Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Протосоциологические взгляды античных мыслителей






Классический период в развитии мировой социологии.

Социологическая мысль и социология в Украине

 

Социологическая мысль зародилась значительно раньше того периода, когда О. Конт внедрил в научный оборот понятие «социология». Да и сам он утверждал, что его учение неразрывно связано с предыдущими исследованиями общества и его элементов.

В развитии социологических знаний выделяется несколько этапов с ярко выраженными особенностями.

*********

Протосоциологический период.

Протосоциологический период охватывает промежуток времени от античности до начала XIX ст.

В пределах протосоциологического периода выделяют несколько этапов формирования взглядов на общество, законы его развития: античный, средневековый, эпох Возрождения и Просвещения. Важной является предыстория эмпирической социологии, особенности развития «государствоведения» и «политической арифметики».

Протосоциологические теории сыграли заметную роль в последующем развитии науки, влияя на формирование не только классических, но и современных взглядов на закономерности становления и развития общества.

Протосоциологические взгляды античных мыслителей

Античный период развития протосоциологических знаний охватывает период примерно от II тысячелетия до н.э. до IV ст. н.э. Характерные его особенности просматриваются в политико-социальных учениях давних Египта, Междуречья, Индии, Китая, Рима, Греции, отображавших основные черты ранних типов обществ, которые изменили первобытный строй. Уже тогда господствовали патриархальное натуральное хозяйство, государственная форма собственности на землю, общественное землевладение, определявшие социальную структуру системы земельных общин.

Тогдашняя политическая и социальная мысль развивалась на основе религиозно-мифологического сознания, обожествления власти, оставаясь прикладной по своей сути. Главными для нее были вопросы политического управления, функционирования власти и правосудия.

Мифология как своеобразная форма сознания является фантастическим отображением действительности, реальных событий, воплощенным в устное творчество — миф (греч. mythos — разговор, слово). Но уже на этом этапе накапливаются знания об общественной жизни, формируются теории права, морали, государства, общества.

Миф является формой общественного сознания, которое отображает фантастические представления о природе, личности, обществе. Явления природы, исторические события, изображаются в них в персонифицированной форме. Самыми распространенными были мифы о возникновении и эволюции мира, солнца, луны, звезд (космогонические), появлении человека (антропогонические). В них, тем не менее, мы находим много сведений относительно тогдашних представлений об общественном строе, характере власти, добра и зла, и тому подобное.

Мифологический этап развития общественного сознания свойственен каждому народу, нередко трансформируясь в религиозные мировоззренческие системы, религиозный культ, создавая и питая разные виды искусств. Наибольший расцвет приобрели древнегреческая, древнеримская, а также мифология (совокупность мифов) народов Древнего Востока, Индии, Китая.

Анализируя первобытные мифы, социологи могут воспроизвести характер социальных процессов в первобытном обществе, особенности его ценностей и норм, социальной структуры, и тому подобное. С развитием общества, уменьшением зависимости человека, от природы происходит постепенный переход от мифологического восприятия событий и явлений, к другим формам мировосприятия, заметное место среди которых занимает эпос (греч. epos — слово, рассказ, песня) — сказ о героическом прошлом, картинах жизни народа, его идеалах, морали, стремлениях. Эпос, как правило, существовал в устной и письменной форме, включая в себя такие формы, как: песни, думы, былины, поэмы, сказы, а также более крупные жанры: поэмы, повести, романы-эпопеи.

С возникновением науки историческая память материализуется в письменных источниках и документах. Создавали их логографы (греч. logos — слово; grapho — пишу, черчу, рисую), с которыми связывается переход от устного сказа к письменной фиксации событий.

Социальный и исторический прогресс порождает новые формы общественной мысли, новую форму познания действительности — философию. Мифология и эпос заменяются историческими хрониками. Особенно большое значение для развития научной мысли сыграло появление социального слоя людей, которые профессионально занимались интеллектуальной деятельностью.

К формированию социальных теорий приближались в своем творчестве Демокрит, Платон, Аристотель и другие мыслители античности, которые пытались объяснить сущность разнообразных фактов, процессов, явлений общественного развития.

Одним из самых известных античных обществоведов был Платон, (настоящее имя — Аристокл: 427— 347 гг. н. э.), социальную философию которого можно считать как реформистской, так и утопической. Размышляя над тем, каким должно быть идеальное государство, он утверждал, что большинство людей благодаря лишь собственным усилиям не могут приблизиться к совершенству, которое влечет необходимость в государстве и законах.

Идеальное государство, по мнению Платона, создается не в интересах индивида или отдельной прослойки, а ради целого, то есть самого государства, вне которого индивид существовать не может. Основное зло современного ему общества Платон видел в человеческом эгоизме, укоренившемся в коммерциализации человеческих отношений. Жажда, корыстность, своеволие, подрывают стабильность общества, оно начинает болеть изнутри, и его нужно лечить. Индивид стремится к государству и законам, чтобы приблизиться к общественному идеалу.

Понятие «общество» отождествляется у Платона с понятием государства. Затем общество, по его мнению, распадается, внешним проявлением чего является поляризация справедливости и несправедливости. В результате своеобразного отрицания эта противоположность устраняется, и общество возвращается к исходному состоянию. То есть Платон пытается лишить идеальное государство возможности развития, оставляя ему лишь право на функционирование. По его мнению, любые общественные изменения являются не прогрессом, а регрессом. Круговорот государственных форм и составляет философию истории Платона, которая является критикой неприемлемых для него форм государственного строя.

Следовательно, Платон был одним из первых, кто попробовал объяснить причины социального неравенства, то есть создал собственную теорию социальной стратифицированности. По его мнению, социальная структура общества создавалась в результате действия сверхчеловеческого ума. Он считал, что теория управления государством должна быть основана на изучении человека, а здоровое общество не может состоять из людей, которых преследуют страх и неуверенность.

Значительный вклад в развитие социологической мысли, учения, о государстве и обществе внес другой известный древнегреческий философ, ученик Платона, Аристотель (384—322 гг. н. э.). Он положил начало логике, психологии, политике, другим отраслям знания, оставив в наследство учение об обществе, государстве и власти. Его основными произведениями в протосоциологическом контексте можно считать «Политику», «Этику», «Риторику».

По Аристотелю, первичным элементом любой исторической единицы является родовая община. Государство является объединением родовых обществ. Другой основной элемент любого исторического государства — рабство. Ни одно государство, по Аристотелю, немыслимо без господ и рабов. Вопреки Платону он выступает сторонником индивидуальной частной собственности. Как и Платон, считает, что человек по природе — существо государственное. Вне государства остаются или неразвитые морально существа (идиотикос), или сверхчеловек. Государство — это сформированная, определенным образом, совокупность граждан. Гражданин — тот, кто может принимать участие в законодательной и судебной власти государства (политикос).

Руководитель государства должен манипулировать общественным сознанием с помощью софистики, демагогии, политического актерства. Смысл жизни человека — достижение высшего блага деятельностью, творческим, производительным трудом, который делает человека красивым. Размышляя над тем, что более важно, — власть законов или власть людей, Аристотель приходит к выводу, что более полезной для развития общества является власть законов. Эти его мысли нашли последующее развитие в средневековой социально-политической мысли, а его учение о «среднем классе» стало источником «теории среднего класса» в XX ст.

Аристотелевская система содержит много научных знаний, которые входят в предметную сферу протосоциологии, рассматривает вопросы образа жизни, досуга и свободного времени, социального управления и социальных ценностей, и тому подобное.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.