Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начала украинской социологии






Второй период развития социологической мысли в Украине непосредственно связан с возникновением социологии как отдельной науки. В научных кругах его называют периодом академической социологии. Начинается он с существования и институциализации социологии на Западе. Это породило определенные способы видения и модели познания социальной реальности, новые подходы, способы решения и средства реализации социальных целей, интересов и потребностей, поскольку социологические принципы, методы и концепции, были уже небезызвестными среди украинских ученых.

Принято считать, что украинская социология заявила о себе в 80-х годах XIX ст. исследованиями Женевского кружка украинских ученых, труды которых печатались чаще всего в тамошнем журнале «Общество».

Ученые, которые исследуют особенности тогдашней украинской социологической мысли в конце XIX ст., отмечают, что эти исследования по большей части трансформировали идеи О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, обнаруживали маловато критического отношения к достоянию своих предшественников, слабо были заряжены на выработку собственных социологических теорий, хотя отдельные оригинальные идеи они выражали. Определяющая черта социологической мысли в Украине — тесная взаимосвязь с общественно-политическими проблемами, с заданиями утверждения национальной государственности, борьбой, за независимость, национально-культурное возрождение. Специфическим признаком отечественной социологии было ее самоопределение как одного из средств создания государства, развития национального самосознания. А первые украинские социологи были, прежде всего, общественными деятелями, а уже потом научными работниками.

Доминировало в тогдашнем социологическом мнении обращение к социально-культурным проблемам. В то же время оно проявляло заметную заинтересованность социально-политическими, экономическими аспектами.

Так, в социологических студиях публициста, экономиста, социолога Сергея Подолинского (1850—1891), соседствовали марксистские и социал-дарвинистские, «громадовские» взгляды. Считая, что общественная жизнь происходит по закону борьбы за существование, он и положение о прибавочной стоимости рассматривал как одну из форм этой борьбы. Но наряду с законом борьбы за существование, утверждал С. Подолинский, действует и закон роста солидарности людей. Со временем человеческие сообщества, поддавшись чувству благосклонности, могут перестать бороться между собой. Все это будет иметь незаурядный смысл для людей, которые высвободят свои силы для взаимодействия с окружающей природой. Будет расти средний уровень развития большинства людей, появятся возможности для самого проявления талантов.

Среди ученых-исследователей украинского общества конца XIX ст. в первую очередь выделяется фигура Михаила Драгоманова (1841—1895), который немало внимания уделял перспективам исторического продвижения Украины, возможности ее самостоятельного существования на европейском поприще. Национальный вопрос он считал одним из важнейших. Основу для его решения видел, прежде всего, в демократизации общества, внедрении политических свобод (всенародного земского представительства с контроля за действиями исполнительной власти, неприкосновенности свободы личности, слова, сообществ). По его мнению, политические и национальные интересы населения могут быть обеспечены только при полной децентрализации управления экономической и культурной жизнью. Драгоманов обосновал тезис, что настоящей политической свободы не может быть при тогдашней централизации. В подтверждение этого он приводит факт, что в Европе со времен Великой французской революции все перевороты именно поэтому и не достигали ближайшей цели, потому что самодержавие королей сменялось самодержавием парламентского большинства, оставляя неприкосновенной и даже совершенствуя централизованную бюрократическую машину управления.

Рассматривая социологию как науку об обществе, важную роль Драгоманов отводил сравнительному методу исследований, пытаясь поднять его до мирового уровня.

Один из самых известных тогдашних отечественных социологов Максим Ковалевский (1851—1916) исповедовал плюралистический подход к обществу, пытался при решении сложных социологических проблем принимать во внимание совокупность социальных факторов и элементов. В двухтомном труде «Социология» (1910) писал, что социология, в отличие, например, от истории, отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь на общую их тенденцию, не теряя при этом своего основного задания — раскрытия причин покоя или движения человеческих обществ в разные эпохи. Только социология, утверждал он, может ставить себе за цель раскрытие элементов, необходимых для блага общества, то есть для его порядка и прогресса, а также всех разнообразных биосоциальных причин, от которых они зависят.

М. Ковалевский не считал, что идеи правят миром, утверждал, что не существует единственного определяющего социального фактора. Вести речь о главном факторе — то же, что говорить о каплях речной воды, которые своим движением предопределяют ее течение. Социологическая теория Ковалевского — явление сложное, разнообразное, органически связанное с его историческими исследованиями.

Выдающийся историк, политический деятель Михаил Грушевский (1866—1934), считал, что социальный прогресс в одинаковой степени определяется биологическими, экономическими и психологическими факторами. Значительное место в его исследованиях отведено изучению истории Украины, исторического процесса, вообще, генезиса восточнославянских народов. Особенное внимание заслуживают взгляды Грушевского относительно возникновения и развития украинской и российской народностей, становления государственности, в Украине и России.

Во время вынужденной эмиграции (1919—1924) Грушевский создал в Вене Украинский социологический институт. Кроме издания научных трудов, его сотрудники вели лекционную деятельность. Были изданы социологические исследования М. Грушевского, В. Липинского, В. Старосольского, П. Христюка, М. Шрага, М. Лозинского. В целом под эгидой Украинского социологического института увидели мир 13 трудов, посвященных разным аспектам прошлого и современной жизни Украины. Для украинских эмигрантов были организованы бесплатные общедоступные курсы общественных наук. Они охватывали разнообразные вопросы социологии, политологии, политэкономии, истории: начала общественной и государственной жизни, или генетическая социология (М. Грушевский); социальные основания развития искусства (Д. Антонович); история украинской революции (П. Христюк); теория нации (В. Старосольский); государство и государственное право (М. Шраг) и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.