Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Государственный строй 9 страница






Возможность установления баланса энергии только при определённых значениях амплитуды А. обусловлена наличием в системе т. н. нелинейного элемента, свойства к-рого зависят от состояния системы (напр., сопротивления, к-рое зависит от приложенного к этому сопротивлению напряжения).

Лит.: Горелик Г. С., Колебания и волны, 2 изд., М., 1959; Теодорчик К. Ф., Автоколебательные системы, 3 изд., М.- Л., 1952. С. Э. Хайкин.

АВТОКОЛЛИМАТОР (от авто... и collimo, вместо правильн. лат. collineo - направляю прямо), оптико-механич. прибор для точных угловых измерений. Может быть применён для контроля прямолинейности и плоскостности направляющих (напр., станка).

АВТОКОЛЛИМАЦИЯ, ход световых лучей, при к-ром они, выйдя из нек-рой части оптич. системы (коллиматора) параллельным пучком, отражаются от плоского зеркала и проходят систему в обратном направлении. Если зеркало перпендикулярно оси системы, то излучающая точка, лежащая в фокальной плоскости на этой оси, совмещается с её изображением в отражённых лучах; поворот зеркала приводит к смещению изображения. Этим широко пользуются в оптич. приборах (напр., в спектральных) для выверки параллельности поверхностей оптич. деталей (напр., зеркал в оптических квантовых генераторах), контроля параллельности перемещений (напр., ползунов, суппортов и т. п.).

А. М.Бонч-Бруевич.

АВТОКОРМУШКА, см. Кормушка.

АВТОКРАТИЯ (or греч. autokrateia - самовластие, самодержавие), форма правления, представляющая собой неограниченное и бесконтрольное полновластие одного лица в гос-ве (см. также Деспотия, Тирания, Абсолютизм). А. являлись деспотич. монархии Др. Востока, тиранич. правления в нек-рых др.-греч. гос-вах, Римская и Византийская империи, абсолютные монархии нового времени. ПонятиеАупотреблялось также для обозначения неограниченных полномочий в к.-л. особой сфере гос. деятельности. В совр. лит-ре понятиемАобозначаются и политич. режимы, характеризующиеся неконтролируемой представительными органами верховной властьюлидера; (фюрера, дуче, кау-дильо). См. также Авторитаризм, Тоталитарное государство.

B.C. Нерсесянц.

АВТОЛЕСОВОЗ, автомобиль для перевозки пиломатериалов, уложенных пакетами. Особенность конструкции А.- высоко поднятая рама с угловыми стойками, опирающимися через пружинные рессоры на ходовые колёса. А. наезжает на пакет, уложенный на подкладки; захватные устройства, расположенные под рамой, поворачиваясь вокруг горизонт, оси, сближаются и перемещаются при помощи гидропривода по вертикали, приподнимая пакет до прижима его к нижней поверхности рамы. Разгрузка А. производится в обратном порядке.

Н. Н. Куницкий,

АВТОЛИЗ, аутолиз (от авто... и греч. lysis - разложение, распад), самопереваривание тканей животных, растений и микроорганизмов. При А. происходит распад клеточных белков, углеводов, жиров под влиянием присутствующих в клетках гидролитич. ферментов. Прижизненный А. наблюдается в очагах омертвения, в клетках злокачественных новообразований. А. имеет место при разложении трупов. В растениях А. происходит при отмирании клеток в результате влияния низкой темп-ры, высушивания, действия ядовитых веществ (хлороформа, толуола и др.), а также при механич. измельчении тканей. А. микробных клеток наблюдается при старении микробной культуры, повреждении микроорганизмов физ., хим. или биол. агентами. А. имеет место также при некоторых технологич. процессах, при ферментации табака, чая, силосовании кормов и др. Н.П. Мешкова.

АВТОЛИТОГРАФИЯ, вид литографии, при котором изображение на камень наносит художник-автор, в отличие от репродукционной литографии, где оригинал перерисовывает на камень мастер-литограф.

АВТОЛЫ [от авто(мобиль) и лат. ol(eum) - масло], см. Моторные масла.

АВТОМАТ (от греч. automates - самодействующий), 1) самостоятельно действующее устройство (или совокупность устройств), выполняющее по заданной программе без непосредственного участия человека процессы получения, преобразования, передачи и использования энергии, материала и информации. А. применяются для повышения произво-дительности и облегчения труда человека, для освобождения его от работы в труднодоступных или опасных для Жизни условиях.

Самодействующие устройства известны были ещё в глубокой древности. С их помощью жрецы создавали у слепо верующих людей представления очудесах, якобы творимых божественной силой.

В эпоху античности и в ср. века неоднократно создавались устройства, имитирующие движения живых существ без видимого участия движущей силы. Прак-тич. значения такиеавтоматы; не имели, но, оставаясь занимательными игрушками, они оказались своего рода предшественниками совр. А. Существенно повлияло на развитие А. изобретение часов с пружинным приводом (П. Хен-лейн в Германии, 16 в.) и особенно маятниковых часов (X. Гюйгенс в Голландии, 1657), в которых впервые использовались принципы и отд. механизмы, получившие впоследствии широкое применение в А.

Однако первое пром. использование А. относится к 18 в.- периоду пром. революции, когда средства труда приобрели такую материальную форму существования, к-рая обусловила замену чело-веч, силы силами природного происхождения и рутинных приёмов в организации труда сознательным использованием накопленного опыта.

К автоматич. устройствам этого времени, имевшим в осн. экспериментальный характер, относятся: в России - автоматич. суппорт Андрея Нартова для токарно-копировальных станков (20-е гг. 18 в.), поплавковый регулятор уровня воды в котле И. И. Ползу нова (1765), в Англии - центробежный регулятор Дж. Уатта (1784), во Франции - ткацкий станок с программным управлением от перфокарт для выработки крупноузорчатых тканей Ж. Жаккара (1808) и др.

Автоматич. устройства 18-19 вв. основывались на принципах и методах клас-сич. механики. Развитие электротехники, практич. использование электричества в воен. деле, связи и на транспорте привели к ряду открытий и изобретений, послуживших научной и технич. базой для новых типов А., действующих при помощи электричества. Важное значение имели работы русских учёных: изобретение П. Л. Шиллингом магнитоэлектрич. реле (1830) - одного из осн. элементов электроавтоматики, разработка Ф. М. Ба-люкевичем, В. М. Тагайчиковым и др. в 80-х гг. 19 в. ряда устройств автоматич. сигнализации на ж.-д. транспорте, создание С. М. Апостоловым-Бердичевским совместно с М. Ф. Фрейденбергом первой в мире автоматической телефонной станции (1893-95) и мн. др.

Возникновение новой самостоятельной области науки и техники - электроники, привело к появлению принципиально новых электронных автоматич. устройств и целых комплексов от электронного реле до управляющих вычислительных машин. По мере развития А. расширялись их возможности и области применения.

Из механизмов, выполнявших одну к.-л. функцию без прямого участия человека, А. превратились в сложные автоматич. устройства, успешно выполняющие функции контроля, регулирования и управления (см. Автоматическое управление). Вместо отдельных А. стали применяться, особенно в пром-сти, энергетике и космонавтике, автоматич. комплексы, часто с использованием электронных вычислит, машин (см. Автоматическая линия. Автооператор гидроэлектростанции).

Конструкция, схема и принцип действия А. в значит, мере определяются его назначением, условиями работы, видом используемой энергии и способом задания программы. Различают А.: технологические (напр., литейный автомат, котлетный автомат, металлорежущие станки-автоматы, различные автоматизированные агрегаты и т. д.), энергетические (автоматич. приборы и устройства энергосистем, электрич. машин, элект-рич. сетей и т. д.), транспортные (напр., автомашинист, автостоп), счётно-решающие, в т. ч. вычислительные машины, торговые (пищеприготовительный автомат, магазин-автомат и др.), военные (напр., системы наведения и автоматическое оружие), бытовые автоматы и др.

В зависимости от условий работы и вида используемой энергии существуют А., включающие механич., гидравлич., электрич. (электронные), пневматич., комбинированные, напр. пневмо-электрич. устройства, а также А., действие к-рых основано на использовании энергии взрыва (напр., пистолет-пулемёт).

Последовательность всех рабочих и вспомогат. операций, выполняемых А., наз. рабочим циклом. Автоматизированные устройства, у к-рых рабочий цикл прерывается и для его повторения требуется обязательное вмешательство человека, наз. полуавтоматами. В общем случае рабочий цикл А. определяется программой, к-рая задаётся в конструкции А., либо извне с помощью перфорац. карт или др. к.-л. носителей информации, либо с помощью копировальных или моделирующих устройств. Напр., программа действия наручных часов определяется конструкцией спускового механизма и маятника, получающих в большинстве случаев энергию от заводной пружины. В металлорежущем копировальном станке программа задаётся с помощью копира. Автоматич. выключатели электрич. сети срабатывают при выходе за установленные пределы значений силы электрич. тока, напряжения или частоты. В А. по продаже розничных товаров при опускании денег включается устройство, подсчитывающее полученную сумму, последняя сравнивается с установленной ценой на продаваемый товар и при их соответствии срабатывает устройство, выдающее или разрешающее выдачу покупки. В этом случае А. не только заменяют труд продавца по выдаче товара покупателю, но и освобождают его от расчётов, связанных с оплатой товара. А., аналогичные приведённым, как правило, узкоспециализированны, обладают высокой производительностью, однако изменение их рабочих циклов обычно связано с трудоёмкой переналадкой или совсем невозможно.

Программа А., заданная с помощью перфокарт, магнитных лент и т. д., мало связана с его структурой и конструкцией, что обеспечивает универсальность А. (напр., металлорежущие, ткацкие, поли-графич. станки с программным управлением, автодиспетчер и автомашинист, электронные вычислит, машины, космические летательные аппараты). Получают широкое распространение А., способные запоминать и обобщать опыт своей работы и целесообразно его использовать в соответствии с изменяющимися условиями (см. Самонастраивающаяся система). В состав таких А. обязательно входят датчики и устройства обратной связи, блоки памяти, управления, самонастройки и др., что существенно усложняет их структуру и конструкцию. Однако при этом функциональные возможности А. обогащаются настолько, насколько это требуется для выполнения весьма сложных технологич. процессов и процессов управления, избавляя тем самым человека не только от тяжёлого физич. труда, но и упрощая его функции в сфере управления (см. Автоматизация управленческих работ, Автоматизация производства).

2) Одно из осн. понятий кибернетики; абстрактная модель технич. или биол. системы, перерабатывающая дискретную (цифровую) информацию дискретными временными тактами. Наиболее изучены конечные автоматы (см. Автоматов теория).

Лит. см. при статьях Автоматизация производства. Автоматическое управление, Автоматизация управленческих работ. Автоматическое оружие. Г. И. Белов.

АВТОМАТ (воен.), широко распространённое название пистолета-пулемёта.

АВТОМАТИЗАЦИИ СТЕПЕНЬ, коэффициент, характеризующий степень автоматизации машины или производства. А. с. машины подразделяется на цикловую, рабочую и эксплуатационную. Цикловая Л. с. определяется по формуле:

где [ris] -время работы машины; [ris][ris] - время цикла. Рабочая А. с. рассчитывается по формуле: [ris]

где[ris] - время изготовления единицы продукции на данной машине без учёта потерь времени по организац. причинам и на естественные надобности; Т - время ручной работы человека, обслуживающего машину, приходящееся на одну деталь (складывается из времени, затрачиваемого на настройку машины перед началом работы, установку и снятие детали, измерение её при изготовлении, управление машиной, смену изношенного инструмента, регулировку и подналадку машины, удаление стружки и т. п.). Эксплуатационная А. с. определяется по формуле:, где[ris] -сумма времени работы [ris] машины за расчётный эксплуатационный период; [ris] -

расчётный эксплуатационный период работы машины (месяц, год). А. с. производства подразделяется на общую и комплексную. Общая А. с. выражается формулой: [ris] где [ris] - количество автоматизированного оборудования (на участке, в цехе, на з-де, в отрасли); N - общее количество оборудования. Комплексная А. с. определяется по формуле: [ris] где [ris] - количество машин, встроенных в автоматич. линии.

Цикловая А. с.- первичная ступень автоматизации произ-ва. Высшей степенью автоматизации является комплексная автоматизация произ-ва.

А.Е.Прокопович.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, раздел программирования, разрабатывающий методы составления программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ) с помощью самих ЭВМ. При применении А. п. программы записываются не на машинном языке, а в форме, более удобной для описания алгоритмов решения того или иного класса задач. В А. п. можно выделить два осн. направления работ, тесно друг с другом связанных. Первый - разработка универсальных и специализированных (т. е. предназначенных для решения каких-то определённых классов задач) языков программирования. Второй (иногда лишь его и имеют в виду, говоря об А. п.) - разработка методов выполнения на вычислит, машинах программ, записанных на языках программирования, и решение связанных с этим проблем. Применяемые в А. п. методы и возникающие здесь задачи зависят от особенностей ЭВМ и, в свою очередь, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие и совершенствование их структуры.

Лит.: Современное программирование. Сб. ст., пер. с англ., М., 1966; Жоголе в Е. Б., Трифонов Н. П., Курс программирования, 2 изд., М., 1967.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, процесс в развитии машинного производства, при к-ром функции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и автоматич. устройствам. А. п.- основа развития совр. промышленности, генеральное направление технич. прогресса. Цель А. п. заключается в повышении эффективности труда, улучшении качества выпускаемой продукции, в создании условий для оптимального использования всех ресурсов производства. Различают А. п.: частичную, комплексную и полную.

Частичная А. п., точнее - автоматизация отдельных производств, операций, осуществляется в тех случаях, когда управление процессами вследствие их сложности или скоротечности практически недоступно человеку и когда простые автоматич. устройства эффективно заменяют его. Частично автоматизируется, как правило, действующее производств, оборудование. По мере совершенствования средств автоматизации и расширения сферы их применения было установлено, что частичная автоматизация наиболее эффективна тогда, когда производств, оборудование разрабатывается сразу как автоматизированное. К частичной А. п. относится также автоматизация управленческих работ.

При комплексной А. п. участок, цех, завод, электростанция функционируют как единый взаимосвязанный автоматизированный комплекс. Комплексная А. п. охватывает все основные производственные функции предприятия, хозяйства, службы; она целесообразна лишь при высокоразвитом произ-ве на базе совершенной технологии и прогрессивных методов управления с применением надёжного производств, оборудования, действующего по заданной или самоорганизующейся программе. Функции человека при этом ограничиваются общим контролем и управлением работой комплекса.

Полная А. п.- высшая ступень автоматизации, к-рая предусматривает передачу всех функций управления и контроля комплексно-автоматизированным производством автоматич. системам управления (см. Автоматическое управление). Она проводится тогда, когда автоматизируемое производство рентабельно, устойчиво, его режимы практически неизменны, а возможные отклонения заранее могут быть учтены, а также в условиях недоступных или опасных для жизни и здоровья человека.

При определении степени автоматизации учитывают прежде всего её экономич. эффективность и целесообразность в условиях конкретного произ-ва. А. п. не означает безусловное полное вытеснение человека автоматами, но направленность его действий, характер его взаимоотношений с машиной изменяется; труд человека приобретает новую качеств, окраску, становится более сложным и содержательным. Центр тяжести в трудовой деятельности человека перемещается на технич. обслуживание машин-автоматов и на аналитически-распорядит. деятельность.

Работа одного человека становится такой же важной, как и работа целого подразделения (участка, цеха, лаборатории). Одновременно с изменением характера труда изменяется и содержание рабочей квалификации: упраздняются многие старые профессии, основанные на тяжёлом физич. труде, быстро растёт удельный вес научно-технич. работников, к-рые не только обеспечивают нормальное функционирование сложного оборудования, но и создают новые, более совершенные его виды.

А. п. является одним из осн. факторов современной научно-технической революции, открывающей перед человечеством беспрецедентные возможности преобразования природы, создания огромных материальных богатств, умножения творческих способностей человека. Однако капитализм, как было отмечено в основном документе международного Совещания коммунистических и рабочих партий (июнь 1969, Москва), использует эти возможности для увеличения прибылей и усиления эксплуатации трудящихся. Совершенная по форме А. п. в условиях капиталистич. общества по существу остаётся средством эксплуатации и направлена гл. обр. на максимальное использование оборудования и предметов труда в интересах монополистич. капитала, сохранения его господства.

Быстрое нервное изматывание людей, значит, отставание роста заработной платы от роста производительности труда и его интенсификации ведут к воспроизводству социальных антагонизмов, к порождению новых противоречий. Это прежде всего противоречие между необычайными возможностями, открываемыми научно-технич. революцией, и препятствиями, к-рые капитализм выдвигает на пути их использования в интересах всего общества, обращая большую часть открытий науки и огромные материальные ресурсы на военные цели, расточая национальные богатства. Возрастающее отчуждение рабочего, его подчинённое положение по отношению к машине-автомату, гнёт со стороны всей системы капиталистич. управления - всё это вызывает рост протеста трудящихся капиталистич. стран против А. п.

А. п. в социалистич. условиях - один из осн. методов развития нар. х-ва. Благодаря социалистич. характеру собственности, плановой организации произ-ва, активному участию работников физич. и умственного труда в руководстве и управлении х-вом становится реальным оптимальное использование возможностей, открывающихся в результате научно-технич. революции, для ускорения экономич. развития и наиболее полного удовлетворения потребностей всех членов общества. В СССР А. п. достигается не только высший экономич. эффект, создание обилия материальных и культурных ценностей общества, но и постепенное стирание различий между физич. и умственным трудом при полной занятости всех людей.

История развития А. п. Самодействующие устройства - прообразы совр. автоматов - появились в глубокой древности (см. Автомат). Однако в условиях мелкого кустарного и полукустарного произ-ва вплоть до 18 в. практич. применения они не получили и, оставаясь занимательными " игрушками", свидетельствовали лишь о высоком искусстве древних мастеров. Совершенствование орудий и приёмов труда, приспособление машин и механизмов для замены человека в производств, процессах вызвали в конце 18 в.- начале 19 в. резкий скачок уровня и масштабов произ-ва, известный как пром. революция 18-19 вв.

Пром. революция создала необходимые условия для механизации производства, в первую очередь прядильного, ткацкого, металло- и деревообрабатывающего. К. Маркс увидел в этом процессе принципиально новое направление технич. прогресса и подсказал переход от применения отдельных машин к " автоматич. системе машин", в к-рой за человеком остаются сознательные функции управления: человек становится рядом с процессом произ-ва в качестве его контролёра и регулировщика. Важнейшими изобретениями этого периода стали изобретения рус. механиком И. И. Пол-зуновым автоматич. регулятора питания парового котла (1765) и англ, изобретателем Дж. Уаттом центробежного регулятора скорости паровой машины (1784), ставшей после этого осн. источником меха-нич. энергии для привода станков, машин и механизмов.

С 60-х гг. 19 в., в связи с быстрым развитием железных дорог, стала очевидна необходимость автоматизации железнодорожного транспорта и прежде всего создания автоматич. приборов контроля скорости для обеспечения безопасности движения поездов (см. Железнодорожная автоматика и телемеханика). В России одними из первых изобретений в этом направлении были автоматич. указатель скорости инженера-механика С. Прауса (1868) и прибор для автоматич. регистрации скорости движения поезда, времени его прибытия, продолжительности остановки, времени отправления и местонахождения поезда, созданный инженером В. Зальманом и механиком О. Графтио (1878). О степени распространения автоматич. устройств в практике железнодорожного транспорта свидетельствует то, что на Московско-Брестской железной дороге уже в 1892 существовал отдел " механического контроля поездов".

Учение об автоматических устройствах до 19 в. замыкалось в рамки классич. прикладной механики, рассматривавшей их как обособленные механизмы. Основы науки об автоматическом управлении по существу впервые были изложены в статье англ, физика Дж. К. Максвелла " О регулировании" (1868) и труде рус. учёного И. А. Вышнеградского " О регуляторах прямого действия" (1877), в к-ром впервые регулятор и машина рассматривались как единая система. А. Стодола, Я. И. Грдина и Н. Е. Жуковский, развивая эти работы, дали систематич. изложение теории автоматич. регулирования.

С появлением механич. источников электрич. энергии - электромашинных генераторов постоянного и переменного тока (динамомашин, альтернаторов) - и электродвигателей оказалась возможной централизов. выработка энергии, передача её на значит, расстояния и дифференцированное использование на местах потребления. Тогда же возникла необходимость в автоматич. стабилизации напряжения генераторов, без которой их пром. применение было ограниченным. Лишь после изобретения регуляторов напряжения с нач. 20 в. электроэнергия стала использоваться для привода производств, оборудования. Наряду с паровыми машинами, энергия к-рых распределялась трансмиссионными валами и ремёнными передачами по станкам, постепенно распространялся и электропривод, вначале вытеснивший паровые машины для вращения трансмиссий, а затем получивший и индивидуальное применение, т. е. станки начали оснащать индивидуальными электродвигателями.

Переход от центрального трансмиссионного привода к индивидуальному в 20-х гг. 20 в. чрезвычайно расширил возможности совершенствования технологи механич. обработки и повышения экономич. эффекта. Простота и надёжность индивидуального электропривода позволили механизировать не только энергетику станков, но и управление ими. На этой основе возникли и получили развитие разнообразные станки-автоматы, многопозиционные агрегатные станки и автоматические линии. Широкое применение автоматизированного электропривода в 30-е гг. 20 в. не только способствовало механизации мн. отраслей пром-сти, но по существу положило Начало современной А. п. Тогда же возник и сам термин " А. п.".

В СССР освоение автоматизированных средств управления и регулирования производств, процессов началось одновременно с созданием тяжёлой пром-сти и машиностроения и проводилось в соответствии с решениями Коммунистич. партии и Сов. правительства об индустриализации и механизации произ-ва. В 1930 по инициативе Г. М. Кржижановского в Глав-внергоцентре ВСНХ СССР был организован комитет по автоматике для руководства работами по автоматизации в энергетике. В правлении Всесоюзного элект-ротехнич. объединения (ВЭО) в 1932 было создано бюро автоматизации и механизации заводов электропромышленности. Началось применение автоматизиров. оборудования в тяжёлой, лёгкой и пищ. пром-сти, совершенствовалась транспортная автоматика. В спец. машиностроении наряду с отд. автоматами были введены в действие конвейеры с принудит, ритмом движения. Организовано Всесоюзное объединение точной индустрии (ВОТИ) по произ-ву и монтажу приборов контроля и регулирования.

В н.-и. ин-тах энергетики, металлургии, химии, машиностроения, коммунального х-ва создавались лаборатории автоматики. Проводились отраслевые и всесоюзные совещания и конференции по перспективам её применения. Начались технико-экономич. исследования значения А. п. для развития пром-сти в различных социальных условиях. В 1935 в АН СССР стала работать Комиссия телемеханики и автоматики для обобщения л координации н.-и. работ в этой

области. Началось издание журн. " Автоматика и телемеханика".

В 1936 Д. С. Хардер (США) определял автоматизацию как " автоматич. манипулирование деталями между отдельными стадиями производственного процесса". По-видимому, вначале этим термином обозначали связывание станков с автоматич. оборудованием передачи и подготовки материалов. Позднее Хардер распространил значение этого термина на каждую операцию производств, процесса.

Высокая экономическая эффективность, технологическая целесообразность и часто эксплуатац. необходимость способствовали широкому распространению автоматизации в пром-сти, на транспорте, в технике связи, в торговле и различных сферах обслуживания. Её осн. предпосылки: более эффективное использование экономических ресурсов - энергии, сырья, оборудования, рабочей силы и капиталовложений. При этом улучшается качество и обеспечивается однородность выпускаемой продукции, повышается надежность эксплуатации установок и сооружений.

Социалистич. государство, рассматривая А. п. как один из наиболее мощных факторов развития нар. х-ва, осуществляет её по единому комплексному плану, увязанному с соответствующими ассигнованиями и материально-технич. обеспечением.

18-й съезд ВКП(б) (1939), подводя итоги технич. реконструкции пром-сти и определив задачи дальнейшего развития осн. отраслей нар. х-ва, обратил особое внимание на широкое применение станков-автоматов в машиностроении и лёгкой пром-сти, автоматизацию электростанций, важнейших произ-в химич. пром-сти, применение приборов контроля и регулирования в пищ. пром-сти. В ходе выполнения первых трёх пятилетних планов развития нар. х-ва (1928-41) были созданы первые заводы, производящие приборы и аппаратуру автоматики и телемеханики для А. п. Во время Великой Отечеств, войны (1941-45) А. п. имела огромное значение в материально-технич. обеспечении фронта и удовлетворении нужд оборонной пром-сти СССР. В первом послевоен. плане восстановления и развития нар. х-ва (1946-50) была предусмотрена дальнейшая автоматизация в энергетике, химич., нефтяной и нефтехи-мич. пром-сти, широкое внедрение в произ-во автоматизиров. электропривода. Программа дальнейшего развития А. п. в период 1953-58, принятая на 19-м съезде КПСС, предусматривала, в частности, механизацию работ и А. п. на предприятиях чёрной металлургии, в горной промышленности, в машиностроении, а также полную автоматизацию ГЭС.

Практически 50-е гг. явились периодом, когда А. п. начала внедряться во все имеющие значит, уд. вес отрасли нар. х-ва СССР. В машиностроении - про-из-ве тракторов, автомобилей и с.-х. машин - были пущены автоматич. линии; начал работать автоматизиров. завод по произ-ву поршней для автомоб. двигателей. Закончен перевод на автоматич. управление агрегатов ГЭС, многие из них были полностью автоматизированы. На ряде крупнейших ТЭЦ были автоматизированы котельные цехи. В металлургич. пром-сти ок. 95% чугуна и 90% стали выплавлялось в автоматизиров. печах; были введены в эксплуатацию первые автоматизиров. прокатные станы. Пущены автоматич. установки на нефте-перераб. предприятиях. Осуществлено телемеханич. управление газопроводами. Автоматизированы многие системы водоснабжения. Начали действовать автоматич. бетонные заводы. Лёгкая и пищ. пром-сть стала широко оснащаться автоматами и полуавтоматами для расфасовки, дозировки и упаковки продукции в автоматич. линиями по произ-ву продуктов. Парк автоматизиров. оборудования в 1953 вырос в 10 раз по сравнению с 1940. В металлообр. пром-сти появились станки с программным управлением. Для произ-ва массовой продукции были применены роторные автоматич. линии. Во взрывоопасных химических производствах получило широкое распространение телемеханическое управление процессами.

21-й съезд КПСС (1959) сформулировал как одну из важнейших задач в развитии нар. х-ва переход к комплексной автоматизации процессов, предприятий, произ-в, отметив целесообразность применения ЭВМ для управления сложными автоматизиров. произ-вами. 22-й съезд КПСС (1961) определил комплексную А. п. как осн. метод всемерного развития нар. х-ва в период построения материально-технич. базы коммунизма. После 23-го съезда КПСС (1966) план автоматизации произ-ва становится составной частью нар.-хоз. плана.

Методы А. п. Науч. основы А. и. развиваются гл. обр. по 3 направлениям. Во-первых, разрабатывают методы эффективного изучения закономерностей объектов управления, их динамики, устойчивости, зависимости поведения от воздействия внеш. факторов. Эти задачи решаются исследователями, конструкторами и технологами-специалистами конкретных областей науки и произ-ва. Сложные процессы и объекты изучают методами физ. и матем. моделирввания, исследования операций с использованием аналоговых и цифровых вычислит, машин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.