Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения






До 5 в. в арм. школах преподавание велось на сирийском и греч. языках. Создание Месропом Маштоцем в 405-406 арм. алфавита способствовало развитию школьного образования на родном языке. В кон. 5 - нач. 7 вв. в А. действовали монастырские школы повышенного типа, где наряду со священнослужителями готовили и учителей. В ср. века выделялись школы Дпреванская (в Шираке), Арша-рунянц, Ерасхадзорская, Ахпатская, Нор-Гетикская, Нарекская, школа Анания Ширакаци, академии (чемаран) в Са-наине, Бжни, Ани, Карее, Сисе. Особую известность приобрели Гладзорский и Татевский ун-ты. В них преподавались гл. обр. естествознание, математика, история, риторика, грамматика, музыка, астрономия. Во мн. памятниках Гладзорский ун-т называется " вторыми Афинами". Из стен Гладзорского (существовал 60 лет) и Татевского (до 1415) ун-тов вышли такие выдающиеся деятели, как Ованес Воротнеци, Ованес Мецопаци, Григор Татеваци, Григор Хлатеци, Григор Ерзнкаци, Акоп Хримеци и др.

В 1815 в Москве был основан Лазаревский ин-т вост. языков (существовал до 1918). В нём получили образование многие арм. писатели, педагоги, языковеды, передовые обществ. деятели. Сотни учёных, литераторов, учителей, деятелей культуры дало арм. народу открытое в 1824 в Тбилиси Нерсесяновское уч-ще (существовало до 1921). В60-70-х гг. 19 в. были созданы арм. церковно-приходские и ряд частных женских школ в Тбилиси, Ереване, Баку, Константинополе. В Эчмиадзине в 1874 основана Геворкянская духовная семинария (частично готовила учителей для армянских школ).

Хотя просвещение в А. имеет многовековую историю, нар. массам знания не были доступны. По переписи 1897, грамотность населения А. (в возрасте 9- 49 лет) составляла лишь 9, 2%. В 1914/15 уч. г. было 459 общеобразоват. школ всех типов (34, 7 тыс. уч-ся, гл. обр. начальных школ).

Победа Сов. власти в А. открыла неограниченные возможности для развития нар. образования. Все школы и культур-но-просветит. учреждения были переданы в ведение государства, школа отделена от церкви, в школах введено преподавание на родном яз. В 1921 Совнарком А. принял декрет о ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Стали открываться школы и курсы по ликвидации неграмотности. К 1929 были созданы условия для введения всеобщего обязат. нач. обучения. В конце 30-х гг. А. превратилась в республику сплошной грамотности. В 1940 было введено всеобщее обязат. 7-летнее обучение. К 1969 осуществлено вводившееся с 1959 всеобщее обязательное 8-летнее обучение. В 1968/69 уч. г. работали 1505 общеобразоват. школ всех типов, в к-рых обучалось 612, 5 тыс. уч-ся. Воспитат. работа со школьниками ведётся также в 44 дворцах и домах пионеров. Имеется 40 дет. и юношеских спорт. школ, 3 станции юных натуралистов, 18 станций юных техников, детская ж. д. и др. внешкольные учреждения.

В республике создана широкая сеть дошкольных учреждений (в дореволюц. А. существовало лишь несколько частных детских садов). В нач. 1969 в 842 дошкольных учреждениях воспитывалось 82, 8 тыс. детей.

До Окт. революции в А. имелось лишь одно ср. спец. уч. заведение (131 уч-ся), высших уч. заведений не было. В 1968/69 уч. г. работало 50 проф.-технич. уч-щ и школ (30 тыс. уч-ся), 59 ср. спец. уч. заведений (св. 43 тыс. уч-ся), в 12 вузах обучалось 51, 9 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: Ереванский ун-т, Политехнич. ин-т им. К. Маркса, мед., Арм. с.-х., пед. ин-т им. X. Абовяна, художеств.-театральный, пед. ин-т русского и иностр. языков им. В. Я. Брюсова, консерватория им. Комитаса. В Ереване функционирует н.-и. ин-т пед. наук. На начало 1969 в нар. х-ве А. было занято более 72 тыс. специалистов с высшим и более 60 тыс. со ср. спец. образованием.

В 1961-69 сотни преподавателей арм. школ Ливана, Сирии, Египта, Эфиопии, Судана, США, Франции, Канады, Кипра проходили 2-месячный курс усовершенствования в респ. ин-те усовершенствования учителей.

На 1 янв. 1969 имелась 1221 массовая библиотека с общим фондом 9862 тыс. книг и журналов (в 1913 было 13 небольших библиотек с книжным фондом ок. 9 тыс. экз.). Крупнейшие библиотеки: Гос. б-ка Арм. ССР им. А. Ф. Мясникяна (см. в ст. Библиотеки союзных республик), Фундаментальная б-ка АН Арм. ССР, Матенадаран им. Месропа Маштоца - одно из крупнейших в мире хранилищ древних рукописей и архивных документов по истории А. и соседних стран, и научная б-ка ун-та (все в Ереване). На 1 янв. 1969 работало 1108 клубных учреждений, 29 музеев. В числе крупнейших музеев: Картинная галерея, Музей истории А., Музей Революции, Геологич. музей, Музей природы А. (все в Ереване).

Художественная самодеятельность. Большое развитие получила в Арм. ССР художеств. самодеятельность. В 1968 насчитывалось 3, 7 тыс. кружков (в т. ч. драматич., музыкальные и хореографич.), в них участвовало св. 60 тыс. чел.

В 50 - 60-е гг. возникли нар. театры. Среди 26 нар. театров - коллектив Ереванского дворца культур-ы химкомбината им. Кирова, Дома учителей Еревана, нар. театр Ленинаканского текстильного комбината.

Лауреатами всесоюзных и респ. олимпиад являются: ансамбль песни и танца клуба им. Севояна (Ленинакан), ансамбль песни итанца шинного з-да, ансамбль танца кабельного з-да, ансамбль трудрезервов, ансамбль танца алюминиевого з-да (все в Ереване), вокально-танцевальный коллектив при Доме культуры Ки-ровакана. С 1937 в Ереване действует Дом нар. творчества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.