Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! II. Государственный строй 8 страница
Общпй вид автогрейдера со сменным оборудованием бульдозера АВТОДИН (от авто... и греч. dynamis - сила, способность), 1) радиоприёмник с положительной обратной связью, в к-ром одновременно происходят процессы генерирования на частоте, отличной от принимаемой, и детектирования, в результате чего выделяется разность генерируемой и принимаемой частот в виде биений. А. служит для приёма на слух телеграфных сигналов по методу биений и для приведения в действие автоматич. устройств. Автодинными преобразователями наз. генерирующие преобразователи частоты. 2 ) Электромашинный усилитель, представляющий собой управляемый одно-якорный преобразователь мощности 3-фазного тока сети в мощность постоянного тока или наоборот. Изобретён венг. учёным О. В. Бенедиктом. АВТОДИСПЕТЧЕР, автоматический диспетчер, комплексная система (класс систем " человек и машина"), обеспечивающая автоматизацию процесса управления с учётом наивыгоднейших (оптимальных ) режимов работы управляемого объекта. А. осуществляет сбор и обработку информации о ходе процесса для замкнутого цикла управления, оперативное планирование процесса в оптимальном режиме, исполнение планов, т. е. выдачу управляющих сигналов, получение текущей информации о выполнении посланных приказов, состоянии управляемых объектов, данных для учёта и т. д. В такую систему входят: оператор (диспетчер ), управляющая вычислительная машина (УВМ ), средства связи операторов всех категорий с УВМ, телесвязь с управляемыми объектами, исполнительные и контрольные органы на объектах. А. в узком смысле - часть системы, включающая УВМ и средства связи операторов с УВМ. [ris] Схема участкового автодиспетчера: УОУ - управляемые объекты участка - стрелки и сигналы на участковых станциях (УС1... УС10), где есть дежурные, и на промежуточных станциях (ПС1...ПС10), где нет дежурных; аппаратура для связи диспетчера (Д) с машинами (УВМ1 и УВМ2); Т - табло: П - поездографы и печатающие устройства; М - манипулятор диспетчера; аппаратура (АСС) для связи машины с дежурным участковой станции (ДС10); РТА - рулонные телеграфные аппараты; МДС - манипуляторы дежурных; ЛА - линейная аппаратура; АЦП - аппаратура центрального поста; 1 и 2 - двусторонняя связь машины с управляемыми объектами через ДЦ; 3 - цепь корректирующих воздействий диспетчера. Управление можно вести по постоянному " жёсткому" графику, если процесс стабилен и непредусмотренные внешние воздействия, нарушающие процесс, практически не возникают. В этих случаях УВМ заменяют простым программным устройством. Однако в большинстве процессов отклонения от заданного плана часты и требуют непрерывного корректирования с помощью УВМ. Различают две ступени управления (режима работы А.): низшая - режим " советчик", когда УВМ используется только для разработки оперативных планов, а исполняет их оператор (диспетчер ); высшая - автоматич. режим, при к-ром УВМ, обеспеченная обратной связью, используется не только для составления планов, но и для их реализации с необходимым контролем исполнения. А. в автоматич. режиме функционирует как самоприспосабливающаяся система и только в особо сложных и редких случаях управление переходит к оператору. А. применяется, напр., на гидроэлектростанциях (автооператор гидроэлектростанции), на транспорте (автодиспетчер железнодорожный). Б. А. Завьялов, АВТОДИСПЕТЧЕР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, комплексная система, обеспечивающая автоматизацию управления движением поездов. Различают А. ж.: участковый, станционный и объединяющий их - комплексный. А. ж. участковый применяется на участках между двумя крупными станциями. Большую часть задач выполняет управляющая вычислит, машина (сбор и обработка информации о движении поездов, составление и оперативная корректировка планов-графиков движения, подача команд для их реализации, контроль, учёт и т. п.), а за диспетчерами (штат к-рых сокращается до 1-2 чел. в смену) сохраняется общее руководство и специфич. функции, к-рые трудно алгоритмизировать. Различают два режима работы А. ж. участкового: 1); советчик; - когда машина (см. схему), получая информацию о поездах через диспетчерскую централизацию (ДЦ), моделирует их движение и составляет оптимальный план-график, а исполняет его диспетчер, посылая управляющие сигналы манипулятором; 2 ) автоматич. режим, при к-ром машина не только составляет график, но и исполняет его, а за диспетчером сохраняется право вносить в этот график любые изменения. При последнем режиме машина, которой разработано св. 10 программ, выдаёт план-график на 2-4 ч. Для реализации и корректировки плана-графика через каждые 20 сек с ДЦ поступает в машину информация о движении поездов по участку. При отправлении каждого поезда с очередной станции ему автоматически устанавливается маршрут на проход следующей станции i + l (а иногда и i+2 ) с учётом движения других поездов. Расписание не закладывается " жёстко", а для грузовых поездов машина ежедневно составляет наиболее рациональный график в зависимости от числа поездов, их местонахождения, массы (распространён термин " вес поезда" ) и др. показателей, выбирая лучшие варианты обгонов и скрещений и повышая этим участковую скорость. Пассажирские поезда проводятся по расписанию, а при его нарушениях - с оптимальной корректировкой. Планирование, осуществляемое машиной, позволяет работать при любых нарушениях расписания (графика). Для повышения надёжности работы А. ж. участкового могут устанавливаться две машины, работающие параллельно, сверяющие все исходные и конечные результаты и взаимно корректирующие друг друга. А. ж. участковый обеспечивает централизов. управление однопутными (и с двухпутными вставками) участками до 600 км, с количеством поездов до 100-150 в сутки, при скоростях до 160 км/ч. Осн. эконо-мич. эффект - повышение участковой скорости на 5-10%.Система участкового А. ж. впервые разработана в СССР (1959- 63). А. ж. станционный (узловой) - система, обеспечивающая оптимизацию планирования работы крупной станции (особенно сортировочной) или узла, а также моделирование движения с точностью до вагона. В её аппаратуру, кроме управляющей машины, входит система датчиков информации о местонахождении вагонов и локомотивов (напр., счётчиков осей). Имеются два режима работы: 1) " советчик" - все исполнительные функции остаются за операторами; 2) автоматический - значительная часть реализации планов (установка осн. маршрутов, оповещение участвующих в них сотрудников и т. п.) возлагается на машину, связанную для этого с аппаратурой электрич. централизации телеграфными каналами и различными манипуляторами и световыми индикаторами. Основная экономич. эффективность А. ж. станционного - улучшение оборота вагонов и локомотивов, уменьшение потребных маневровых средств. Лит.: Участковый автодиспетчер, М., 1967. Б. А. Завьялов. АВТОДОРОЖНАЯ СЛУЖБА, одна из служб тыла вооруж. сил, осуществляющая дорожное обеспечение в оперативных объединениях действующей армии в интересах своевременного передвижения войск, подвоза материальных средств и эвакуации. Ведёт разведку, ремонт, восстановление и стр-во автодорог, осуществляет их эксплуатацию, организует на них дорожно-комендантскую службу; руководит спец. подготовкой личного состава дорожных войск, участвует в разработке мероприятий по подготовке путей сообщения на театрах военных действий. Грузовая автодрезина грузоподъёмностью 6 т с дизелем мощностью 160 квт (220 л. с.). АВТОДОРОЖНЫЙ МОСТ, предназначен для движения безрельсовых трансп. средств и пешеходов. А. м. рассчитывают на тяжёлую колёсную нагрузку до 0, 8 Мн (30 тс), проход толпы людей и на др. воздействия. Ширина проезжей части устанавливается в зависимости от ожидаемой интенсивности и скоростей движения транспорта, длины моста, расположения его в плане и профиле (обычно от 7 до 21 л); ширина тротуаров-не менее 1 м. А. м. могут быть стальными, железобетонными и деревянными. Стальные А. м. строят чаще всего балочной конструкции. Значит, распространение получили А. м. из сборного и предварительно напряжённого железобетона. Для А. м. предпочтительны конструкции с ездой поверху, обеспечивающие лучшие условия движения автомобилей и эксплуатац. содержания моста. Один из крупнейших в мире железобетонных мостов неразрезной балочной конструкции - А. м. через Волгу (рис.) дл. 2, 8 км (с пролётами по 166 м), соединивший гг. Саратов и Энгельс (1965). Деревянные А. м. сооружают преим. на дорогах местного значения (см. также Мосты). Лит.: Мосты и сооружения на дорогах, М., 1961; Справочник инженера-дорожника, [т. 6], М.. 1964. Н. Н. Богданов. Автодорожный мост через Волгу у г. Саратова. АВТОДРЕЗИНА, самоходное средство рельсового транспорта с двигателем внутреннего сгорания для инспекторских поездок и перевозки служебного персонала, материалов, механизмов и инструмента при ремонте пути и др. железнодорожных устройств. А. делятся по назначению на пассажирские и грузовые, по массе - на съёмные (до 300 кг) и несъёмные (до 50 т). А. могут быть оборудованы поворотными кранами, монтажными вышками, измерительными приборами. К А. могут прицепляться 1-2 платформы или обычные железнодорожные вагоны. В СССР съёмные А. имеют двигатель мощностью 7-18 квт (10- 25 л.с.), перевозят 4-6 чел. и ок. 50 кг груза; несъёмные - 75-185 квт (100- 250 л. с.), перевозят 20-30 чел. или 5- 6 т груза. Лит.: Гуленко Н. Н., Гора В. Е. Путевые машины и механизмы, М., 1961. К. М. Доброселъский. АВТОДРОМ [от авто(мобиль) и грeч. dromos - место для состязаний], территория, оборудованная для проведения скоростных автомобильных соревнований и испытаний автомобилей. Необходимость сооружать для автомобильных соревнований и испытаний спец. скоростные дороги, изолированные от движения транспорта, выявилась уже в 1903 после междунар. соревнований по маршруту Париж - Мадрид, сопровождавшихся многочисл. несчастными случаями. В последующие годы в ряде стран с развивающейся автомобильной пром-стью были построены: в- Англии - Бруклендский трек (1906), в США - трек в г. Индиа-наполисе (1907), в Италии - трек Монца (1910), во Франции - трек близ г. Мои-лери (1924). Основное сооружение А.- трек для гонок дл. 3-10 км и шир. 10-18 м. Трек нередко дополняется дорожным маршрутом (рис.), в результате чего-образуется комплексная трасса, делающая условия соревнования и испытания автомобилей более разнообразными и усложняющая их. В комплекс сооружений А. входят также трибуны, расположенные у финишной прямой, площадка для соревнований по фигурной езде, помещения для технич. обслуживания автомобилей, гараж и др. В качестве А. для проведения соревнований используют также трассы, образуемые дорогами общего пользования (закрываемыми для транспорта) между населёнными пунктами. Такие А. и гоночные трассы предъявляют повышенные требования к устойчивости и управляемости автомобилей и к мастерству гонщиков, хотя скорость движения на них ниже, чем на треках с наклонными параболическими виражами. Автомотодром предназначен для проведения спортивных соревнований и испытаний автомобилей и мотоциклов. На нём сооружают внутренний трек для мотогонок дл. 1-2 км с параллельным финишным участком против Автомотодром.трибун и кольцевую (замкнутую) дорожку дл. 400-500 м с гаревым покрытием для соревнований на мотоциклах. А. П. Галлы, С. А. Лаптев. АВТОЖИР (франц. autogyre, от греч. autos - сам и gyros - круг, вращение), летательный аппарат тяжелее воздуха, отличающийся от самолёта тем, что осн. несущей поверхностью служит возд. винт-ротор, свободно вращающийся вокруг вертик. оси под действием встречного потока воздуха. Изобретён испанским инженером X. де ла Сиерва в 1922. В связи с развитием вертолётов, обладающих рядом преимуществ перед А., работы по созданию последних были прекращены. АВТОЗАГРУЗЧИК СЕЯЛОК, см. Загрузчик сеялок. АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ (АЭС), сооружение для снабжения (заправки) автомобилей, мотоциклов и др. самоходных машин жидким топливом, маслом, водой и воздухом, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, автопринадлежностей и запасных частей. Располагаются на автодорогах и в населённых пунктах, в местах, обеспечивающих удобный заезд и выезд автомобилей. Схема автодрома Монца: 1 - трек; 2 -дорожный маршрут. На нек-рых загородных АЭС устраиваются площадки для техобслуживания и мойки автомобилей, кафетерий, бытовые помещения. Оборудование АЗС включает: топливо-и маслораздаточные колонки, водо- и воз-духозаправочные устройства, подземные топливные, масляные и электрич. коммуникации, противопожарное оборудование, компрессор. Топливо и масло хранятся в металлич. подземных резервуарах. Раздаточные колонки устанавливаются на заправочном островке - бетонированной площадке. Перспективна автоматизация процессов заправки, повышающая пропускную способность АЗС, снижающая потери топлива и трудоёмкость процессов. Для этой цели применяются дистанционное управление выдачи дозы топлива и масла, получение топлива на автоматич. колонке индивидуальным ключом или перфокартой (см. Топливораздаточная колонка), двусторонняя громкоговорящая связь оператора АЗС с заправочными колонками, механизир. учёт работы АЗС и т. д. Ю. Л. Юркевич. АВТОКАР (от авто... и англ, саr - тележка), самодвижущаяся тележка с двигателем внутр. сгорания для перевозки грузов на небольшие расстояния. Заменяется электрокарами. АВТОКАТАЛИЗ (от авто... и катализ), ускорение хим. реакции одним из её продуктов. Пример А.: гидролиз этил-ацетата в водном растворе: СН3СООС2Н5 + Н2О = СН3СООН+С2Н5ОН. Продукт реакции - уксусная кислота СН3СООН и ион Н+, образующийся при её электролитич. диссоциации, ускоряют реакцию. Скорость автокаталитич. реакции вначале возрастает вследствие увеличения количества продукта, являющегося катализатором, а затем падает в результате израсходования исходных веществ. Поэтому зависимость степени превращения а от времени t описывается S-образной кривой (см. рис. ). Реакция начинается благодаря присутствию в начальный момент некоторого малого количества продукта (затравка ) или другого катализатора, или, наконец, за счёт медленной некаталитич. реакции, происходящей параллельно каталитической. Если начальная концентрация катализатора и скорость некаталитич. реакции весьма малы, то в течение некоторого времени, наз. периодом индукции, реакция настолько медленна, что практически не обнаруживается, и лишь по истечении этого времени становится заметной. Автокаталитич. характер имеют процессы образования новой фазы, протекающие на границе раздела фаз (такие, как конденсация пересыщенного пара, кристаллизация переохлаждённой жидкости, топохимические реакции), т. к. по мере увеличения количества новой фазы растёт поверхность раздела. Цепные разветвлённые реакции могут быть внешне весьма сходны с автокаталитическими. Отличие заключается в том, что ускорение реакции при разветвлении цепей вызвано накоплением активных промежуточных веществ, а не продуктов реакции (см. Цепные реакции). Автокаталитич. реакция первого порядка (по исходному веществу и продукту); начальная концентрация продукта равна 0, 1% от начальной концентрации исходного вещества. [ris] Термин " А." иногда применяют и в тех случаях, когда катализатором является одно из исходных веществ реакции. М. И. Тёмкин. АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ (от авто... и греч. kephale-голова), в православии самостоятельная церковь, административно независимая от др. церквей. В число А. ц. входят (1968): Албанская, Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Элладская (Греция), Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Константинопольская, Польская, Румынская, Русская, Сербская, Чехословацкая. АВТОКЛАВ (от авто... и лат. clavis - ключ), аппарат для проведения различных процессов при нагреве и под давлением выше атмосферного. В этих условиях достигается ускорение реакции и увеличение выхода продукта. А. бывают: вращающиеся, качающиеся, горизонтальные, вертикальные и колонные. А. представляет собой сосуд либо замкнутый, либо с открывающейся крышкой. При необходимости снабжаются внутренними, наружными или выносными теплообменниками, механическими, электромагнитными, либо пневматич. перемешивающими устройствами и контрольно-изме-рит. приборами для измерения и регулирования давления, температуры, уровня жидкости и т. п. Конструкция и осн. параметры промышленного А. разнообразны, ёмкость от нескольких десятков см3 до сотен м3, предназначаются для работы под давлением до 150 Мн/м2 (1500 кгс/см2) при темп-ре до 500& deg; С. Для хим. производств перспективны бессальниковые А. с экранированным электродвигателем, не требующим уплотнения. Ротор этого электродвигателя насажен непосредственно на вал мешалки и накрыт герметичным тонкостенным экраном из немагнитного материала, не препятствующего проникновению магнитных силовых линий от статора электродвигателя к ротору. А. применяются в хим. пром-сти (производство гербицидов, органич. полупродуктов и красителей, в процессах синтеза); в гидрометаллургии (выщелачивание с последующим восстановлением из растворов цветных и драгоценных металлов, редких элементов): в резин, пром-сти (вулканизация технич. изделий); в консервной пром-сти (стерилизация консервов); в пром-сти стройматериалов. А. широко используется также в медицине (см. Автоклав в медицине). Лит.: Корндорф Б. А., Техника высоких давлений в химии, Л.- М., 1952; Плановский А. Н., Гуревич Д. А., Аппаратура промышленности полупродуктов и красителей, [2 изд.], М., 1961. Г.М.Векслер, В.А.Зайцев. АВТОКЛАВ в медицине, аппарат для стерилизации паром под давлением хирургич. перевязочного материала, инструментов, большинства питательных сред для выращивания микроорганизмов, для обеззараживания инфицированного материала, операционных халатов и т. п. Основная часть А.- герметичная водопаровая камера для получения водяного пара необходимой темп-ры и давления. Внутри водопаровой камеры установлена стерилизац. камера, в к-рую помещают стерилизуемый материал. В свободное пространство между камерами наливают воду. При нагреве А. пар поднимается между стенками камер, проникает в стерилизац. камеру сквозь отверстия в верхней части и поднимает в ней давление и темп-ру, необходимые для уничтожения микроорганизмов в стерилизуемом материале. А. снабжён металлич. кожухом, подставкой и изолирован изнутри слоем асбеста (см. рис.). Применяют стационарные и переносные А. Автоклав медицинский (до 3 атм): 1 - крышка; 2 - резиновая прокладка; 3 - отверстия для поступления пара; 4 - водопаровая камера; 5 - металлический кожух; 6 - стерилизационная камера; 7 - слой асбеста; 8 и 14 - спускные краны; 9 - подставка; 10 и 12 - краны для заправки воды; 11 - водоуказательное стекло; 13 - манометр; 15 - предохранительный клапан. АВТОКЛАВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, материалы и изделия автоклавного твердения, строит, материалы и изделия, получаемые из смеси извести и кварцевого песка и твердеющие при повыш. темп-ре и давлении. В процессе изготовления А. м. подвергаются термической обработке (запа-риванию) в автоклавах при t 175- 200 " С насыщенным водяным паром под давлением 0, 9-1, 6 Мн/м2 (9-16 кгс/см2) в течение 8-16 ч. В результате физ.-хим. взаимодействия компонентов (извести, песка и воды) образуются гидросиликаты кальция, обусловливающие твердение и монолитность материала. Способ изготовления автоклавного силикатного кирпича из смеси (по массе) извести (8-10%) и кварцевого песка (90-92%) впервые был предложен немецким учёным В. Михаэлисом в 1880. В России изготовление силикатного кирпича началось в конце 19 в. В нач. 30-х гг. в СССР было освоено производство автоклавных стеновых известково-песчаных и известково-шлако-песчаных камней и блоков (сплошных и пустотелых), известково-трепельного фибролита, облицовочных плит и др. изделий. В эти же годы разработана технология и организовано производство бетонных камней на основе портландцемента (чем положено начало использованию цемента в производстве А. м.), а также ячеистого бетона из смеси молотой негашёной извести, молотого кварцевого песка и пе-но- или газообразователей (в виде т. н. пеносиликата и газосиликата) и изделий из них с объёмной массой от 400 до 1200 кг/м3 и более. В 50-е годы в СССР была разработана технология изготовления крупноразмерных силикатобетонных изделий автоклавного твердения с пределом прочности при сжатии до 50 Мн/м2 (500 кгс/см2) и более; такие изделия по своим свойствам равноценны железобетонным, а себестоимость их на 10-20% ниже. Эта работа удостоена Ленинской пр. (1962). Советскими учёными открыта также возможность замены извести и портландцемента в произ-ве автоклавных изделий молотыми шлаками (металлур-гич., топливными и др.), нефелиновым шламом и нек-рыми золами (содержащими до 20-50% окиси кальция в свободном виде, а также в виде силикатов и алюминатов, способных к гидратации при термообработке в автоклавах). На основе автоклавной обработки в СССР организовано массовое произ-во крупноразмерных элементов (стеновых блоков и панелей) из тяжёлого, лёгкого и ячеистого бетонов с объёмной массой от 300-500 до 2000-2400 кг/м3, теплоизоляционных, облицовочных и др. материалов и изделий. А. В. Вплженский. АВТОКОД, простой язык программирования; система команд нек-рой условной машины, способной в качестве элементарных выполнять значительно более сложные операции, чем данная конкретная ЭВМ. Наиболее распространены А. типа 1: 1, в к-рых осн. элемент языка (оператор, строка) при переводе на языке цифровой вычислит, машины (ЦВМ) преобразуется в одну команду. С помощью А. типа 1: 1 можно составить любую программу, к-рая возможна в системе команд вычислит, машины. Программирование на А. типа 1: 1 эквивалентно программированию на языке ЦВМ, однако более удобно для человека и ускоряет работу примерно в 3 раза. А., отличные от А. типа 1: 1, ориентируются не на систему команд ЦВМ, а на класс решаемых задач, значительно ускоряют работу по программированию, но не дают возможности получить программу такого же высокого качества, какое в принципе достижимо при программировании на языке ЦВМ или на А. типа 1: 1. В А. (не типа 1: 1) осн. элемент языка (оператор) при переводе в код ЦВМ преобразуется, как правило, в совокупность неск. команд. Указать резкую границу между А. и другими (более сложными) языками программирования невозможно. Примерами А. типа 1: 1 могут служить А., разработанные в СССР для ЦВМ БЭСМ-6 иУрал;. Пример более сложного А.- А. типаИнженер; для ЦВМ ч Минск;. Алгоритм, заданный на А., перерабатывается в программу ЦВМ с помощью т. н. программы-транслятора, к-рая может по заданию программиста производить также простейшее распределение памяти, автоматич. компоновку программ из отд. частей с использованием библиотеки подпрограмм и др. операции. Во многих системах автоматич. программирования А. служит промежуточным языком при переводе с другого языка программирования в код ЦВМ. Лит. см. при ст. Язык программирования. В. И. Собелъман. АВТОКОЛЕБАНИЯ, незатухающие колебания, которые могут существовать в к.-л. системе при отсутствии переменного внеш. воздействия, причём амплитуда и период колебаний определяются свойствами самой системы. Этим А. отличаются от вынужденных колебаний, амплитуда и период к-рых определяются характером внеш. воздействия (приставкаавто; и указывает на то, что колебания возникают в самой системе, а не навязываются внеш. воздействием). А. отличаются и от свободных колебаний (напр., колебаний свободно подвешенного маятника, колебаний силы тока в элект-рич. контуре) тем, что, во-первых, свободные колебания постепенно затухают, во-вторых, их амплитуда зависит от первоначального; толчка, создающего эти колебания. Примерами А. могут служить колебания, совершаемые маятником часов, колебания струны в смычковых или столба воздуха в духовых муз. инструментах, электрич. колебания в лампово'м генераторе (см. Генерирование электрических колебаний). Системы, в к-рых возникают А., наз. автоколебательными. Автоколебат. системы во многих случаях можно разделить на 3 осн. элемента: 1) колебательную систему (в узком смысле); 2) источник энергии, за счет к-рого поддерживаются А., и 3) устройство, регулирующее поступление энергии из источника в колебат. систему. Эти 3 осн. элемента могут быть отчётливо выделены, напр., в часах, в к-рых маятник или баланс служит колебат. системой, пружинный или гиревой завод - источником энергии, и, наконец, анкерный ход - механизмом, регулирующим поступление энергии из источника в систему. В ламповом генераторе колебат. системой служит контур, содержащий ёмкость и индуктивность и обладающий малым активным сопротивлением; выпрямитель (или батарея), питающий напряжением анод лампы, является источником энергии, а электронная лампа с элементом обратной связи -устройством, регулирующим поступление энергии из источника в колебат. контур. В часах, напр., А. осуществляются след, образом (рис.). При прохождении качающегося балансира 1 через определённое положение (обычно дважды за период) спусковое устройство 2 и 3 подталкивает колесо балансира, сообщая ему энергию, необходимую для того, чтобы компенсировать потерю энергии за полпериода колебаний. Балансир часов совершает А. с амплитудой, целиком определяемой свойствами часового механизма. Однако для того, чтобы эти А. возникли, обычно нужно не только завести пружинный завод, но и слегка встряхнуть часы, т. е. сообщить начальный толчок балансиру. Т. о., часы - это в большинстве случаев автоколебат. система без самовозбуждения. В духовых инструментах продувание струи воздуха поддерживает А. столба воздуха в трубе инструмента, а в струнных смычковых инструментах А. поддерживаются силой трения, действующей между смычком и струной. Спусковой механизм часов: 1 - балансир; 2 - анкерная вилка; 3 - спусковое колесо. Чтобы колебания были незатухающими, поступающая из источника в систему энергия должна компенсировать потери энергии в самой системе. Такая компенсация происходит в целом за период колебаний; но в одни части периода поступающая энергия может превышать потери в системе, в другие, наоборот, потери в системе могут превышать поступление энергии в неё. То значение амплитуды колебаний, при к-ром происходит компенсация потерь в целом за период, и является стационарным (не изменяющимся со временем) значением амплитуды А. Такой баланс поступления и потерь энергии оказывается возможным только при определённых значениях амплитуды А. (в простейших случаях только при одном значении). Обычно при значениях амплитуды колебаний, меньших стационарной, поступление энергии в систему превышает потери в ней, вследствие чего амплитуда колебаний возрастает и достигает стационарного значения. В частности, если в систему поступает энергия больше, чем теряется в ней при сколь угодно малых амплитудах колебаний, то происходит самовозбуждение колебаний. Наоборот, при амплитудах, превышающих стационарное значение, потери энергии в системе обычно превышают поступление энергии из источника, вследствие чего амплитуда колебаний уменьшается и также достигает стационарного значения. Т. о., отклонения амплитуды А. в ту или другую сторону от стационарного значения затухают, и А. в этих случаях устойчивы. Однако в нек-рых случаях отклонение амплитуды колебаний от стационарного значения и нарушение компенсации потерь энергии в системе приводят к дальнейшему росту отклонений амплитуды от стационарного значения. Это будет иметь место, если при уменьшении амплитуды потери начинают преобладать над поступлением энергии или, наоборот, при увеличении амплитуды поступление энергии начинает преобладать над потерями. В этом случае А. неустойчивы, и, вследствие наличия во всякой реальной системе неизбежных возмущений и толчков, такие А. длительное время существовать не могут. Форма А. может быть различной. Если добротность колебательной системы велика, т. е. потери энергии в колебат. системе относительно малы, то для поддержания А. в систему за период должно поступать количество энергии, очень малое по сравнению с полной энергией колебат. системы. При этом характер происходящих процессов почти не изменяется по сравнению с тем, как они протекали бы в системе без поступления энергии. В этом случае период и форма А. будут очень близки к периоду и форме собственных колебаний колебат. системы; если собств. колебания в системе по форме близки к гармоническим, то А. также близки к гармоническим. В систему с малой добротностью для поддержания А. должна поступать энергия, уже не малая по сравнению с энергией системы, что может существенно изменить характер происходящих в ней процессов; в частности, форма А. может значительно отличаться от синусоидальной. Если за период А. рассеивается вся накопленная в системе энергия (т. е. система уже не колебательная, а апериодическая), то А. могут очень сильно отличаться по форме от синусоидальных, т. е. превратиться в т. н. релаксационные колебания.
|