Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Общественные науки. Общественная мысль А. С древнейших времён до нач
Общественная мысль А. с древнейших времён до нач. 20 в. Истоки арм. обществ. мысли уходят в глубокую древность. Наиболее ранние сочинения по историографии А. относятся к эпохе Тиграна II(1 в. до н. э.). Они опирались на устное нар. творчество, урартские клинописные надписи, нек-рые сочинения др.-греч., рим. и сирийских историков. В это же время в А. появляются первые труды, содержащие филос. идеи. По свидетельству Плутарха (Красе, 33; рус. пер. " Избр. биографии", М. - Л., 1941) царь Армении Артавазд II (правил в 56 - 34 до н. э.) сочинял трагедии и речи в духе стоицизма. В 1-й пол. 5 в. значит. успехов достигает арм. историография, развивающаяся с момента создания собственного арм. алфавита. Первыми представителями арм. феод. историографии были Агатангехос (Агафангел), Корюн, Павстос Бузанд. Их сочинения проникнуты церк. идеологией. Младшими их современниками явились воспитанные в эллинистич. духе Егише, Лазар Парбеци. Основополагающим явился труд Мовсеса Хоренаци (кон. 5 - нач. 6 вв.) " История Армении", оказавший большое влияние на арм. историков в ср. века. Начиная с 5 в. в А. складывается филос. мысль эпохи раннего феодализма. Деятельность ряда мыслителей этого времени направлена на упрочение феод.-христ. идеологии, на защиту монофиситства (см. Монофиситы), против зороастризма. Езник Кохбаци (нач. 5 в.) противопоставлял монотеизм дуалистичному зороастризму, пытался разрешить вопросы о добре и зле, свободе воли. Значит. представителями этого направления были также Егише, Иоанн Майраванеци, Давид Харкаци. Другое течение в арм. философии этого времени характеризовалось приверженностью к др.-арм. позднеэллинистич. культуре. Наиболее крупный его представитель Давид Анахт (Непобедимый) примкнул в трактовке проблем бытия к неоплатонизму, а в рассмотрении вопросов познания выступал против скептицизма. Естественнонауч. воззрения выразил Анания Ширакаци (сер. 7 в.). Считая бога первопричиной сущего, он вместе с тем приблизился к пониманию природы как единого, материального бытия, противоречивого внутри себя. В обстановке обострения классовой и нац.-освободит. борьбы в связи с араб. завоеванием появляется идеология павликианства, направленная против церк. и светской иерархии, социального неравенства. Элементы прогрессивной идеологии были присущи представителям антифеод. и антиклерикального движения тондракийцев. Сущность тондракийской оппозиц. идеологии заключалась в борьбе против несправедливости в обществе, за социальное и имуществ. равенство. Созвучным идеям тондракийцев было творчество поэта-мыслителя Фрика (13 в.), отрицавшего мудрость, справедливость и благость бога, обличавшего религ. нетерпимость и фанатизм, выступавшего против чужеземного притеснения. В 10- 12 вв. с прогрессивных позиций выступили Григор Нарекаци, выразивший протест против церк. иерархии; Григор Магистр, отстаивавший самостоятельность философии по отношению к религии; Ованес Имастасер (Иоанн Саркаваг), утверждавший материальность мира и рассматривавший мышление человека как способность, направленную к познанию всего сущего, а содержание мышления - как результат воздействия внешнего мира на человека. К этому же направлению относится и естественнонаучное, в основном материалистич. мировоззрение учёного-врача Мхитара Гераци. В 12 - нач. 13 вв. традиции этого направления развивали Мхитар Гош и мыслители татевской школы (см. Татев) философы-номиналисты Ованес Ворот-неци и его ученик Григор Татеваци. Со 2-й пол. 9 в., в связи с успехами централизаторской политики анийских Багратидов, усиливается тенденция создания трудов, посвящённых истории древней и раннефеод. А. (Ованес Драсханакертци, Товма Арцруни и др.). Истории тондракийцев, борьбе с сельджуками и Византией посвятил свои соч. историк 11 в. Аристакес Ластивертци. Период монг.-тат. владычества освещается в трудах историков 13-14 вв. Вардана Ара-велци, Киракоса Гандзакеци, Степаноса Орбеляна, Григора Акнерци и др. В общем для историографии А. 9-15 вв. характерными чертами являются описа-тельность, идея провиденциализма, но в то же время и элементы критич. отношения к источникам и работам предшественников. Период развитого феодализма оставил памятники экономич. и юридич. мысли А. Крупным памятником феод. права А. является судебник Мхитара Гоша, составленный в 1184 (см. Мхитара Гоша судебник). Вопросы гос-ва и права нашли освещение также в " Книге вопрошений" и в " Книге проповедей" Григора Татеваци. Письменные источники арм. права - записи каионич. церк. права и арм. судебники. При католикосе Иоанне Философе Одзнеци (8 в.) был составлен первый арм. кодекс " Книга армянских канонов". Судебник Давида, сына Алавика, составленный ок. ИЗО, - первый арм. кодекс, содержащий как церковные, так и светские законы. В Киликийском арм. царстве Нерсес Ламбронаци (12 в.) перевёл на арм. я з ык моисеевы законы, византийские Эклогу и военный закон. В 1265 был составлен судебник Сумбата Спарапета (Гундстабля) (см. Сумбата законы). Иноземное иго вызвало упадок арм. культуры в 15-16 вв., что проявилось, в частности, в работах Аракела Сюнеци, пронизанных церковно-богословскими идеями. В 17-18 вв. философия феод. слоев общества представлена работами Симеона Джугаеци и Степаноса Лехаци; последним крупным представителем этого направления был Симеон Ереванци. Он занимался также экономич. проблемами. В книге " Джамбр" он дал описание земельных отношений того времени, состояния с. х-ва, ремесла, торговли. С 17 в. начинается формирование новых филос. и экономич. воззрений. Во 2-й пол. 18 в. в арм. колонии в инд. городе Мадрасе выступает группа арм. просветителей - Шаамир Шаамирян, Иосиф Эмин, Мовсес Баграмян, отстаивавших принципы " естественного права". Деспотизм рассматривался ими как варварство, а деспот или тиран уподоблялся животному. В проекте конституции, разработанном Шаамиряном, провозглашались нар. суверенитет, всеобщие выборы, личная свобода, свобода слова и неприкосновенность частной собственности; упразднялось сословное деление общества. Они утверждали необходимость свободного развития пром. и торг. деятельности, не стесняемой гос-вом. Однако столкновение с клерикально-княжеской властью закончилось поражением просветителей. В 17 в. наблюдается новый подъём арм. историографии. Историки Григор Дара-нагеци, Аракел Даврижеци, Закария Канакерци и др. привлекают обширный круг новых источников. Для конца 17 - нач. 18 вв. характерна усилившаяся дифференциация обществ. наук (философия, политич. экономия, история, право). В области экономич. мысли значит. место занимают работы выходцев из рядов католич. арм. конгрегации мхитаристов, основанной в нач. 18 в. в Венеции. Это были прогрессивные мыслители, занимавшиеся теоретич. проблемами политич. экономии и их практич. применением (Г. Тертерян, Т. Тнкрян). В историографии А. в 18 - нач. 19 вв. отображается нац.-освободит. борьба арм. народа против тур. и иран. ига, ставится вопрос об освободит. миссии России. В 1784-86 издаётся 3-томная " История Армении" основоположника новой арм. историографии Микаела Чамчяна. В сер. 19 в. особое место занимали труды идеолога бурж. просветительства из Зап. А. Никогоса Зораяна, к-рый, основываясь на учении классич. школы бурж. политэкономии, пытался объяснить причины возникновения товарного производства и денег. Дальнейшее развитие обществ. мысли в А. связано с новым этапом её истории - присоединением Вост. А. к России (1828). Происходившие на основе развития бурж. отношений процесс образования арм. нации и рост нац. самосознания нашли выражение в творчестве просветителя-демократа, основоположника новой арм. лит-ры Хачатура Абовяна. Абовян признавал возможность познания природы, важное значение практики в процессе познания. Он был (наряду с Месропом Тагкядяном и Микаелом Налбандяном) одним из основателей демократич. арм. историографии. Он деятельно выступал за развитие арм. экономики, за использование науч. и технич. достижений своего времени. Во 2-й пол. 19 в. возникают бурж.-либеральное и революц.-демократич. направления арм. филос. и обществ.-политич. мысли. Родоначальником арм. либерализма был Степанос Назарян. Сторонник эволюционизма, он выступал против революц.-демократич. направления; вместе с тем он выступал и против реакц. клерикального лагеря, представленного в А. Габриелем Айвазовским, Мсером Мсеряном, Ованесом Чамурчяном и др. Линию Назаряна продолжал Григор Арцруни - основатель газ. " Мшак" (" Труженик"), придерживавшийся философии позитивизма. Арцруни стремился доказать преимущества капиталистич. строя перед феодальным. Находясь под влиянием вульгарной политэкономии, он утверждал, что в создании обществ. богатства участвуют на равных правах все члены бурж. общества. Вождём революц.-демократич. направления был Микаел Налбандян, считавший неизбежной крест. революцию для уничтожения крепостничества. Разделяя взгляды рус. революц. демократов (Герцена, Чернышевского), он полагал, что переход к социализму произойдёт через крест. общину и общинное землевладение. В этом проявился утопизм его стремлений. В философии Налбандян был материалистом, последователем Л. Фейербаха; под влиянием рус. революц. демократов он оценил значение диалектики Гегеля, критикуя, однако, его идеализм. Заметный след оставил Налбандян и в развитии экономич. мысли, считая политич. экономию важнейшей обществ. наукой, определяющей в значит. мере науч. подход к анализу обществ. развития. Цель политэкономии он видел в способствова-нии улучшению положения простого народа. Творчество Налбандяна - вершина домарксистской филос. и революц. мысли в А. Последователями его являлись Мовсес Будагян, Арутюн Свачян и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. выдвигаются крупные историки-арменоведы: Матадия Орманян, Саркис Егиазарян, Никогаёс Адонц, оставившие труды по истории древней и ср.-век. А., к-рые не утратили своего значения до сих пор. К числу представителей бурж.-демократич. направления в политич. экономии этого времени относился Аветик Арас-ханян - редактор журн. " Мурч" (" Молот"). Он первым взялся за перевод на арм. яз. " Капитала" К. Маркса, но не закончил его. В ряде статей журнала (в кон. 19 - нач. 20 вв.) освещались отд. положения марксистской политэкономии, хотя зачастую они подвергались искажению. Представителями либерально-бурж. направления были М. А. Бунатян, к-рый подошёл к пониманию нек-рых положений Маркса и подверг критике мн. положения классич. и вульгарной бурж. политэкономии, и В. Ф. Тотомянц, посвятивший свои исследования нек-рым теоретич. вопросам политэкономии и теории кооперативного движения. В 19 в. в Константинополе появляется ряд филос. трудов зап.-арм. мыслителей - Н. Зораяна, Галуста Костандяна в Антона Гарагашяна, направленных в основном на защиту материалистич. мировоззрения. С кон. 19 в. в А. распространяется марксизм. На арм. яз. переводятся нек-рые произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Активными пропагандистами марксизма были С. Г. Шаумян, С. С. Спандарян, А. Ф. Мясникян (Мясников), Б. М. Кнунянц, С. И. Касьян и др. С позиции материалистич. понимания истории С. Г. Шаумян исследовал структуру общества, проанализировав понятия " базис" и " надстройка". Рассматривая классовую борьбу как движущую силу антагонис-тич. общества, Шаумян показал эксплуататорскую сущность бурж. гос-ва, необходимость и неизбежность социальной революции, он разоблачил лжемарксист-скую позицию т. н. спецификов, выдвигавших требование культурно-нац. автономии; Шаумян много сделал для разработки марксистско-ленинской теории нац. вопроса. В. А. Дилоян, В. К. Чалоян, А. К. Сукиасян, X. Г. Гуланян. Общественные науки в Советской А. Установление в А. Советской власти (1920) положило начало национальному возрождению арм. народа, всестороннему расцвету арм. социалистич. культуры. Решительная борьба за преодоление и искоренение реакц.-идеалистич. направлений в обществ. науках, лит-ре и иск-ве завершилась разгромом бурж.-националистич. дашнакской идеологии и концепции бурж. и мелкобурж. партий, групп и фракций. Была проделана большая работа по дальнейшей пропаганде марксизма-ленинизма. Арм. филиалом ин-та марксизма-ленинизма были переведены и изданы на арм. яз. основные работы К. Маркса и Ф. Энгельса, собр. сочинений В. И. Ленина, а также избранные произв. В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Г. В. Плеханова. Изданы также соч. видных арм. марксистов: С. Г. Шаумяна, С. С. Спандаря-на, А. Ф. Мясникяна, Б. М. Кнунянца. Философия. В Сов. А. филос. мысль развивается по след. основным направлениям: изучение наследства арм. и зап. философии, разработка отдельных проблем диалектич. и историч. материализма, критика бурж. философии и социологии, разработка филос. вопросов естествознания. На первых этапах социалистич. строительства перед философами А. стояли задачи преодоления дашнакской бурж.-националистич. идеологии, воззрений меньшевизма и нац. нигилизма. В решении этих задач многое было сделано старшим поколением арм. философов-марксистов (Г. Г. Гюликехвян, Л. Е. Арисян, Г. Г. Габриэльян, Г. Г. Асланян и др.). В 1944 организован Сектор философии АН Арм. ССР, в последующем преобразованный в Сектор философии и права, а с начала 1969 - в Ин-т философии и права АН Арм. ССР. В Ин-те и на кафедре философии Ереванского ун-та работает осн. масса философов А. Вклад в изучение истории философии, особенно филос. мысли А., внесли Г. Г. Габриэльян (" История армянской философской мысли", т. 1-4, 1956-65 на арм. яз.), В. К. Чалоян (" К вопросу об учении Езника Кохбаци - армянского философа 5 века", 1940; " Философия Давида Непобедимого", 1946; " История армянской философии", 1959; " Армянский ренессанс", 1963; " Восток и Запад", 1968). В области истории зап.-европ. философии вышли работы X. Н. Момджяна (" Лафарг и некоторые вопросы марксистской теории", 1954; " Философия Гельвеция", 1955), А. А. Карапетяна (" Критический анализ философии Канта", 1958). Истории арм. философии посвящены также монографич. труды А. А. Адамяна, С. С. Аревшатяна, Г. О. Григоряна, Я. П. Хачикяна, Н. М. Гаспаряна, А. М. Тевосяна, Г. Г. Шакаряна, Э. Ш. Арутюняна и др. В области историч. материализма и науч. коммунизма арм. философами разрабатываются проблемы соотношения необходимости и случайности (Г. Г. Асланян), противоречий в социалистич. обществе (Г. Г. Габриэльян), взаимоотношения труда и техники (С. С. Товмасян), становления коммунистич. способа про-из-ва (К. М. Бостанджян), роли геогра-фич. фактора в жизни общества (А. М. Восканян), методологии обществ. наук (Э. С. Маркарян), проблемы любви, брака и семьи (А. Л. Адоян). Исследованию наций и нац. вопроса посвящены труды М. Л. Меликяна. В монографич. работах К. Б. Вардапетяна, Г. А. Брутяна, Г. Г. Габриэлья-на, Г. А. Геворкяна, Л. А. Абраамяна, Г. Г. Шакаряна, Т. П. Алексаняна, А. М. Екмаляна и др. значит. место занимают вопросы теории познания, диалектики и логики. Филос. и методологич. проблемы естествознания рассматриваются в ряде работ В. А. Амбарцумяна, Л. А. Орбели, Э. А. Асратяна, А. А. Меграбяна, В. О. Казаряна, С. А. Аветисяна. Критике бурж. философии и социологии посвящены работы Г. А. Брутяна, Г. Г. Асланяна, Т. А. Алексаняна, Э. С. Маркаряна, С. Д. Алахвердяна и др. Арм. философы исследуют также проблемы этики и морали (К. Б. Вартанян, М. С. Даниелян, Г. К. Хтрян), вопросы марксистско-ленинской эстетики (С. С. Товмасян, Я. И. Хачикян, А. А. Ада-мян, А. Л. Калантар, О. А. Мамиконян и др.). Н. Г. Авакян. Историческая наука. Традиции многовековой арм. историографии развиваются арм. историками на основе марксистско-ленинского мировоззрения. Первым историографич. центром в Сов. А. стал основанный в Эчмиадзине в 1921 Культурно-историч. ин-т. В первые годы Сов. власти значит. вклад в науч. разработку отдельных проблем истории арм. народа внесли И. А. Орбели, Я. А. Манандян, Лео (А. Бабаханян), X. Самвелян, А. Г. Иоаннисян. Огромной ценности материалы, позволяющие воссоздать историю первобытнообщинного строя А., рабовладельч. гос-ва Урарту дали исследования археологов. Изучение археологич. памятников Арм. нагорья началось ещё в 1-й пол. 19 в., когда развернулись раскопки памятников, относящихся к периодам первобытнообщинного строя, Ванского гос-ва и царства Багратидов. Начиная с 30-х гг. 20 в. экспедиции Ин-та археологии и этнографии АН Арм. ССР, Эрмитажа и Ин-та археологии АН СССР выявили ценные памятники нижнего и верхнего палеолита и неолита на склонах и у подножия г. Артин, на левобережной террасе р. Раздан (Арзни), у Севанского басс. и в Ноемберянском р-не. Поселения найдены также зарубежными археологами в зап. части Арм. нагорья. Эти открытия позволили Е. А. Байбуртяну, С. Н. Замятнину, М. 3. Паничкиной, С. А. Сардаряну, В. П. Любину и др. установить факт непрерывного заселения Арм. нагорья и эволюц. развития культуры палеолита. Исследуются памятники поздненеолитич. и энеолитич. возраста на терр. Закавказья и Арм. нагорья. В результате исследований ряда археологов (А. А. Калантар, А. П. Демехин, С. А. Сардарян, К. О. Караханян) в р-не Сисиана, Ухтасара, в Гегамских горах была выявлена серия первоклассных наскальных изображений эпохи неолита, бронзы и последующих этапов истории А. Открыто и исследовано более 80 поселений периода раннебронз. культуры (Шен-гавит, Кюльтепе, Шрешблур, Элар, Гарни, Джраовит, Аревик, Артик, Арагац, Кахси, Гукасян и др.). Выявлены десятки памятников 2-го тыс. до н. э. в р-нах Эчмиадзина, Еревана, Октемберяна, Севана, Аштарака, Гарни, Апарана, Кировакана, Алаверди. Памятники поздне-бронз. эпохи и раннего железа обнаружены в Лчашене. В 30-60-е гг. исследованы разнообразнейшие урартские памятники в Нор-Баязете (ныне Камо), Джанфиде, Гарни, Эларе, Тейшебаини (Кармирблур), Эребуни, Аргиштихинили (Армавир) и мн. др. Над изучением урартского эпиграфич. материала плодотворно работали и работают археологи, историки и филологи - Г. А. Капанцян, Б. Б. Пиотровский, Н. В. Арутюнян, М. А. Исраелян и др. Богатый археологич. материал получен при эпизодич. раскопках могильников племён Вост. А. [9-6 вв. до н. э. в Хртаноце, Головине (Дилижан), Кировакане, Степанаванском р-не, Севанском басс., Енокаване (Иджеванский р-н)]. Находка в 1945 греч. надписи царя Тиридата в Гарни стимулировала начало археологич. работ в этой крепости (Б. Н. Аракелян). Раскопки, произведённые Н. Я. Марром и И. А. Орбели в нач. 20 в. в Ани, С. В. Тер-Аветисяном и К. Г. Кафадаряном в 40-60-е гг. в Двине, помогли осветить важные социально-экономич. и культурно-бытовые проблемы ср.-век. арм. городов. Большая работа проведена по сбору и исследованию ср.-век. арм. надписей [С. Г. Бархударов (Бархударян) и др.], являющихся ценнейшим источником по истории арм. языка (их число превышает ныне 10 тыс.). Арм. историки работают над широким кругом вопросов, начиная от первобытнообщинного строя и древнейших гос. образований на терр. Арм. нагорья и включая историю сов. времени. Важным вопросам этногенеза армян, истории эллинистич. периода и, прежде всего, проблемам рабовладения и его особенностям в А. посвящены труды акад. АН Арм. ССР С. Т. Еремяна, Г. X. Саркисяна, Г. А. Тирацяна, А. Г. Периханян, А. Г. Жамкочяна. В области истории ср.-век. А. акад. АН СССР Я. А. Манан-дяном, чл.-корр. АН Арм. ССР Л. С. Хачикяном, Т. А. Авдалбекяном, А. Н. Зо-ряном, Б. М. Арутюняном, И. П. Петрушевским, А. Г. Абрамяном, К. Г. Кафадаряном, С. П. Погосяном, чл.-корр. АН Арм. ССР Б. Н. Аракеляном, Л. О. Бабаяном, С. Е. Акопяном, В. А. Акопяном, С. Т. Мелик-Бахшяном исследованы характер феодализма в А., его политич. история, категории землевладения, налоговые институты, налоговая политика арабов, монголо-татар, персов и турок, история городов и гор. жизни, торговли и ремёсел. Существ. вклад в изучение истории арм. культуры внесли акад. АН СССР Н. Я. Марр, акад. АН СССР И. А. Орбели, К. В. Тревер, Г. И. Гоян, С. С. Лисициан, Н. М. Токарский, А. Л. Якобсон и др. История агр. отношений 18-19 вв. освещается в трудах чл.-корр. АН Арм. ССР В. А. Рштуни, И. П. Петрушевского, акад. АН Арм. ССР Ц. П. Агаяна, А. А. Амбаряна, С. С. Маркосяна и др. В историографии А. большое место занимает разработка вопросов нац.-освободит. движения. Поскольку основной внешнеполитич. опорой арм. освободит. движения начиная с кон. 17 в. являлась Россия, вопросы нац.-освободит. движения арм. народа рассматриваются в тесной связи с рус.-арм. отношениями. Этим проблемам посвящены исследования акад. АН Арм. ССР А. Г. Иоаннисяна, акад. АН Арм. ССР А. Р. Иоаннисяна, акад. АН Арм. ССР М. Г. Нерсисяна, П. Т. Арутюняна, В. А. Парсамяна, 3. Т. Григоряна, В. К. Восканяна и др. Издан ряд сборников, освещающих армяно-рус. отношения и освободительную борьбу арм. народа. Армянская обществ.-политич. мысль и отдельные её течения 18-19 вв. исследованы в ряде работ А. Г. Иоаннисяна, М. Г. Нерсесяна, А. Р. Иоаннисяна, В. А. Рштуни, Г. К. Казаряна и др. Крупным центром арм. источниковедения является Ин-т древних рукописей Матенадаран им. Месропа Маштоца. Здесь ведут большую науч. работу историки Л. С. Хачикян, А. С. Анасян, А. Г. Абрамян, В. А. Акопян, А. Д. Папазян, К. Н. Юзбашян, А. Н. Тер-Гевондян, М. К. Зулалян, Р. М. Бартикян и др. Начиная с 60-х гг. усилилось исследование истории старинных арм. колоний в России и за рубежом, а также совр. зарубежных арм. колоний (А. Г. Абрамян, В. Б. Бархударян, В. А. Микаелян, Л. А. Хуршудян, С. В. Овнанян и др.). Арм. учёные уделяют большое внимание освещению истории революц. движения. Влияние революц. движения в России в период Революции 1905-07 на А. анализируется в работах Ц. П. Агаяна, В. А. Парсамяна, Д. А. Мурадяна. В ряде работ А. Ф. Мясникяна (Мясни-кова), А. Г. Иоаннисяна, А, Б. Кариняна, Т. Г. Мандаляна и др. обосновывается неизбежность победы социалистич. революции в А., приводится богатый фактич. материал о борьбе арм. народа за Сов. власть. В 50-60-е гг. на основе нового фактич. материала создаются работы по истории борьбы за Сов. власть и гражданской войны в А., рассматривающие революц. движение в А. как часть общеросс. революц. движения (А. А. Эльчибекян, Г. Б. Гарибджанян, Г. А. Галоян, Ц. П. Агаян, С. X. Карапетян, А. М. Акопян). В ряде работ освещается история Арм. ССР в разные периоды социалистич. строительства, история рабочего класса, крестьянства, культурного строительства, участие арм. народа в Великой Отечеств. войне, история городов (А. М. Акопян, Т. X. Акопян, С. В. Хармандарян, В. Н. Казахецян, А. К. Григорянц, К. С. Худавердян, А. Н. Мнацаканян, А. П. Симонян, Е. М. Халеян, К. С. Козмоян). Арм. востоковедами исследуются проблемы нац.-освободит. движения, социально-экономич. истории, культуры, языка и лит-ры народов Востока (О. Г. Инджикян, Н. О. Оганесян, Е. К. Саркисян, Р. Г. Саакян и др.). С 1967 началось издание 8-томной " Истории армянского народа" с древнейших времён до наших дней. В 1967 изданы " Очерки истории Коммунистической партии Армении". Изданы также сборники документов по истории революц. движения и социалистич. строительства. В республике имеются Ин-т истории АН Арм. ССР, Ин-т археологии и этнографии АН Арм. ССР, Ин-т истории партии ЦК Компартии А., Сектор востоковедения АН Арм. ССР, Центр. архив А., Центр, историч. архив А. В. А. Дилоян, Л. Л.Карапетян (археология). Экономическая наука. Установление Сов. власти в А. привело к коренному изменению положения в эко-номич. науке. В 1921 в Ереванском ун-те был открыт ф-т сов. экономики, переименованный в 1922 в ф-т обществоведения, к-рый готовил экономистов, юристов, историков. В нач. 30-х гг. в ун-те был организован экономич. ф-т. В 1955 образован Ин-т экономики с отделами: политэкономии социализма, эффективности капитальных вложений, основных фондов и новой техники, экономики труда, хозрасчёта и материального стимулирования, экономико-математич. исследований, истории экономич. развития, вычислит. лаборатория. В 1958 образован Н.-и. ин-т экономики и организации с. х-ва, в основном занимающийся вопросами размещения и специализации с. х-ва, экономич. оценки земли и конкретными вопросами экономики с. х-ва А. В 1966 создан Н.-и. ин-т экономики и планирования Госплана Арм. ССР, осн. направлениями в работе к-рого являются разработка ген. схем развития к размещения производит. сил Арм. ССР, методологич. проблемы совершенствования планирования, проблемы народонаселения и уровня жизни. В 1967 создан Арм. филиал Н.-и. ин-та планирования и нормативов при Госплане СССР, тематика к-рого - вопросы планирования, орг-ции и управления пром. предприятиями, разработка нормативов использования оборудования, запасов и расхода материальных ресурсов предприятия. В 1966 создан Арм. филиал Всесоюзного н.-и. ин-та по изучению спроса населения на товары нар. потребления и конъюнктуры торговли. В трудах арм. экономистов значит. место занимало изучение закономерностей развития социалистич. экономики. Изданы монографии и труды, в частности по теоретич. вопросам политэкономии (акад. АН СССР А. А. Арзуманян, чл.-корр. АН Арм. ССР Г. Н. Азатян, 3. Г. Башинджагян, С. А. Бадалян, В. М. Габучян, Г. М. Гарибян), по проблемам воспроизводства и использования осн. фондов (акад. АН Арм. ССР А. А. Аракелян, Б. О. Егиазарян, В. И. Казанчян, Г. Д. Исаакян), управления, хозрасчёта и материального стимулирования (акад. АН Арм. ССР А. А. Аракелян, М. X. Котанян), воспроизводства населения и использования трудовых ресурсов (В. Е. Ходжабекян, Л. М. Давтян), финансов (В. Е. Хлга-тян), отраслевых экономик (Г. С. Григорян, А. X. Бенуни, А. X. Карчикян, К. Н. Хуршудян, III. С. Маркарян, А. М. Осепян, В. С. Чатинян), экономич. истории (О. Е. Туманян, М. А. Адонц, М. Н. Еганян, К. П. Карагян, Т. Авдалбекян), истории экономической мысли (X. Г. Гуланян, С. Ш. Зурабян, Н. Р. Товмасян, В. Н. Агузумцяц), применения математич. методов в экономике (B.C. Дадаян) и др. Р. О. Шахкулян. Юридическая наука. Правоведы Сов. А. положили начало марксистскому анализу дореволюц. арм. права, посвятили много работ институтам и отраслям сов. права. Гос. учреждениям и праву древней и ср.-век. А. посвящены монографич. исследования X. Самуэляна, А. Паповяна, А. Есаяна, А. Тов-масяна, А. Сукиасяна и др. X. Самуэ-лян в течение 40 лет изучал вопросы истории арм. права (семейное и наследств. право, кровная месть и др.). Его работа " История древнего армянского права" (1939) представляет первую попытку марксистского исследования арм. права. Правоведы А. активно участвовали в подготовке новых законов и кодексов, в пропаганде сов. права, подготовке кадров-юристов (Г. Чубарян, А. Есаян и др.). Исследования в области права ведутся в основном на кафедрах юридич. ф-та Ереванского ун-та и в Ин-те философии и права АН Арм. ССР. Разрабатываются вопросы истории сов. гос-ва и права, уголовного права, между нар. отношений Сов. А., проблемы гражд., адм., колхозного и др. отраслей права. А. Г. Сукиасян.
|