Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество Н. С. Лескова






Особенности творческого пути писателя, периодизация творчества.

Повести 1860-х годов «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница». Проблематика повестей, осмысление писателем сложных, неординарных личностей из народа и их трагических судеб.

«Катастрофа в начале пути»: антинигилистические романы «Некуда» и «На ножах». Осмысление нигилизма (революционно-демократических идей и движения) в романе «Некуда» в контексте широкого изображения неподвижной, косной жизни русской провинции. Разоблачение беспочвенности, легковесности и авантюризма «модного» нигилизма («углекислые феи», Дом Согласия и пр.). Изображение неизбежных «тупиков» или трагических разочарований «истинных нигилистов» — доктора Розанова, Лизы Бахаревой, Райнера. Специфика жанровой поэтики «Некуда».

Начало нового творческого пути — роман-хроника «Соборяне». Художественное осмысление путей развития России. Образы Савелия Туберозова, Ахиллы Десницына. Жанровые особенности романа-хроники.

Одаренный человек из народа и герои-«праведники» в повестях и рассказах Лескова 1870—1880-х годов.

Сатирическая тенденция в зрелом творчестве писателя.

Место и значение творчества Лескова в русской литературе.

 

Тексты. «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Некуда», «Соборяне», «Очарованный странник», «Однодум», «Несмертельный Голован», «Сказ о тульском косом Левше...», «Человек на часах», «Жемчужное ожерелье», «Зверь», «Заячий ремиз».

Учебники. История русской литературы: В 4 т.— Л.: Наука, 1982.— Т.3.— Гл. 23; История русской литературы XIX века (вторая половина) /Под ред. Н. Н. Скатова.— М.: Просвещение, 1991.— С. 320—338.

Научно-критическая литература. Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Лескова.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1978; Дыханова Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник».— М.: Худож. лит., 1980; Горелов А. А. Лесков и народная культура.— Л.: Наука, 1988.

Дополнительная литература. Семенов В. Николай Лесков — время и книги.— М.: Современник, 1981; В мире Лескова.— М.: Сов. писатель, 1983; Лесков и русская литература.— М.: Наука, 1988; Аннинский Л. А. Три еретика: (о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове).— М.: Книга, 1988; Лесков А. Жизнь Николая Лескова: В 2 т.— М.: Худож. лит., 1984; Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Н.С. Лескова // Лесков и русская литература: Сб. ст. / Отв. ред. К.Н. Ломунов, В.Ю. Троицкий. — М., 1988. — С. 12—21; Старыгина Н.Н. Циклизация в русской литературе XIX в. и творчество Н.С. Лескова // Модификации художественных форм в историко-литературном процессе: Сб. науч. тр. / Под ред. Г.К. Щенникова. — Свердловск, 1988. — С. 59—72; Федь Н.М. Художественные открытия Лескова // Лесков и русская литература: Сб. ст. / Отв. ред. К.Н. Ломунов, В.Ю. Троицкий. — М, 1988. — С. 21—38; Эйхенбаум Б.М. «Чрезмерный» писатель // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сб. ст. — Л., 1986. — С. 237—253; Лихачев Д.С. Ложная этическая оценка у Н.С. Лескова //Лихачев Д.С. Литература — Реальность — Литература. — Л., 1984.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.