Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классический период в развитии мировой социологии






 

В начале XIX ст. конкретизируется проблематика традиционной социальной философии, приобретают развитие эмпирические социальные исследования. Французский мыслитель К.-А. Сен-Симон предложил вывести науку о человеке на уровень знаний, которые основываются на наблюдении, заняться «установлением последовательных рядов фактов». Он создал концепцию «социальной физиологии», в которой взгляды рационализма XVIII ст. совмещал с историзмом в исследовании общественных явлений, предпринял первые шаги к изучению общественных явлений как элементов целостного организма.

Методологические разработки Сен-Симона способствовали формированию позитивизма как направления в философии и социологии (от лат. positivus — основанный на опыте, фактах, реальный). Главное направление позитивизма заключалось в отказе от абстрактных рассуждений об обществе, в создании «позитивной» социологической теории, которая должна была стать такой же доказательной и общезначимой, как и естественные теории.

Родоначальником позитивизма считают Огюста Конта. Сначала он был домашним учителем математики, потом работал секретарем у Сен-Симона, написал с ним несколько научных трудов. Однако расхождения по принципиальным теоретическим и политическим вопросам (Конт не признавал сен-симоновского социализма) привели к разрыву их творческих взаимоотношений.

Основная научная разработка О. Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах была опубликована в 1830— 1842 гг. Создавая свою позитивистскую концепцию, Конт сначала наводит определение общественной науки как «социальной физики», а затем — как «социологии». Этот термин в научных кругах был встречен скептически, но впоследствии он прижился. Развитие общества, по Конту, подлежит тем самым законам, что и природа, поэтому социология является частью природоведения.

Контовская социология основывалась на законах биологии, но предусматривала вероятность изменений влияния данных законов в результате взаимодействия индивидов, которое все усложнялось через влияние каждого поколения на следующее. На то время это была новаторская мысль, как и требование к социологии изучать существующие законы, а не искать трансцендентные (априорные) причины, обосновывать достоверность своих выводов фактами и их взаимосвязями, а не философскими интерпретациями сущности истории.

Существенными в контовской социологии являются методы исследования общества. Выступая против умозрительности, крайностей эмпиризма, Конт обосновал применение в социологии метода наблюдения, а также экспериментального и исторического методов. Основным методом исследования в социологии он считал наблюдение, а наиболее адекватным природе социальных явлений — исторический метод, то есть историческое сравнение разных последовательных состояний человечества.

О. Конт разделял социологию на две части: социальную статику, которая рассматривает общество как единое органическое целое, изучает условия его существования, законы функционирования, и социальную динамику, которая изучает процессы общественных изменений, законы развития социальных систем. Социальная статика — это теория общественного порядка, организации, гармонии. Такая концепция была направлена против индивидуалистских теорий, попыток рассматривать общество как продукт договора между индивидами. В социальной статике главным является вопрос природы социальной связи, взаимодействия элементов социального организма, которые существуют при всех исторических условиях. Здесь у Конта на передний план выходит органически связанное с идеей эволюции понятие «система», которое доныне является одним из центральных в социологии.

В понимании закономерностей развития природы и общества О. Конт исходил из закона трех стадий развития познавательной деятельности, общественного сознания людей:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.