Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество Н. А. Некрасова






Лирика Некрасова как система, новое лирическое чувство, лежащее в основе этой системы.

Основные принципы осознания и изображения действительности в лирике Некрасова — революционность, чувство социальности и социально-аналитическое начало. Направленность лирического чувства на другие «я», стремление вжиться во внутренний мир иного человека. Переосмысление повседневности, бытового слова, традиционных поэтических тем и мотивов.

Субъектные формы выражения авторского сознания в лирике Некрасова: повествователь, лирический герой, ролевой герой. Введение в русскую поэзию нового типа лирического героя — разночинца, лишенного романтического ореола избранничества, носителя определенного социально-психологического и эмоционального комплекса.

Обогащение Некрасовым лирической поэзии за счет эпических и драматических элементов. Создание поэтом нового типа лирического стихотворения: преодоление жанрового мышления, монтажная композиция и лирическое многоголосье в стихотворениях Некрасова.

Особенности эпической поэзии Некрасова — изображение будней крестьянской жизни, появление народного героя; особое эпическое мироощущение в поэмах Некрасова. Отражение этих особенностей в «маленькой трилогии о крестьянстве» и «Кому на Руси жить хорошо?».

 

Тексты. «Умру я скоро. Жалкое наследство...», «Памяти Белинского», «На смерть Шевченко», «Несчастные», «20 ноября 1861», «Памяти Добролюбова», «Чернышевский» («Не говори: забыл он осторожность...»), «Не рыдай так безумно над ним...», «Песня Еремушке», «Сеятелям»; «Перед дождем», «На улице», «Ночь. Успели мы всем насладиться...», «Вчерашний день, часу в шестом...», «В дороге», «Тройка»; «Я не люблю иронии твоей...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Тяжелый крест достался ей на долю...», «Застенчивость», «Нравственный человек», «Калистрат», «Утро»; «Коробейники», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо?».

Учебники. История русской литературы: В 4 т.— Л.: Наука, 1982.— Т.3.— Гл. 9; Кулешов В. И. История русской литературы XIX века.— М.: Изд-во МГУ, 1997.— С. 269—286; История русской литературы XIX века (вторая половина) /Под ред. Н. Н. Скатова.— М.: Просвещение, 1991.— С. 148—189.

Научно-критическая литература. Корман Б. О. Лирика Некрасова (любое издание); Бухштаб Б.Я. Некрасов (Проблемы творчества).— Л.: Сов. писатель, 1989.

Дополнительная литература. Скатов Н. Н. Некрасов: современники и продолжатели.— 2-е изд.— М., 1986; История русской поэзии: В 2 т.— Л.: Наука, 1968.— Т. 2.— С. 9—77; Влияние творчества Н.А. Некрасова на русскую поэзию: Сб. ст. — Ярославль, 1987; Волкова Л.Д. Русь народная в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» // А. Некрасов и русская литература XIX — начала XX в.: Сб. тр. — Ярославль; Кострома, 1983. — С. 114—25; Державина О.Д. Пролог в творчестве русских классиков XVIII—XX вв. и в фольклоре // Литературный сборник XVII в. «Пролог» /Подг. изд. О.Д. Державиной, А.С. Демина и др. — М, 1978. — С.155—170; Крупышев A.M. К вопросу о развитии народного сознания в романе из народной жизни и в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. — Ярославль; Кострома, 1980. — С. 64—84; Некрасовский сборник. — Л., 1988; Прозоров Ю.М. Н.А. Некрасов после книги «Мечты и звуки». К проблеме романтизма в творчестве Н.А. Некрасова 1940 года // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. — Ярославль; Кострома, 1980. — С. 3—17; Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». — Л., 1970; Скатов Н.Н. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». — М, 1980; Тамаев П.М. О некоторых мотивах поэзии Н.А. Некрасова (на материале произведений 40—50-х гг. XIX в.) // Н.А. Некрасов и русская литература XIX — начала XX в.: Сб. тр. — Ярославль; Кострома, 1983. — С. 77—85; Топорова А.В. Фольклорные истоки поэтической символики Н.А. Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос» // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. — Ярославль; Кострома, 1980. — С. 23—35; Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция: Избр. тр. / Сост., вст. ст. и коммент. В. Новикова. — М., 2002; Эйхенбаум Б.М. Некрасов // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. — М., 1969.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.