Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIII. Печать, радиовещание и телевидение






Начало арм. книгопечатания относят к 1512, когда в Венеции вышла первая арм. книга " Парзатумар" (" Объяснительный календарь"). Первая арм. типография была основана в 1567 в Константинополе, затем открылись арм. типографии в Риме (1584), Париже (1633), Лейпциге (1680). Ок. 1696 в Амстердаме была напечатана первая географич. карта на арм. яз. Первый арм. журн. " Аздарар" (" Вестник") вышел в 1794 в Мадрасе (Индия), а первая арм. газета - еженедельник " Аревелян цануцманц" (" Восточные известия") - в 1815 в Астрахани. Эти выдающиеся события в культурной жизни армян происходили далеко за пределами их родины, ибо в самой А., разделённой между Ираном и Турцией, условия для развития нац. культуры были неблагоприятными. После присоединения Вост. А. к России (1828) книги ипериодич.

издания на арм. яз. стали издаваться в Ереване, а также в Москве, Петербурге, Астрахани, Тбилиси, Баку, где проживали более или менее многочисл. группы армян-переселенцев. За рубежом своей печатной продукцией особенно выделялись арм. колонии в Константинополе и в Венеции - на о. Св. Лазария. Периодич. издание венецианских мхитаристов " Базмавеп" регулярно выходит начиная с 1843.

В сер. 19 в. прогрессивные силы арм. интеллигенции группировались вокруг выходившего в Москве журн. " Юсисапайл"

(" Северное сияние", 1858-64), к-рый сыграл большую роль в борьбе против клерикализма, ср.-век. отсталости и консерватизма. Из периодич. изданий 2-й пол. 19 в. выделялись также газета " Мегу Айастани" (" Пчела Армении", 1858-86), выходившая в Тбилиси, журнал " Масяц Агавни" (" Голубь Масиса",

1855-65), издававшийся в Париже, а затем в Феодосии. Писателей-демократов О. Туманяна, А. Исаакяна, А. Акопяна и др. объединял выходивший в Тбилиси (1889-1907) ежемесячник " Мурч" (" Молот").

Прогрессивное направление в зап.-арм. прессе представляла газ. " Мегу" (" Пчела"), к-рая издавалась А. Свачяном в Константинополе в 1856-74.

Количество арм. печатных изданий иих тиражи были крайне ограничены. В 60-70-х гг. 19 в. тираж журналов не превышал 150-300 экз., а газет - 400 - 700 экз. В конце 19- нач. 20 вв. тиражом 1200-1500 экз. выходили в Тбилиси известные арм. газеты " Мшак" (" Труженик", 1872-1920) и " Hop-Дар" (" Новый век", 1884-1908). В 1913 в А. вышло в свет всего 55 книг (из них 42 на арм. яз.), тиражом 80 тыс. экз., выпускалось 2 журнала годовым тиражом 1, 3 тыс. экз. и 6 газет разовым тиражом 19 тыс. экз. В 1902 при участии С. Г. Шаумяна и Б. М. Кнунянца в Тбилиси была основана первая на арм. яз. газета ленинскоискровского направления " Пролетариат" (вышел один номер). В 1903-05 в Тбилиси выходила большевистская газета на арм. яз. " Пролетариаты крив" (" Борьба пролетариата") - орган Кавк. союзного к-та РСДРП. Первым легальным большевистским печатным органом на арм. яз. была газ. " Кайц" (" Искра"); выходила под редакцией С. Г. Шаумяна и С. С. Спандаряна в 1906 в Тбилиси. В 1911-12 в Баку печаталась большевистская газ. " Нор-Хоск" (" Новое слово") на арм. яз. С септ. 1918 по март 1919 в Ереване издавалась легальная большевистская газ. " Хоск" (" Слово").

До 1920 во всём мире разновременно действовало более 460 типографий, печатавших книги, журналы игазеты на арм. языке. Вто же время в самой А. имелось лишь несколько типографий.

С установлением Сов. власти начинается новый этап в истории арм. печати. В 1921 было образовано гос. изд-во " Айастан" (" Армения"). В 1928 выпущено 372 книги, в т. ч. 352 на арм. яз., тиражом 1079 тыс. экз. В 1968 респ. изд-ва " Айастан", " Луис" (" Свет"), " Митк" (" Мысль"), " Гитутюн" (" Наука") и др. выпустили 1104 книги (894- на арм. яз.) тиражом 9870 тыс. экз.; издавалось 95 журналов и др. периодич. изданий (в т. ч. 71 на арм. яз.) разовым тиражом 578 тыс. экз. (годовой тираж 8350 тыс. экз.), 91 газета (в т.ч. 81 на арм. яз.) разовым тиражом 966 тыс. экз. (годовой тираж 170681 тыс. экз.). В числе респ. газет: на арм. яз.- " Советакан Айастан" (" Советская Армения", основана в 1920 под названием " Коммунист", с 1921 -" Хорурдаин Айастан", с 1940 - " Советакан Айастан"), " Авангард" (с 1923), " Пионер канч" (" Пионерский клич", с 1925), " Гракан терт" (" Литературная газета", с 1932), еженедельник Арм. комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом " Айреники Дзайн" (" Голос Родины", с 1965) и др.; на рус. яз. -" Коммунист" (с 1934), " Комсомолец" (с 1938); на азерб. яз.-" Совет Эрме-нистаны" (" Советская Армения", с 1921); на курд. яз. - " Риа-Таза" (" Новый путь", с 1930). Издаются политич., научные, технич., лит., сатирич. и др. журналы: на арм. яз.- " Ленинян угиов" (" По ленинскому пути", с 1923), " Советакан Айастан" (" Советская Армения", с 1945), " Возни" (" Ёж", с 1954), " Айастани аш-хатаворуи" (" Труженица Армении", с 1958), " Советакан граканутюн" (" Советская литература", с 1933), " Советакан арвест" (" Советское искусство", с 1932); " Гарун" (" Весна", с 1967), " Гитутюн эв техника" (" Наука и техника", с 1963) и др., на рус. яз.- " Литературная Армения" (с 1958) и др. Науч. периодика издаётся гл. обр. АН Арм. ССР и Ереванским ун-том (см. раздел Наука и научные учреждения). С 1920 работает Арм. телеграфное агентство (АрмТАГ).

В 1926 в Ереване начались первые радиопередачи. В 1956 начал работать ереванский телецентр. В 1968 Респ. радиовещание и телевидение вели передачи на арм., рус., азерб., курд. языках по 2 радио- и 1-телепрограммам. Ведутся передачи также на арм. и араб. языках для слушателей за рубежом. Время вещания составляет по всем вещательным радиопередатчикам 254 часа в сутки. Ретрансляц. устройства позволяют смотреть телепередачи почти на всей территории республики. В 1965 вступила в строй радиорелейная линия Москва - Сочи - Тбилиси - Ереван, по к-рой А. принимает телепередачи из Москвы и др. городов СССР, а также программы " Интервидения". А. В. Акопян.

XIV. Литература

Армянский фольклор. Из глубины веков до нас дошли памятники нар. творчества, хранящие сведения о жизни и борьбе племён древней А. Высокой поэ-тич. культурой отличаются мифич. сказания о предке армян Гайке, об Ара Прекрасном, Ваагне, эпические отрывки об Арташесе и Сатеник, о Тигране и Аджаа-ке, использованные арм. историком Мовсесом Хоренаци в его знаменитой книге " История Армении". У арм. историков сохранились также отрывки из эпич. циклов " Персидская война" и " Таронская война". Популярный жанр арм. фольклора - нар. сказки о борьбе добрых н злых сил, о светлом и тёмном царствах, о бесстрашных богатырях.

Историко-познават. и художеств. ценность представляют историч. предания, легенды и эпич. песни о царях, полководцах, философах, историках, писателях. Вершиной арм. нар. творчества является эпос " Давид Сасунский", в к-ром дано художеств. обобщение героич. борьбы народа против ига Араб. халифата. В эпосе выражены высокие идеалы и свободолюбивый дух арм. народа.

В песенном творчестве особое место занимает поэзия гусанов - нар. певцов, о к-рых упоминается ещё в арм. лит. памятниках 5 в. Несмотря на церк. запреты, гусаны продолжали традиции нар. поэзии языческих времён. В века сельд-жукского, монг.-татарского, а затем тур. и иран. владычества распространение нашли песни пандухта - скитальца, изгнанного с родной земли. В трудовых песнях, пословицах, поговорках, магич. заклинаниях запечатлено тяжёлое историч. прошлое арм. народа.

После Великой Окт. социалистич. революции в арм. фольклоре отразилось политич., экономич. и духовное возрождение народа, воспеты создатели и герои новой жизни. Известный арм. сказ " Ленин-вождь" по праву считается одним из лучших произведений совр. устного творчества народов СССР.

Л. Т. Ганаланян.

Древнеармянская литература. Арм. письменное слово начинается с клинописных надписей (нач. 1-го тыс. до н. э.), дошедших до нас от урартов. В 1 в. до н. э. в период расцвета в А. эллинистич. культуры в столицах Тигранакерте и Ар-ташате ставились трагедии на греч. яз. и, по всей вероятности, гусанские представления на арм. яз.

С провозглашением в А. офиц. религией христианства (301), уничтожались памятники языческой культуры. В церк. богослужении использовались греч. и сирийский языки. Задачу создания письменности на арм. языке осуществил учёный и политич. деятель Месроп Маштоц. В 5 в. получила распространение оригинальная и переводная лит-ра. Большое значение для развития художеств. лит-ры имели труды историографов Агатангехоса (Агафангела), Павстоса Бузанда, Егише, Лазара Парбеци, Мовсеса Хоренаци.

В 7 - нач. 8 вв., когда страна находилась под игом Араб. халифата, преобладали схоластико-догматич. лит-pa, религ. песни (шараканы). Тем не менее светская лит-pa продолжала развиваться (Давтак Кертог), творили талантливые историки-писатели (Себеос, Овнан Мамиконян, Мовсес Каганкатваци, Гевонд).

После освобождения от ига Халифата в 10 в. возникли предпосылки для арм. Возрождения. В лит-ре оно связано с именем гениального поэта средневековья Григора Нарекаци, к-рый выразил гуманистич. идеалы в лирич. поэме " Книга трагедий" и в " Песнях". Нарекаци отделил поэзию от церк. богослужения, воспел реальный мир, природу, красоту человека. Носителями политич. идеалов арм. Возрождения стали историки-писатели 10 в. Ованес Драсханакертци, Товма Арцруни.

С вторжением в страну византийцев в 11 в., затем сельджуков развитие А. вновь затормозилось; условия изменились лишь в 12 в., когда в А. стали править изгнавшие сельджуков Захариды.

В Киликии, на юго-западе М. Азии, образовалось независимое феодальное арм. царство (1080-1375). Появились крупные поэты-Ованес Имастасер (Иоанн Саркаваг), Нерсес Шнорали (" Элегия на взятие Эдессы"), Григор Тга (" Элегия на взятие Иерусалима"), Нерсес Ламбронаци; видными баснописцами были Мхитар Гош и в нач. 13 в. Вардан Айгекци, автор " Лисьей книги", вобравшей в себя нар. сатиру, направленную против феодализма.

Прогрессивно мыслящие поэты уже с 13 в. начали писать на разговорном нар. языке - среднеармянском; Фрик заложил основы поэзии социального протеста, Константин Ерзнкаци явился зачинателем любовной лирики. Они были выдающимися представителями гуманистич. поэзии.

Начиная с 16 в. арм. книгопечатание развивалось в Венеции, Константинополе, Риме, Амстердаме, Мадрасе, Калькутте и др. местах, где существовали арм. колонии.

Большое значение в поэзии имела тема скитальчества (пандухтства) с выражением тоски по родине. Ованес Ерзнкаци (13 в.), Ованес Тулкуранци (14-15 вв.), Мкртыч Нагаш (14-15 вв.), Григор Ахтамарци (16 в.), Нерсес Мокаци и самый видный представитель светской поэзии Наапет Кучак (16 в.) вносили жизнеутверждающие настроения, противостоявшие церк. мировосприятию.

В 13-16 вв. достигает высокого развития жанр поэмы, выдающимися представителями к-рого явились Григор Церенц, Хачатур Кечареци, Аракел Сюнеци (его " Адамова книга" ставит под сомнение религ. догмы), Аракел Багишеци, Симеон Апаранци и др. Говоря о жизнеутверждающей силе ср.-век. арм. поэзии, возникшей в эпоху монг.-тат. и сельджук-ских нашествий, в высшей степени неблагоприятную для всех вообще проявлении литературной деятельности, В. Я. Брюсов писал: "... Средневековая армянская лирика есть истинное торжество армянского духа во всемирной истории" (" Поэзия Армении", Ер., 1963, с. 351).

В 18 в. в лит-ру вошли Багдасар Дпир, Петрос Кафанци, Нагаш Овнатан и великий поэт-ашуг Саят-Нова, в своей любовной лирике отразивший противоречие гуманистич. идеалов и феод. действительности. Произведения многих арм. деятелей сохранились в манускриптах. Из них более 500 авторов вошло в историю арм. лит-ры 5-18 вв. М. Мкрян.

Новая армянская литература. В литературе 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. главенствующим направлением был классицизм. Его представители - О. Ванандеци, П. Минасян, А. Багратуни, Е. Томачян, Э. Гюрмюзян и др., воссоздавая страницы борьбы арм. народа с иноземными поработителями, пробуждали нац. самосознание.

Древний арм. язык (грабар) был недоступен широким кругам читателей. Лит-ру на понятном языке представляла ашугская поэзия, получившая особое распространение в 1-й пол. 19 в. С 20-х гг. появились писатели т. н. " переходного периода", к-рые откликались на насущные вопросы современности и пытались перейти к новоарм. языку - ашхарабару (А. М. Аламдарян и М. Д. Тагиадян). В 40-50-х гг. выразителем идей нац. пробуждения в поэзии выступил поэт Г. Алишан.

Утверждение прогрессивного романтизма в арм. лит-ре связано с именем просветителя-демократа Хачатура Абовяна. Венец творчества Абовяна - историч. роман " Раны Армении" (1841-43, 1 изд., 1858), рисующий героич. борьбу арм. народа против иран. ига и освобождение Вост. А. с помощью России. Традиции Абовяна продолжало лит. поколение 50-60-х гг. Прогрессивные силы арм. общественности группировались вокруг журн. " Юсисапайл" (" Северное сияние"), изд. в Москве под ред. С. Назаряна. В журнале сложилась гражд. поэзия С. Шахазиза. Ему принадлежит замечат. поэма " Скорбь Левона" (опубл. 1865).

В развитии арм. общественной мысли и лит-ры значительную роль сыграл революционер-демократ М. Налбандян, идейный соратник Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и Н. П. Огарёва.

В Зап. А. в 50-60-х гг. 19 в. выступили публицисты М. Мамурян, Г. Чилинкирян, С. Воскан и соратник Налбандяна - А. Свачян. Утверждение романтизма в лит-ре зап. армян связано с творчеством М. Пешикташляна и П. Дуряна, отразивших пафос нац.-освободит. движения.

В 70-80-х гг. продолжателем традиций Абовяна явился Р. Патканян. В цикле " Военные песни" (1878) он выразил стремление арм. народа с помощью России добиться освобождения от тур. ига. Развитие социально-бытового романа связано с именем Перча Прошяна, в романах которого " Сос и Вартитер" (1860), " Из-за хлеба" (1879), " Мироеды" (1889) и др. отражено социальное расслоение арм. деревни. Романист и педагог Газа-рос Агаян в романе " Арутюн и Манвэл" -(1867) выразил горячую веру в силу просвещения; его повесть " Две сестры" (1872) говорит о необходимости борьбы с социальным злом.

Основоположником реалистич. драматургии выступил Габриел Сундукян. Его реалистич. иск-во особенно сказалось в комедии " Пэпо" (пост. 1871, изд. 1876). Творчество Сундукяна оказало влияние на дальнейшее развитие арм. драматургии и театра.

Аналогичную роль в лит-ре зап. армян сыграл сатирик и драматург Акоп Паронян. В сатирич. произведениях 70- 80-х гг. он достиг больших социально-политич. обобщений (" Высокочтимые попрошайки", 1891; " Столпы нации", кн. 1-3, 1879-80; " Записки Ососа", " Дядя Багдасар", 1886; и др.), подверг осмеянию бурж. общество, разоблачал царящий в султанской Турции произвол.

Выразителями идей нац.-освободит. движения 70-80-х гг. стали: публицист, редактор газ. " Мшак" (" Труженик") Г. Арцруни, романисты Церенц и Раффи. В своих романах (" Джалаледдин", 1878; " Хент", 1880), а также " Канцер" (1878, опубл. т. 1-3, 1883-90) Раффи призывал к освобождению от тур. тирании путём вооруж. восстания при помощи России. Он сыграл большую роль в развитии арм. прозы, особенно историч. романа (" Давид-бек", 1881-82, " Самвел", 1886).

В 80-90-х гг. ведущим направлением становится критич. реализм. Выступает плеяда прозаиков- Нар-Дос(М. 3. Ованнисян), Мурацан (Г. Тер-Ованисян), В. Папазян, А. Арпиарян, Г. Зохраб, Т. Камсаракан, а также романист и драматург А. Ширванзаде, в творчестве к-рого нашёл глубокое отражение процесс утверждения бурж. отношений в Закавказье (роман " Хаос", 1898; драма " Из-за чести", 1905, и др.). Ованес Иоаннисян обогатил арм. поэзию нар. мотивами, жанровым и ритмич. многообразием, переводами из европ. и рус. поэтов.

Впоэзии Ал. Цатуряна, особенно в годы первой рус. Революции 1905 - 07, выражен протест трудового народа против " сильных мира сего".

Синтезом традиций арм. лит-ры 19 в. было творчество Ованеса Туманяна. Он создал цикл реалистич. поэм, в к-рых запечатлены картины родной природы, жизнь народа с её социальными противоречиями, нац.-освободит. борьба (" Стенания", 1890, " Ануш", опубл. 1892, " Поэт иМуза", 1899, и др.). Туманян мастерски осуществил обработку нар. эпоса " Давид Сасунский" (1902).

Крупнейшим поэтом кон. 19 и 1-й пол. 20 вв. был Аветик Исаакян. Трагич. судьбы арм. народа наложили печать на его творчество 90-х гг. и последующих лет (сб. " Песни и раны", 1897). Реакция после Революции 1905 - 07 углубила мотивы пессимизма в его поэзии (поэма " Абул Ала Маари"). Новая ступень развития арм. поэзии ознаменована творчеством В. С. Теряна. Его сб. стих. " Грёзы сумерек" (1908), изысканных по форме, приобрёл большую популярность. Из нового поколения поэтов нач. 20 в. выделяются Сиаманто (А. Ярчанян), Д. Варужан, М. Мецаренц, Р. Севак. Все они в той или иной степени испытали влияние зап.-европ. (гл. обр. французского) символизма, однако в лучших произв. остались верны традициям арм. классич. лит-ры.

В нач. 20 в. с ростом рабочего движения в Закавказье ив А. создаются предпосылки для возникновения революц. пролет. лит-ры. В этом процессе видная роль принадлежит выдающимся деятелям Коммунистич. партии С. Г. Шаумяну и С. С. Спандаряну, заложившим основы марксистско-ленинской эстетики и лит. критики в А. Основоположником арм. пролет. лит-ры был А. М. Акопян. В кон. 90-х гг. 19 в. он выступил как выразитель настроений широких масс. Первая рус. революция вызвала к жизни сб. " Звон зари" (1907) поэтессы III. А. Кургинян. В этот же период выступили пролет. писатели М. Петросян, Арази (М. Арутюнян) и А. Варданян.

A.M. Инджикян.

Советская армянская литература. После установления Сов. власти в А. (1920) впервые в истории арм. народа возникли условия для подлинного расцвета лит-ры и иск-ва. Важнейшими факторами развития арм. лит-ры стали демократич. и реалистич. традиции классики, общий рост арм. социалистич. культуры, крепнущие связи с культурами др. народов СССР. Формирование сов. лит-ры происходило в острой идейно-политич. борьбе. На сторону революции перешли видные представители дореволюц. арм. лит-ры: О. Туманян, В. Терян, О. Иоан-нисян, А. Ширванзаде, А. Исаакян, Нар-Дос, Д. Демирчян. Развитию новой лит-ры способствовала марксистская лит. критика (А. Б. Каринян, А. Сурхатян, П. Макинцан, А. Г. Гюликевхян), особенно работы теоретика-марксиста А. Ф. Мясникяна (Мясникова).

Глубокое отражение жизнь арм. народа на новом этапе его истории нашла в творчестве поэта революции Егише Чаренца. Поэмы Чаренца (" Неистовые толпы", 1919; " Всепоэма", 1920-21; " Чаренц-наме", 1922; и др.), стихи и баллады (" Баллада о Владимире Ильиче, мужике и паре сапог", 1924; " Ленин и Али", 1925) впитали революц. пафос народа. Сб-ки его стихов " Эпический рассвет" (1930) и " Книга пути" (1933) создали традиции, к-рые были продолжены след. поколениями арм. поэтов.

Значит, явлениями в поэзии 20-30-х гг. стали " Восточные поэмы" А. Вштуни, эпич. поэма " Ширканал-большевик" (1925) пролет. поэта А. М. Акопяна, стихи и басни детского писателя А. Хнкояна, лирические стихи Г. Б. Сарьяна, Г. Г. Маари, С. Таронци, поэма " Рушанская скала" (1930) Наири Зарьяна. Арм. проза 20-30-х гг. характеризуется тематич. и жанрово-стилистич. многообразием. Крупнейшим её представителем был Стефан Зорьян - автор повестей " Председатель ревкома" (1923), " Девушка из библиотеки" (1925), романа " История одной жизни" (т. 1-2, 1934-39). С. Зорьян показал героич. характеры людей, вдохновлённых идеями социализма.

Принципы реалистич. иск-ва получили своеобразное преломление в творчестве Акселя Бакунца. В сб-ках рассказов " Тёмное ущелье" (1927), " Сеятели чёрных пашен" (1933), в историч. хронике " Киорес" (1935) развенчивается мнимая прелесть патриарх. жизни. Др. видным арм. прозаиком явился Дереник Демирчян, показавший в своих рассказах и повестях (" Сато", " Нигяр", " Рашид" и др.) формирование новой морали сов. человека, рождённой в процессе социалистич. труда. Духовному развитию труженика посвящены рассказы пролет. писателя М. Арази. С политич. памфлетами выступил Лер-Камсар.

Под влиянием Октябрьской революции произошёл перелом в творчестве Аветика Исаакяна. В 1919-22 он создал поэму " Мгер из Сасуна" на основе арм. нар. эпоса. В 1930-36 жил за рубежом. Вернувшись на родину в 1936, поэт развернул плодотворную лит. и обществ. деятельность. В традициях реалистич. прозы написаны его рассказы (" Трубка терпения", " Пастораль" и др.). Заметными произведениями 30-х гг. явились автобиографич. романы " Жизнь на древней римской дороге" (1934) В. О. Тотовенца, " Детство и юность" (1930) Г. Г. Маари, " В садах Силихтара" (1935) 3. И. Есаян, повести " Родник Егнар" (1935)М. Армена, " Кикос" (1929) М. К. Дарбиняна. Вехой в развитии арм. прозы явился роман Наири Зарьяна " Ацаван" (кн. 1-2, 1937-47), в к-ром показано укрепление позиций социализма в деревне.

В развитии арм. драматургии и театра большую роль сыграли комедия " Храбрый Назар" (1923) Дереника Демирчяна, политич. комедия " Кум Моргана" (1926, изд. 1930) А. Ширванзаде, сатирич. поэма " Капказ-зрелище" (1925) Егише Чаренца, историко-революц. драма " В кольце" (1935) В. Б. Вагаршяна, историч. трагедия " Шах-наме" М. Джанана. В целом арм. лит-ра 20-30-х гг. достигла заметных успехов в создании образа нового героя - строителя социалистич. мира.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 арм. лит-pa служила патриотич. воспитанию народа, завоеванию победы над врагом. В этот период с большой силой звучали публицистика Аветика Исаакяна, Дереника Демирчяна, историка И. А. Орбели, книги очерков (" Рождение героев", 1942; " Накануне", 1943) писателя-фронтовика Рачия Кочара, стихи " Боевой клич" (1941) Исаакяна, поэма " Голос Родины" (1942) Н. Зарьяна, героич. баллады Г. Б. Сарьяна, филос. поэма " Библейское" (изд. 1946) Ованеса Шираза, патриотич. лирика поэтов-фронтовиков Т. Гурьяна, Г. М. Боряна, А. С. Сагияна, Р. К. Ованесяна, историч. новеллы В. Г. Хечумяна. Появились историч. романы " Вардананк" (кн. 1-2, 1943-46) Демирчяна, " Царь Пап" (1944) С. Зорьяна, трагедия " Ара Прекрасный" (1944) Н. Зарьяна. В послевоенные годы опубликованы романы: " Дети Большого дома" (1952) Р. Кочара, " Тегеран" (1952) Г. С. Севунца, " В пустыне" (1952) С. Е. Аладжаджяна, " Арарат" (1950) А. С. Сираса, " Ходедан" (1956) X. Т. Даштенца, повести " На берегу Севана" (1951) и " Пленники бар-сова ущелья" (1954-55) В. С. Ананяна. В театрах А. были поставлены комедии " У родника" (1949) и " Опытное поле" (1950) Н. Зарьяна, героич. драма " На высотах" (1948) Г. Боряна.

Ведущим жанром в послевоен. период становится поэзия. Создаются произв. высокого гражд. пафоса. Особо выделяются сб-ки стихов " Новая дорога" (1949) Г. Г. Эмина и " Мои родные" (1951) С. Б. Капутикян. Плодотворно работали Зарьян, Сарьян, Сармен, Шираз, Сагиян, Ованесян, Ваагн Давтян, Паруйр Севак.

Совр. арм. лит-pa развивает художеств. традиции предыдущих десятилетий социалистич. строительства. Сб-ки стихов - " Раздумья на полпути" (1960) Капутикян, " Человек на ладони" (1963) П. Севака, " Две дороги" (1962) Эмина, " Перед закатом" (1964), " Песнь скал" Сагияна, " Летняя гроза" (1964) и " Песнь сына" В. Давтя-на, " Чудесный садовник" (1956) и " Молчание моря" (1964) Ованесяна, " После оттепели" (1965) М. Е. Маркарян, " Сквозь тени" (1967) Р. Н. Давояна - яркие страницы арм. поэзии. В 1959 опубл. поэма П. Севака " Несмолкающий колокол". В числе изданных романов и повестей значит. художеств. ценность представляют " Земля" (1954) и " Полководец Мхитар" С. X. Ханзадяна, " Ширак" (1954) Ахавни, " На перепутьях" (1946) А. А. Саинян, " Господин Петрос и его министры" (1958) Зарьяна, " На пороге лета" (1959) А. Степанян, " Сеятели не вернулись" Б. А. Овсепяна, " Саят-Нова" (т. 1-2, 1961-63) 3. М. Дарьяна, " Судьба армянская" (1966) С. Б. Айвазяна, " Воскан Ереванци" (1962) О. А. Гукасяна, " Наапет" Кочара, " Книга бытия" Хечумяна, " Август" Г. И. Матевосяна, " Лепестки ромашки" 3. Халапяна, " Урци маран" X. Рачяна. Выделяются рассказы Р. Г. Арамяна, А. А. Авакяна, Г. Севана, М. Д. Саркисяна, В. А. Петросяна. Современности посвящены драматич. памфлет " Умирающая флора" (1961), драма " Последние гвоздики" (1957) Г. А. Тер-Григоряна, пьесы " Под одной крышей" (1958) Боряна, " Розы и кровь" А. А. Араксманяна.

Арм. критики и литературоведы работают над теоретич. разработкой проблем социалистич. реализма, изучают взаимосвязи между лит-рами братских народов, активно участвуют в творческом развитии сов. арм. лит-ры.

Арм. советская лит-pa оказывает благотворное влияние на лит.-художеств. жизнь арм. колоний за рубежом. Прогрессивные писатели Г. Аддарян, В. Вагян (Ливан), А. Андреасян, К. Ситал (США), Ш. Шахнур (Франция), Дев (Иран) и др. поддерживают тесные связи с Сов. А. С. Б. Агагабян.

Лит.: Армянские беллетристы. Сб. под ред. Ю. Веселовского и М. Берберяна, т. 1 - 2, М., 1893 - 94; Современные армянские поэты, М., 1903; Современная армянская литература, М., 1906; Армянская муза. Сб. под ред. Ю. Веселовского и Г. Халатянца, М., 1907; Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней, под ред. и с предисл. В. Брюсова, М., 1916; Сборник армянской литературы, под ред. М. Горького, П., 1916; Армянские сказки, пер. и примеч. Я. Хачат-рянца, М., 1933; Антология армянской поэзии, под ред. С. С. Арутюняна и В. Я. Кирпотина, М., 1940; Армянская поэзия в переводах В. Брюсова, Ер., 1956; Антология армянской советской литературы, Ер., 1957; Назарянц С., Обозрение истории гай-канской письменности в новейшие времена, Каз., 1846; Абегян М., История древне-армянской литературы, т. 1, Ер., 1948; Орбели И., Армянский героический эпос, Ер., 1956; Шаумян С., Избр. произв., т. 1 - 2, М., 1957 - 58; Спандарян С., Статьи, письма, документы, М., 1958; Ганаланян О., Очерки армянской литературы XIX-XX вв., Ер., 1957; История армянской советской литературы, М., 1966; Бабаян А. С., Армянские литературные связи (1920 - 1960). Материалы к библиографии, Ер., 1960.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.