Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Танец. Балет






Истоки эст. нар. танца - в различных обрядах, праздничных обычаях. Первые упоминания о нём относятся к 13 в. Со временем танец обрёл чёткую форму, для к-рой характерны блггородство манеры исполнения, отсутствие высоких прыжков, перепляса. Эст. танец, как правило, массовый, строится по кругу (парный характерен для 2-й пол. 19 в.). Танцы принято делить на обрядовые, подражательные (имитирующие различные повадки и движения животных и др.), акробатические и бытовые. Элементы обрядовых сохранились в " Кихну ратае", " Муху каннанеэр", " Тарга рехеалуне" и др.; среди подражательных -" Харакатантс" (" Танец сороки"), " Карутантс" (" Танец медведя"), а также " Кингсепа полька" (" Полька сапожника") и др.; акробатических почти не осталось (" Пулгатантс", " Кандали"). С 18 в. эст. танец вобрал элементы нар. танцев соседних стран. Ок. 1820 популярным становится вальс, к-рый преобразовался в народный " Лабаялавальс", с особой манерой исполнения поворота на всей ступне. Во 2-й пол. 19 в. часто танцевали польку (разновидности - " в три шага", " через ножку", с подскоком и др.). Контрдансы представлены танцами типа " Инглиски" и близкими к ним " Ойге я ваземба", " Каламиес", " Куппаримуори". На кадрили основаны и " Пикк инглиска" и своеобразный танец " Каэра Яан".

В нач. 20 в. бальные танцы стали вытеснять народные. В 1913 по инициативе А. Раудкатс началась работа по собиранию, записи и популяризации нар. таицев. В 40-х гг. 20 в. в Э. зародилась традиция вечеров нар. творчества, выросшая в респ. праздники нар. танца (с 1963), в к-рых принимает участие до 10 тыс. исполнителей (1970).

В республике много танц. коллективов, имеются самодеят. ансамбли, к-рые создают сценич. варианты танцев (" Кулыос", " Туйсулине", " Сыпрус", " Куллакетраяд" и др.). Над ними работают хореографы У. Тооми, X. Миккель, С. и О. Валгемяэ, К. Леэте и др. Нек-рые ансамбли сохраняют этнографич. танцы (" Лейггрид" и др.). Руководителей ансамблей нар. танцев готовят на курсах при Доме нар. творчества, в Вильяндиском уч-ще культуры и Таллинском пед. ин-те.

X. Я. Аассалу.

Развитие проф. балета началось под влиянием танц. иск-ва рус. артистов и отдельных гастролёров из др. стран. Одна из первых проф. танцовщиц - Э. Ильбак, последовательница А. Дункан. В 1924 Г. Негго организовала в Таллине студию ритмопластики, к-рая готовила исполнителей и балетмейстеров, ставила спектакли. Классич. танец успешно преподавался в студии, созданной Е. Литвиновой (быв. артистка Мариинского театра), её воспитанники Л. Лооринг, Э. Хольц, Р. Ольбрей, Р. Роод были в составе первой балетной труппы театра " Эстония". Первое хореографич. представление было показано в 1914. В 1925 балетмейстером театра стала Р. Ольбрей, к-рая пост.: " Щелкунчик" (1936) и " Лебединое озеро" (1940) П. И. Чайковского, " Красный мак" Р. М. Глиэра (1939), " Кратт" Э. Тубина (1944). В 1935 при театре " Ванемуйне" (Тарту) была создана балетная труппа под рук. балетм. И. Урбель. После освобождения Э. от фаш. оккупации хореографич. иск-во получило все возможности для дальнейшего развития. В репертуар вошли произв. классич. наследия и лучшие балеты сов. и заруб, композиторов; среди балетов эст. композиторов: " Калевипоэг" Э. Каппа (1948, " Эстония"; 1950, " Ванемуйне"), " Тийна" Л. Аустер (1955, " Эстония"; 1958, " Ванемуйне"), " Балет-симфония" Э. Тамберга (1960, " Ванемуйне"; 1963, " Эстония"). В 60-е - сер. 70-х гг. ведущие балетм. М. Мурдмаа, Ю. Вилимаа, Э. Суве, в творчестве к-рых нац. традиции своеобразно сочетаются со школой классич. танца. Созданы новые балеты, напр. " Иоанна тентата" Тамберга (1971, " Эстония") и др. Среди ведущих артистов балета - Т. Рандвийр, А. Лейс, Ю. Лехисте, Е. А. Позняк, Т. Сооне, Э. Керге, Ю. Ласе, Т. Хярм, В. И. Маймусов, Я. Гаранцис, Э. Эркина, И. Арро, С. Краниг; педагогов-репетиторов - А. Экстон, X. Пуур, Л. Леэтмаа. В Э. ставили балетмейстеры из др. республик - Б. А. Фенстер, В. П. Бурмейстер, В. Гривицкас и др. С 1946 работает Таллинское хореографич. уч-ще. Материалы о балете печатаются в еженедельнике " Сирп я вазар" (" Серп и молот"), в сб. " Театральные заметки". Лит.: Тог mis L., Eesti balletist, Tallinn, 1967; Toopunalipu ordeniga autasustatud Eesti NSV Riiklik Akadeemiline Ooperi - ja Balletiteater " Estonia" (1906 - 1966), Tallinn, 1969; " Vanemuine" tana ja eile, Tartu, 1970.

Л. Тормис.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.