружен хозяином Остапом (протагонист) только после длительных поисков. Их диалог при встрече.

4. Старый холостяк Викт о р беседует со своим диваном о случайностях в жизни человека.

5. Ерофей, влюбленный в Сусанну, пытается начать с ней разговор о своих чувствах. Сусанна уходит от темы, но старается при этом Ерофея не обидеть.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.