Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX. Кино 1 страница






Первые киносъёмки на терр. Э. были осуществлены франц. фирмами " Пате" и " Гомон", снятый материал включался в киножурналы этих фирм (1908-14). Первым снимал хронику в Тарту в 1912- 1914 фотограф И. Пяэзуке. В 1914 он же поставил первый эстонский художественный фильм " Охота на медведя в Пярнумаа". После установления буржуазной республики в 1919 в Э. стали возникать мелкие кинофирмы, из к-рых выделялась " Эстония-фильм" (1920-32, операторы - братья И. и П. Парикас и К. и Т. Мярска), выпускавшая киножурналы, документ, и короткометражные игровые ленты. Лучшие среди картин 20-х гг.: " Тени прошлого" (1924), " Румму Юри" (1929, реж. И. Лооп и Б. Яаникоск), " Невесты-калеки" (1929, реж. К. Мярска, по рассказу Э. Вильде). В 1930 был создан первый эст. звуковой фильм " Золотой паук" (реж. К. Мярска). В 30-е гг. кинопроизводство было сосредоточено в студии " Ээсти култуур-фильм", к-рая выпускала хронику, документ, и видовые фильмы.

После восстановления Сов. власти в Э. (1940) " Ээсти култуурфильм" был национализирован, а в 1941 преобразован в Эстонскую студию кинохроники. Начавшееся преобразование студии было прервано Великой Отечеств, войной. С 1944 Эстонская студия кинохроники, продолжавшая работу как Таллинская киностудия, выпускала хронику (с 1944 стал выходить журнал ч Сов. Эстония"), осуществляла дубляж фильмов на эст. язык. Первые художеств, картины с участием эст. актёров были поставлены совм. с " Ленфильмом": чЖизнь в цитадели" (1948, по пьесе А. Якобсона), " Свет в Коорди" (1951, по Г. Леберехту), " Счастье Андруса" (1955, по Леберехту, реж. всех трёх фильмов Г. Раппапорт). С 1955 Таллинская студия (с 1963 - " Таллинфильм") начала регулярный выпуск художеств, картин. В 1961 создан панорамный художеств, фильм " Опасные повороты" (реж. Ю. Кун и К. Кийск).

В 60-х - нач. 70-х гг. в кино добились успеха: Ю. Мюйр (чПарни одной деревни", 1962), Л. Лайус (чС вечера до утра", 1963), Кийск (" Ледоход", 1963; " Оглянись в пути", 1964), В. Кяспер (" Де-вушка в чёрном", 1968), К. Комиссаров (" Заблудшие", 1970), В. Аруоя и Я. Тооминг (" Цветные сны", 1974) и др. Важное место в творчестве студии занимают экранизации произв. эст. лит-ры: ч Новый нечистый из преисподней" (1965, реж. Г. Кроманов и Мюйр), " Молочник из Мяэкюла" (1965, реж. Лайус), " Что случилось с Андресом Лапетеусом? " (1967, реж. Кроманов), " Весна" (1969, реж. А. Крууземент), " Индрек" (1975, реж. М. Микивер). Кинематографич. мастерством отмечены также фильмы: политич. памфлет " Безумие" (1968) и поев. эст. коммунистам-подпольщикам 20-х гг. фильм " Цену смерти спроси у мёртвых" (1978) - оба Кийска, романтико-иронич. " Последняя реликвия" Кроманова (1969), психологич. драма " Родник в лесу" Лайус (1973).

Возникновение эст. кукольной мультипликации, занимающей значит, место в эст. киноискусстве, связано с именем реж. Э. Туганова, поставившего в 1958 первый кукольный фильм " Сон маленького Пеэтера". Он же создал фильмы " Осёл, селёдка и метла" (1969), " Кровавый Джон" (1974) и др. Дебютировавший в 1963 реж. X. Парс вывел действующих лиц своих фильмов - кукол - на натуру (напр., в серии фильмов о приключениях оператора Кыпса). В 1972 под рук. реж. Р. Раамата были выпущены первые эст. рисованные фильмы; особенностью этого вида стало использование средств совр. изобразит, иск-ва.

Наибольших успехов в документ, кино 60-70-х гг. достигли С. Школьников (" Там, где жил Хемингуэй", 1964; чЯ готов, я иду", 1967), Ю. Тамбек (" Эдуард Вийральт", 1968; " Эльдорадо", 1971), П. Пуке (" А. X. Таммсааре", 1-3 ч 1971-74; " Юхан Лийв", 1975), А. Сёэт (" 511 лучших фотографий с Марса", 1968; ч Белая земля Эндерби", 1969, совм. с М. Каск), В. Андерсон (" Виллу", 1970; " Прядильщицы", 1976).

В жанре науч. кино наиболее интересны работы Л. Мери (" За северным ветром", 1970; " Ветры Млечного пути", 1977) и Р. Марана (" Хвойное городище", 1971). Среди лент студии " Эстонский телефильм" (осн. в 1965): " Женщина с острова Кихну" (1974, реж. М. Соосаар), " Дирижёры" (1975, реж. А. Сёэт), " Навеки Ваш" (1976, реж. М. Пыльдроос), чВ тиши болот" (1976, реж. Р. Маран), ч Земные радости " (1977, реж. М.Соосаар). Работает также бюро " Эстонский реклам-фильм" (с 1967).

Союз кинематографистов Э. осн. в 1962 (Оргбюро в 1958). В 1977 насчитывалось 605 киноустановок.

В Таллине проводятся кинофестивали, недели союзных республик, социалистич. и капиталистич. стран.

В эст. художеств, кино работают режиссёры: В. Аруоя, К. Кийск, Г. Кроманов, А. Крууземент, В. Кяспер, Л. Лайус, Ю. Мюйр, Я. Тооминг и др.; операторы: Ю. Гаршнек, М. Дороватовский, А. Ихо, X. Рехе, Ю- Силларт и др.; актёры: Э. Киви, Э. Кулль, X. Мандри, Л. Мерзин, М. Микивер, Л. Ульфсак, А. и О. Эскола, Ю. Ярвет и др.

Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр. 272-273).

Лит.: Козенкраниус И., Т о бр о В., Киноискусство Советской Эстонии, М., 1966; Kosenkranius I., Film ja aeg, Tallinn, 1974. Я. Руцс.

ЭСТОНСКАЯ ТЕМНОГОЛОВАЯ ПОРОДА овец, порода полутонкорунных овец мясо-шёрстного направления продуктивности. Выведена в Эстонии в 1930-60 скрещиванием местных грубошёрстных овец с баранами англ, короткошёрстных пород, гл. обр. со шропширами. Бараны весят 70-90 кг, матки 40-85 кг. Шерсть в основном 56-60-го качества, дл. 7- 8 см; однородная, белая, кроющий волос на голове тёмный. Настриг шерсти с баранов 3, 6 кг, с маток 3, 2 кг. Выход мытой шерсти ок. 60%. Плодовитость 120- 137 ягнят на 100 маток. Разводят породу в Эст. ССР и нек-рых р-нах РСФСР.

Лит.: Овцеводство, под ред, Г. Р. Литовченко и П. А. Есаулова, т. 1, М., 1972. ЭСТОНСКАЯ ЧЕРНО-ПЁСТРАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота, порода молочного направления продуктивности. Выведена в Эстонии в кон. 19 - нач. 20 вв. скрещиванием местного скота с голландским черно-пёстрым. Быки весят 900-1000 кг, коровы 550-600 кг. Удои 3800-4500 кг молока в год, рекордный - 10 321 кг. Жирность молока 3, 8-3, 9%. Мясные качества удовлетворительные. Бычки, выращиваемые на мясо, в возрасте 18 мес. весят 420- 450 кг. Убойный выход 56-57 %. Районирована порода в сев. и зап. р-нах Эст. ССР. Плем. скот вывозился во мн. обл. РСФСР, БССР, УССР, Казах. ССР для улучшения местного черно-пёстрого скота.

Лит.: Скотоводство. Крупный рогатый скот, т. 1, М., 1961; К u 11 i V., Р и n g A., Vaher L.. Eesti mustakirju veisetoug, Tallinn, 1965.

ЭСТОНСКИЙ ТАЛЛИНСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР драмы им. В. Кингисеппа. Основан в 1916. Инициаторы создания - актёры театра " Ванемуйне" А. и О. Теэтсов, А. Маркус, А. Сунне, Э. Тюрк и др. Как драматич. театр с 1918 работал под различными назв. С 1949 Таллинский драматич. театр, в 1952 ему присвоено имя В. Кингисеппа, в 1957 - звание академического. Среди спектаклей: " Антоний и Клеопатра" Шекспира (1955), " Совесть" Раннета (1956), " Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта (1958), " Банкрот" Таммсааре (1964), " Вдова полковника" Смуула (1966), " Розовый сад" Ветемаа, " Протокол одного заседания" Гельмана (оба в 1976) и др. В труппе театра (1977): нар. арт. СССР А. Тальви, К. Карм, Ю. Ярвет, нар. арт. Эст. ССР Э. Коппель, Э. Лийгер,

В. Отсус, С. Реэк, И. Эвер, засл. арт. Эст. ССР Т. Аав, А. Иыги, М. Клоорен, А. Орав, А. Меринг, М. Сёэт и др. Гл. режиссёр (с 1976)-засл. арт. Эст. ССР М. Микивер. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966). К. Хаан.

ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР " ВАНЕМУЙНЕ" (по имени бога песни в эст. мифологии) академический Эст. ССР, старейший эст. театр. Создан в 1870 в Тарту по инициативе эст. поэтессы и драматурга Л. Койдулы. Объединяет все жанры сценического искусства - оперу, драму, оперетту, балет. В 1878 - 1903 театр возглавлял дирижёр и режиссёр А. Вийра, в 1906-14 - К. Меннинг (при нём была сформирована проф. труппа). В 1935 создана балетная труппа. С 1940 театр возглавляет К. Ирд, под его руководством осуществлены мн. значит, постановки. В 1966 театру присвоено звание академического. Большое внимание уделяется произв. совр. эст. авторов. Среди лучших пост.: драматич. спектакли-" Любовь Яровая" Тренёва (1957), " Кориолан" Шекспира (1964), " Дикий капитан" Смуула (1965), " Салемские колдуньи" Миллера (1969), " Трагедия человека" Мадача (1971), " Деревенские песни" Вайгура (1972), " Новый Нечистый на Пекла" Таммсааре (1976); оперы -" Б_")ег бурь" Эрнесакса (1949), чТак поступ.-от все" Моцарта (1959), " Орфей и Евридика" Глюка (I960), " Катерина Измайлова" Шостаковича (1966), " Королю холодно" Оякяэра (1967), " Джонни из Гвианы" Буша (1969), " Игрок" Прокофьева (1970), " Миндия" Тактакишвили (1973); оперетты -" Вольный ветер" Дунаевского (1948), " Трембита" Милютина (1953), " Румму Юри" Арро и Нормета (1954), " Только мечта" Кырвера (1955), " Энрико 100" Рашеля (1972); балеты - " Калевипоэг" Э. Каппа (1950), " Медный всадник" Глиэра (1952), " Тийна" Аустер (1958), " Кратть" (" Домовой") Тубина (1961), " Паганини" на музыку Рахманинова (1963), " Морская дева" Пыльдмяэ (1974). В труппе театра (1978): драматич. актёры и певцы: нар. арт. Эст. ССР Э. Ани, X. Пеэп, X. Эльвисте, засл. арт. Эст. ССР Р. Адлас, Э. Кивило, М. Койду, И. Кууск, Р. Лоо, Б. Миккаль, Э. Тамуль, Я. Тооминг, Э. Хермакюла, Л. Ээльмяэ, засл. деят. иск-в Эст. ССР Э. Херманн; солисты балета - засл. арт. Эст. ССР Е. Позняк, А. Удовенко; гл. режиссёр - нар. арт. СССР К. Ирд, гл. дирижёр - засл. деят. иск-в Эст. ССР Э. Кылар, гл. балетмейстер - засл. арт. Эст. ССР Ю. Вилимаа, гл. художник - засл. художник Эст. ССР М. Сярэ. В 1967 построено новое театр, здание, в к-ром в 1970 открыт концертный зал.

Театр гастролировал за рубежом (ГДР, Финляндия, Венгрия). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1956).

Лит.: Гос. оодена Трудового Красного Знамени театр чВанемуйне" Эстонской ССР, Тарту, 1957; " Vanemuine" tana ja eile, Tartu, 1970; " Vanemuine". 1870 - 1970, Tallinn, 1970. Э. Кампус.

ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА академический Эст. ССР, " Э стони я". Осн. в Таллине в 1906 на базе любительского драматич. кружка при певч. об-ве " Эстония" (создано в 1865). Ставились муз. и драматич. спектакли. В 1949 драматич. труппа отделилась и театр получил совр. назв., с 1950 академический. В 1928 была поставлена первая эст. нац. опера " Викерцы" (" Викинги") Аава, в 1944 - первый нац. балет " Кратть" (" Домовой") Тубина; в 40-е гг. ставились первые сов. эст. муз.-сценич. произведения: опера " Огни мщения" (1945) и балет " Калевипоэг" (" Сын Калева"; 1948) Э. Каппа, оперетта " Румму Юри" Арро и Нормета (1955). Среди лучших постановок театра: оперы - " Тихий Дон" Дзержинского (1939), " Берег бурь" Эрнесакса (1949), " Евгений Онегин" Чайковского (1949), " Волшебная флейта" Моцарта (1964), " Железный дом" Тамберга (1965), " Кола Брюньон" Кабалевского (1970), " Травиата" Верди (1974); балеты-" Лебединое озеро" Чайковского (1954), " Тийна" Аустер (1955), " Иоанна тентата" Тамберга (1971), " Блудный сын" Прокофьева (1973). В театре в разное время работали: певцы - И. Аав-Лоо, В. Гурьев, О. Лунд, Э. Маазик, Г. Отс, К. Отс, О. Раукас, М. Тарас, Б. Ханзен; солисты балета - Б. Блинов, А. Койт, X. Пуур и др.; дирижёры -Р. Кулль, Н. Ярви; режиссёры - А. Винер, П. Мяги, П. Пинна, Э. Уули; балетмейстеры - Р. Ольбрей, А. Экстон. В труппе театра (1978): певцы - нар. арт. СССР Т. Куузик, нар. арт. Эст. ССР М. Войтес, А. Кааль, X. Крумм, Т. Майсте, У. Таутс; солисты балета - нар. арт. СССР Т. Рандвийр, нар. арт. Эст. ССР Т. Хярм; гл. дирижёр - нар. арт. Эст. ССР Э. Клас, дирижёр - нар. арт. Эст. ССР К. Раудсепп; гл. режиссёр - А. Микк, режиссёр - нар. арт. Эст. ССР У. Вяльяотс; гл. балетмейстер - засл. деят. иск-в Эст. ССР М. Мурдмаа; гл. хормейстер - нар. арт. Эст. ССР У. Ярвела; гл. художник - нар. арт. Эст. ССР Л. Рооза. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1956).

Лит.: Вайтмаа М. [сост.], Театр " Эстония", Тал., 1974; П а а л м а В. [сост.], Театр " Эстония", Тал., 1978; " Estonia", teater, Tallinn, 1969. М. Вайтмаа.

ЭСТОНСКИЙ ЯЗЫК, язык эстонцев, живущих в Эст. ССР, Ленингр., Псковской, Омской и др. обл. РСФСР, Латв. ССР, Укр. ССР, Абх. АССР, а также в Швеции, США и Канаде. Общее число говорящих в СССР 1007, 4 тыс. чел. (1970, перепись). Относится к прибалт, -фин. группе финно-угорских (угро-финских) языков. Включает 3 осн. диалекта - сев.-вост. прибрежный, сев.-эст. и юж.-эст. С 16 в. существовали два литературных языка на основе сев.-эст. и юле.-эст. диалектов. Э. я. был унифицирован в 1-й пол. 20 в. В Э. я. 9 гласных и 15 согласных звуков, обилие дифтонгов. Характерны три ступени долготы у гласных и согласных. Главное ударение падает на первый слог слова. По морфологической структуре Э. я. - флективно-агглютинативный. Имена изменяются по числам и падежам, грамматический род отсутствует. Глагсл имеет спрягаемые и неспрягаемые формы. Синтаксич. связи слов выражаются гл. обр. грамматич. формами отд. слов и служебными словами. Кол-во предлогов невелико, развиты послелоги. Порядок слов в предложении относительно свободный. Лексика Э. я. включает древние финно-угорские, прибалт.-фин. и собственно эст. слова, а также мн. древних балт., герм, и слав, заимствований (более поздние заимствования - из нем., рус. и др. языков). Письменность на ослове лат. алфавита.

Лит.: К а с к А. X., Эстонский язык, п кн.: Языки народов СССР, т. 3, М., 1966 (лит.); Основы финно-угорского языкознания. Ртшбалтийско-финские, саамский и мордовские языки, М., 1975; Ariste P., Eestikeele foneetika, 2 triikk, Tartu, 1966; Т a m m J., Eesti-vene sonaraamat, Tallinn, 1961.

P. А. Агеева.

ЭСТОНЦЫ, нация, осн. население Эст. ССР. Общая числ. в СССР 1007, 4 тыс. чел. (1970, перепись), в т. ч. в Эстонии 925, 2 тыс. чел. Э. живут также в РСФСР (Ленинград, Ленингр., Псковская, Омская обл. и др.), в Латв. ССР, Укр. ССР, Абх. АССР. Более 100 тыс. Э. живут за рубежом (гл. обр. в США, Швеции, Канаде). Говорят на эстонском языке. Предки Э.- финноязычные племена появились на терр. Эстонии, вероятно, уже в 3-м тыс. до н. э. В течение последующих тысячелетий в их состав влились отд. балт., частично сев.-герм, (сканд.), а с кон. 1-го тыс. н. э. вост.-слав, элементы, что нашло заметное отражение в языке, антропологич. типе и материальной культуре Э. В нач. 2-го тыс. н. э. древние плем. группировки Э. постепенно заменились территориальными. Примерно тогда же начала формироваться эстонская народность. Видимо, в это время среди Э. укоренилось самоназв. maarahvas - " народ (нашей) земли", в то время как в рус. летописях они наз. вместе с др. прибалт.-фин. племенами чудью, а в зап, -европ. источниках - эстами. Связанное с последним назв. eestlased-" эстонцы" с 17 в. постепенно заменило старое самоназвание. Формирование эст. народности ускорилось в нач. 13 в. в ходе борьбы против нем. захватчиков. В результате покорения страны нем. феодалами социально-экономич. развитие затормозилось, и вплоть до 19 в. Э., преобладающую часть к-рых составляли крестьяне, находились в бесправном положении. В феод, эпоху в эст. крест, культуре сохранялось много древних самобытных черт, резко отличавших её от культуры прибалт.-нем. правящей верхушки. В 13 в. Э. были обращены в католичество, к-рое в период Реформации в 16 в. сменилось лютеранством. В 1710, в ходе Сев. войны, Эстония была присоединена к России. В сер. 19 в. ок. 10-12% сел. населения перешло в православие; небольшая группа Э., т. н. сету (на Ю.-В. Эстонии и терр. совр. Псковской обл.), исповедовала православие издавна. Гл. занятиями Э. вплоть до 20 в. были земледелие и животноводство, а на побережье и рыболовство. Традиц. сел. жилищем была жилая рига, в к-рой гл. жилое помещение (рэхэтуба) служило и снопосушилкой. Начиная с сер,! 9 в. жилая рига постепенно заменялась жилищем, близким к гор. типу; мн, элементы нар. культуры стали вытесняться новыми, общеевроп. характера. Во 2-й пол. 19 в. в связи с развитием капитализма формируются эст. пролетариат и буржуазия, складывается эст. бурж. нация.

В кон. октября - нач. ноября 1917 в Эстонии была установлена Сов. власть, просуществовавшая 3, 5 месяца до нем. оккупации. В ноябре 1918 была создана Сов. республика. В результате Гражд. войны и поражения эст. пролетариата в 1919 Эстония стала буржуазной республикой. Новый этап для Э. наступил после восстановления Сов. власти в 1940. В ходе социалистич. строительства, в тесном политич., экономич. и культурном сотрудничестве с др. народами СССР эст. нация преобразовалась в социалистическую. В эст. социалистич. культуре, достигшей замечат. успехов, сохраняются и творчески развиваются мн. пар. традиции: нар. одежда, используемая в качестве праздничного костюма, особенно на певч. праздниках, нар. танцы, песни и т. д. Об истории, экономике и культуре Э. см. в ст. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Лит.: Вопросы этнической истории эстонского народа, Тал., 1956; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964 (лит.); История Эстонской ССР, т. 1 - 2, Тал., 1961 - 66; Eesti noukogude etnograafia bibliograafia, [t. 1 - 2]. 1945 - 1970, Tallinn, 1967 - 74; Abriss der estnischen Volkskunde, Tallinn, 1964; Etnograafiamuuseumi Aastaraamat, [t.] 16 - 29, Tallinn, 1959 - 76.

А. О. Buupec.

ЭСТРАГОН, тархун (Artemisia dracunculus), многолетнее растение рода полынь сем. сложноцветных. Стебель травянистый, вые. 60-125 см. Листья ланцетно-лннейные. Цветки белые, собраны в округлые корзинки. Происходит из Монголии и Юж. Сибири. Распространён в Малой и Ср. Азии, Монголии, Сев. Китае, Сев. Америке. Культивируют в Иране, Индии, США, Бразилии, Шри-Ланке, Великобритании, ФРГ, Венгрии, Болгарии; в СССР - в Закавказье. В пищу используют ароматные листья для салатов, в качестве специи или приправ к различным блюдам, а также при засолке овощей. Для возделывания Э. пригодны плодородные почвы. Рассаду высаживают в открытый грунт (на расстоянии ок. 25 см). На Ю. хорошо перезимовывает в открытом грунте, в сев. р-нах его укрывают перегноем. На одном участке Э. можно выращивать 10-15 лет.

Лит.: Капелев И. Г., Машанов В. И., Пряноароматические растения, Симферополь, 1973.

ЭСТРАДА, вид сценич. искусства. Соединяет в представлении (концерте) разнообразные жанры в номерах, являющихся отдельными законченными выступлениями одного или неск. артистов. Для Э. характерно прямое обращение артистов к зрит, залу, часто от собственного лица. В тех случаях, когда артист трансформируется, он делает это гл. обр. тут же на эстраде, в нек-рых случаях используя парики, детали костюма и др. Эстрадному исполнителю присущи обнажённость чувств, открытость мастерства. Учитывая краткость выступления, артисты Э. широко применяют средства молниеносного воздействия на зал, приёмы гротеска, буффонады. Они, как правило, отказываются от глубокой психологич. разработки образа, стремятся создать определённую маску. В иск-ве Э. преобладают элементы юмора, сатиры и публицистики. Оно преим. строится на совр., более того, злободневном материале, использует свои специфич. жанры: куплет, романс, монолог, мини-пьесу, акробатич. тагец, манипуляцию и др.

Истоки Э.- в выступлениях бродячих артистов (скоморохов, жонглёров, шпильманов и др.) гл. обр. на нар. гуляньях, а с сер. 18 в. и в балаганах. Среди них выделялись деды-раёшники, зазывавшие публику с балкона, выстроенного над входом'в балаган. Ярмарочные зазывалы для привлечения посетителей исполняли сатирические монологи и шутки, акробатические трюки. В балаганах выступали звукоподражатели, акробаты, фокусники, трансформаторы, а со 2-й пол. 19 в. также рассказчики, куплетисты, исполнители фарсовых сценок.

Другим источником Э. стали дивертисменты - концерты после основного оперно-балетного или драматич. спектакля, в к-рых исполнялись арии из опер, отрывки из балетов, нар. песни и танцы. С сер. 19 в. в дивертисментах участвовали музыканты-солисты, рассказчики, исполнители куплетов, позже арий и дуэтов из оперетт.

Иск-во Э. развивалось и в мюзик-холлах, к-рые выросли из нар. таверн (особенно распространённых в Англии). Для привлечения посетителей туда приглашались оркестры, хоры, артисты. Исполнялись злободневные куплеты, бытовые танцы, песни улицы. Первые мюзик-холлы были созданы в Лондоне в сер. 19 в. В кабаре-кафе, где собирались артисты, художники и др., на импровизированной эстраде выступали поэты, актёры. Здесь впервые появился конферансье. Из кабаре, организованного артистами МХТ, вырос, напр., один из первых в России театров миниатюр -" Летучая мышь" (1908).

В нач. 20 в. иск-во Э. обогатилось за счёт джазовой музыки (см. Джаз). Выдвинулся ряд муз. коллективов: джазоркестры под рук. Б. Гудмена, Л. Армстронга, Дюка Эллингтона (США). Позже распространились вокально-инструмент. ансамбли, соединяющие нар. песни с совр. ритмами. Популярность завоевала публицистич., антибурж., прежде всего антимилитаристская, песня: Э. Буш (Германия, позже ГДР), П. Робсон, Д. Рид

(США) и др. Получили известность эстрадные певцы: Ж. Беккер, Э. Пиаф, М. Шевалье, Ж. Брель (Франция), X. Белафонте, Э. Фицджералд и др. (США), Л. Сигеру, Р. Лоретти (Италия); эксцентрики Грок, Димитрий (Швейцария); пантомимист М. Марсо (Франция). В эстрадном танце стали использоваться совр. ритмы, акробатич. трюки, достижения бытового танца. Утвердились новые формы эстрадной хореографии: степ, салонно-бытовой и акробатич. групповой ритмический танец " гёрлс". Особое место заняли представления " Балета на.льду". В рабочих и студенч. эстрадных театрах и коллективах, руководимых прогрессивными орг-циями, получили распространение сатирич. произв. различных жанров, направленные против бурж. образа жизни.

С первых дней Сов. власти в России передовые артисты отдавали своё иск-во победившему народу, они выступали на фронтах Гражд. войны 1918-20, в рабочих клубах, в деревнях. На эстрадных подмостках звучали публицистич. злободневные монологи, куплеты, сатирич. сцены, выдающиеся произв. классики и сов. писателей.

В 1919 был создан Театр революц. сатиры (Теревсат) в Витебске, в 1920 - в Москве, Петрограде, Томске, Баку, Киеве и др. городах. Теревсаты, объединившие артистов разных жанров, ставили совр. революц. произведения. Эта традиция была продолжена " Синей блузой". Открытые в различные годы театры миниатюр (Ленинградский под рук. А. И. Райкина, Московский, Саратовский " Микро" и др.) постоянно обращались и обращаются к совр. произведениям. Идейность, политич. устремлённость утверждались в борьбе с бурж. идеологией, пошлостью, низкопробным иск-вом- наследием дореволюц. прошлого. Свой путь сов. Э. нашла в сближении с революц. действительностью, в овладении коммунистич. партийностью. Ныне Э. в СССР стала одним из самых массовых иск-в.

Большое распространение на Э. получила песня - рус. и др. народов СССР, бытовая, публицистич. и лирическая, исполняемая ансамблями и отд. певцами. Не менее популярны танцы - народные, бытовые, акробатич., эксцентрич. и др. Широко представлены эстрадные оркестры, вокально-инструмент. ансамбли, музыканты-солисты. Ведущее место занимают артисты, обращающиеся к злободневному публицистич. и сатирич. репертуару, - конферансье, исполнители куплетов, фельетонов, юмористич. рассказов, кукольных представлений. Всенародное признание получили: певцы - Л. А. Русланова, К. И. Шульженко, Л. Г. Зыкина, М. И. Бернес, М. М. Магомаев; артисты сатирич. жанров - В. Я. Хенкин, Н. П. Смирнов-Сокольский, А. И. Райкин, Л. Б. Миров и М. В. Новицкий, М. В. Миронова и А. С. Менакер, Ю. Т. Тимошенко и Е. И. Березин, Гос. эстрадный оркестр под рук. Л. О. Утёсова и мн. др. В Москве и Ленинграде имеются стационарные эстрадные театры. Мюзикхоллы работают в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте. Имеются Московский, Ленинградский и Украинский балеты на льду (см. раздел Эстрада в ст. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и в 24-м томе, книга II - " СССР").

Значит, развитие получила Э. и в др. социалистич. странах. В столице ГДР Берлине работают самый большой в Европе эстрадный театр " Фридрихштадт-паласт", театр сатирических миниатюр " Дистль"; в Чехословакии - театр" Панто-мима на Забрадли" во главе с Л. Фиалкой, театр-аттракцион " Латерна магика"; неск. театров миниатюр имеется в Польше. Много талантливых эстрадных артистов различных жанров работают в Венгрии, Болгарии, Румынии, Монголии, Югославии. Ю. А. Дмитриев.

ЭСТРАДИОЛ, C18H24O2, жен. половой гормон из группы эстрогенов. Бесцветные кристаллы, tпл 176-178 °С, плохо растворимы в воде, лучше в органич. растворителях. Оптически активен ([a]D + 81°). Впервые выделен в 1935 из фолликулярной жидкости яичников свиньи амер. биохимиком Э. Дойзи. Обладает наивысшей физиол. активностыо по сравнению с др. эстрогенами, действует непродолжительно из-за быстрой инактивации в организме. Этерификацией Э. различными органическими к-тами получают более долгодействующие лекарств, препараты (эстрадиол-ди-пропионат, эстрадиол-бензоат). О физиол. действии Э. см. в ст. Эстрогены.
[ris]

ЭСТРАДИОЛ-ДИПРОПИОНАТ, э страд иол-проп и она т, лекарств, средство из группы гормональных препаратов. Как и др. препараты, обладающие эстрогенной активностью, Э.-д. применяют при недостаточной функции яичников, аменорее, климактерич. расстройствах и др. Назначают внутримышечно в виде 0, 1%-ного раствора в масле.

ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ, вид сценич. танца, небольшая танц. сценка (танц. миниатюра), чаще развлекательного характера. Построена на лаконичных средствах хореографич. выразительности. Истоки Э. т.- в нар. творчестве, ранние его формы бытовали в России в выступлениях плясунов в рус. и цыганских хорах, на нар. гуляньях (с сер. 19 в.). В нач. 20 в. на эстраде появился сценич. жанр танц. лубка в выступлениях сатириков-куплетистов и танцовщиков, от к-рого началась традиция комедийного номера на фольклорной основе (сохраняется и в совр. Э. т.). Перед 1-й мировой войной 1914-18 на эстраде были популярны " салонные" и " декадентские" танцы, основанные на модных в то время бальных танцах (танго, кэк-уок и др.), усложнённые элементами акробатич. поддержек.

Сов. танц. эстрада унаследовала опыт дореволюц. иск-ва, но репертуар требовал обновления. С нач. 20-х гг. появились новые разновидности Э. т., в т. ч. сюжетная танц. миниатюра. Эти танцы отличались энергич. ритмами и такой же пластикой. Лучшие номера характеризовались драматургич. завершённостью, идейностью, доходчивостью выразит, средств. Ставились спектакли-обозрения с танц. сценками, построенными на основе бытовой пластики, решённой эксцентрично. В процессе развития Э. т. оказал значит, влияние на всё сов. хореографич. иск-во. Совр. Э. т. характеризуется созданием больших концертных программ, он многонационален по своему составу и органично входит в культуру народов Сов. Союза.

Лит.: Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Русская советская эстрада. 1917 - 1929. Очерки истории, М., 1976. Н. Е. Шереметьевская.

ЭСТРАДЫ ДОКТРИНА, политическая доктрина, провозглашённая в 1930 мин. иностр. дел Мексики X. Эстрадой (J. Est-rada) по вопросу о признании новых правительств. В противоположность Тобапа доктрине, по Э. д., новое правительс во, даже если оно пришло к власти неконституционным путём, не нуждается в спец. акте признания со стороны иностр. гос-в. Эстрада осудил злоупотребления правом признания и вмешательство во внутр. дела наций.

Э. д., направленная прежде всего против вмешательства США во внутр. дела Мексики и др. латиноамер. гос-в, имела прогрессивное значение.

ЭСТРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (от новолат. oestrus - течка), совокупность регулярно повторяющихся изменений половой системы у самок млекопитающих. Циклич. функция яичников, связанная с прогсходящими в них ритмич. процессами (развитие фолликулов, овуляция и образование жёлтого тела), гормональным путём определяет синхронные характерные изменения во всём организме самки, и особенно в половом аппарате (яйцеводы, матка и влагалище). Каждой фазе Э. ц. соответствуют определённые изменения слизистой оболочки влагалища и клеточного состава влагалищного содержимого. Длительность Э. ц. у крыс и мышей составляет 4-5 сут, у мор. свинок 16- 17, у коровы 21, у лошади 19-23 сут. Весь Э. ц. у грызунов условно разбивается на след, стадии: диэструс (стадия покоя, или межтечки); п р о э с тр у с (стадия подготовки к течке, или предтечки); э с т р у с (течка); м е тэ с т р у с (стадия послетечки). В стадии диэструса, составляющей около половины всей продолжительности Э. ц., в мазке преобладают слизь и лейкоциты. В стадии проэструса, продолжающейся ок. 12 ч, мазок состоит почти из одних эпителиальных клеток, слущенных со стенок влагалища. В стадии эструса (длительность ок. 27 ч) в мазке одни чешуйки - безъядерные, ороговевшие клетки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.