Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Архитектура и изобразительное искусство. Архитектура. Древнейшие сооружения (pustkoda) на терр






Архитектура. Древнейшие сооружения (" pustkoda") на терр. Э. относятся к 3-му и 2-му тыс. до н. э. В 1-м тыс. до н. э. появились укреплённые поселения - горс-дища (Асва, Иру, Ридала) и наземные захоронения (" каменные ящики"), а в нач. 1-го тыс. н. э. деревни (в качестве жилища служил сруб). Во 2-й пол. 1-го тыс. сложилась густая сеть городищ, обнесённых рвом, валом и дерев, бревенчатой изгородью. В 11-12 вв. построены обширные городища (Вальяла, Варбола) и первые поселения гор. типа (Таллин, Тарту, Отепя). Из " каменных ящиков" развились могильники с кам. ограждениями.

В 1-й четв. 13 в. вторжение немцев и датчан, создавших мощную сеть крепостей, привело к резкому перелому в развитии архитектуры. Строит, мастера- выходцы из Германии и Скандинавии принесли с собой новые стройматериалы (кирпич, известь, стекло) и методы конструкции, присущие романскому стилю (арка, свод, кладка на известковом растворе). Гл. типом здания стали церкви, использовавшиеся и в оборонных целях. Позднероманские мотивы проявились в церкви в Вальяла (13 в.). С сер. 13 в. они сочетались с раннеготич. формами (стрельчатая арка, кубкообразная капитель). В 13-14 вв. сложились самостоятельные архитектурные школы. В Западной Э. н на островах преобладали однонефные церкви без башни, с высокими нервюрными сводами, узкими окнами, пластически акцентированными порталами и скульптурным убранством (Вальяла, Муху, Каарма на о. Сааремаа, Хаапсалу и др.)- В Центр. Э. господствовал тип трёхнефной зальной церкви с башней, безнервюрными ч купольными" сводами, круглыми столбами с резными капителями (в Амбла, 3-я четв. 13 в.; в Коэру, Тюри и др. - кон. 13 - 1-я пол.

14 вв.). В Юж. Э. преобладали кирпичные трёхнефные зальные церкви без башни, с ложными нишами щипцов, крестообразными в плане столбами, нервюрными сводами (в Ныо, кон. 13 в., в Пылве, кон. 15 в., и др.). Крупнейшая готич. постройка в Э.- оазиликальный собор Петра и Павла в Тарту (13- 15 вв.) с хором зального типа и двухбашенным фасадом. В 14 в. была возведена базиликальная церковь Яана в Тарту. Образцом позднеготического зодчества Сев. Э. стала архитектура Таллина. В 13-16 вв. в Таллине сооружались церкви: Домская, Пюхавайму, Олевисте, Нигулисте; готич. гражд. здания: ратуша (1404), гильдия Олевисте (15 в.) и Большая гильдия (15 в.), ансамбли монастырей: Катарийна (доминиканский монастырь св. Екатерины, 13-16 вв.), Михкли (св. Михаила, 13-16 вв.) и Пирита (св. Бригитты, 15-16 вв.), дома горожан с жилой комнатой высотой в 2 этажа (" diele") и главным фасадом, украшенным резным порталом с предпорожьем. В 14 в. таллинские мастера строили на всей терр. Сев. Э. (церкви Кейла и Козе в у. Харью, Люганузе и Йыхви в у. Виру). В 15 в. в Сев.-Зап. Э. преобладали одно-двухнефные церкви, на С.-В.- трёхнефные зальные церкви с башней (Хальяла, Виру-Яагупи, Вяйке-Маарья и др.). В период готики в Э. было построено более 50 каменных замков различных типов: нерегулярные, связанные с рельефом (Отепя, Лихула), жилые донжоны (Пайде, Пёйде, Вастселийна), регулярные кастеллы (Таллин, Хаапсалу, Пылтсамаа). С последней чет. верти 13 в. строились характерные для нем. ордена коиоентские дома (в 13- 14 вв. в Вильянди, Пярну, во 2-й пол. 14 в. в Таллине, Раквере, Нарве, Курессааре, в 15 в. в Пылтсамаа). С развитием огнестрельного оружия часть замков была превращена в обширные лагерные кастеллы (Пайде, Вастселийна, Хаапсалу). В сел. местности монастыри (Кяркна, Падизе), а также часть церквей(Вальяла, Кихельконна, Ныо, Лайузе, Йыхви, Марьямаа, Пюха и др.) имели крепостной характер. 6 городов были защищены кам. стенами и укреплёнными воротами (Таллин, Тарту, Нарва, Пярну, Вильянди, Хаапсалу).

В 1-й четв. 16 в. наряду с готикой появились ренессансные тенденции (гл. обр. в орнаментике и архит. декоре): важня (1554), дом братства Черноголовых (илл. см. т. 19, стр. 265), шпиль ратуши (арх. А. Графф, 1627) - в Таллине, жилые дома в Нарве.

Ок. 1640 в Э. проникает барокко: ратуша, 1668-71, арх. Г. Тейфель, в Нарве, Таллинские ворота в Пярну, 1690, и др. В облике городов важными композиц. акцентами стали бастионы (Таллин, Нарва, Тарту, Пярну). После присоединения к России в 18 в. архитектура Э. развивается в тесной взаимосвязи с русской. В Таллине были построены дворец и парк Кадриорг (1718-25, арх. Н. Микетти), здание губернского управления (1767-73, арх. И. Шульц); помещичьи усадебные дома (Палмсе, Сагади,

Хийу-Сууремыйза), перестроен в дворцовом духе замок Пылтсамаа (1772-74, интерьеры - И. М. Графф). В церк. зодчестве распространились зальный и крестово-купольный типы (церковь Елизаветы, 1744-47, арх. И. X. Гютербок, и православная церковь Екатерины, 1764- 1768, арх. П. Егоров, в Пярну).

В кон. 18 в. утвердился ранний классицизм, сохранивший отд. черты барокко: ратуша в Тарту, 1782-89, арх. Ю. Г. Б. Вальтер (илл. см. т. 25, стр. 281). В 19 в. под воздействием петерб. зодчества распространились " образцовые" проекты фасадов, в особенности для жилых и обществ, зданий в Тарту (гостиный двор, 1816-21, разрушен). Здесь же было построено здание ун-та (арх. И. В. Краузе, илл. см. т. 25, с. 282). В Сев. Э. в нач. 19 в. строились усадебные дома дворцового типа (Хыреда, Колга, Рийзипере) с пейзажными парками.

Во 2-й пол. 19 в. ив нач. 20 в. в городах сложились крупные пром. комплексы с рабочими посёлками (Кренгольмская мануфактура в Нарве и др.), в архитектуре жилых и обществ, зданий распространился эклектизм (церковь Каарли в Таллине, 1862-70, арх. Р. Бернхардт, О. Хиппиус, и др.).

С развитием стиля " лодерн" связано нац.-романтич. направление в архитектуре Э.: стр-во театр, зданий, клубов (Эст. студенческое об-во в Тарту, 1902, арх. Г. Хеллат), школ, доходных домов и особняков (жилой дом в Таллине на ул. Виру, 1913, арх. К. Бурман, А. Перна). В 1920-30-е гг. архитектура во многом определяется чертами функционализма (в стр-ве обществ, и жилых зданий - Э. Хаберманн, X. Йохансон, А. Маттеус, Э. Куузик, О. Сийнмаа, А. Соанс: в стр-ве сел. школ и хуторов - А. Вольберг, Э. Ныва).

В крест, хуторах сохранялся сложившийся в 11-12 вв. своеобразный тип дома " жилая рига" - сруб, объединявший жилую комнату (" rehetuba") и гумно (" rehealune"); приземистый монументальный удлинённый объём венчала высокая соломенная или камышовая крыша.

После восстановления Сов. власти в 1940 и изгнания фаш. оккупантов в 1944 начались разработка ген. планов, восстановление и дальнейшая быстро растущая застройка городов; крупные реставрац. работы проводились в Таллине, Нарве, Кингисеппе, началась целостная застройка г. Кохтла-Ярве.

С сер. 1950-х гг. утверждаются совр. принципы градостроительства (ген. план Таллина), ведётся массовое стр-во обществ, и жилых домов по типовым проектам с применением сборных конструкций, создаются крупные жилые комплексы с развитой сетью культурно-бытового обслуживания, в к-рых сочетаются свободная и регулярная планировка (Мустамяэ, с 1961, арх. В. Типпель, Т. Каллас и др., Вяйке-Ыйсмяэ, с 1972, арх. М. Порт, М. Меэлак, Ласнамяэ, с 1977, арх. М. Порт, М. Меэлак, В. Херкель и др. в Таллине, Анне в Тарту, Паала в Вильянди и др.). В 1970-е гг. формируется новый облик села, к-рый определяется рациональной планировкой жилой застройки из благоустроенных домов, сооружением обществ., а также крупных производств, зданий (пос. Винни, Саку, Куртна, арх. В. Херкель, Б. Миров, В. Пормейстер и др.). Начало новаторским принципам проектирования положил ансамбль Певческого поля в Таллине (1960, арх. А. Котли, X. Сепманн, X. Сепп, У. Тэльпус, инж. Э. Паальманн, акустик X. Орувез). В 1960-70-х гг. построен ряд обществ, зданий, отличающихся оригинальностью архит. решений и отделки (Таллинский политехнич. ин-т, 1962-69, арх. X. Сепманн, У. Тэльпус и др., со спорт, залом, 1975, Р. Карп; гостиница " Виру" в Таллине, 1972, арх. М. Порт, X. Сепманн, интерьеры В. Ази, В. Тамм и др.; театр " Ванемуйне" в Тарту, 1967, арх. А. Вольберг, П. Тарвас и др.; дом культуры в Хаапсалу, 1975, арх. А. Эйги; строится центр парусного спорта для Олимпийских игр 1980 в Пирите под Таллином, арх. X. и К. Лоовеэр, X. Сепманн, П. Янес и др.). Обществ, здания на селе отличаются богатой пластикой объёмно-пространств. композиции, сочетающейся с природным окружением (адм. здание птицеводческой станции в Куртна, 1966, здание совхозатехникума в Янеда, 1974, оба - арх. В. Пормейстер; межколхозные строит, конторы в Пярну, 1974, арх. Ю. Яама, инж. А. Ринго, и в Рапле, 1976, арх. Т. Рейн; адм. здание колхоза " Линда" Выру-ского р-на, 1972, арх. Т. Рейн; адм. здание рыболовецкого колхоза им. С. М. Кирова, 1974, арх. Р. Хансберг и др.).

Изобразительное искусство. Древнейшие памятники иск-ва на терр. Э. относятся к 3-2-му тыс. до н. э. (небольшие фигурки, глиняная посуда, украшенная орнаментом гребенчатая керамика, изделия из кости). В 1-м тыс. до н. э. широко распространились металлич. украшения: в качестве элементов орнамента встречаются круг, треугольник, крест, полумесяц и др., новыми типами украшений были подковообразные фибулы, нагрудные цепи.

К 1-й пол. 13 в. относится позднероманский растит, декор капителей в церкви замка Хаапсалу, купели в Вальяле, к сер. 13 в.- готич. мотивы декора в орденском замке Вильянди, хоре Домской церкви в Таллине, церквах Карья и Пёйде. Особое место в готич. скульптуре Э. занимает богатый декор церкви Яана (14 в.) в Тарту (крупные терракотовые фигуры псевдотрифория, зап. стены интерьера, триумфальной арки, фризы с изображением человеческих голов), связанный с архит. композицией церкви и созданный под отдалённым влиянием франц. высокой готики.

Позднеготич. кам. резьба характерна в основном для Таллина (рельефы портала церкви монастыря Катарийна, кон. 14 в., капители дома Большой гильдии, 1410). Дерев, скульптура связана в основном с работами мастеров из Любека и Нидерландов: Мадонна из Каармы (ок. 1280), гл. алтарь церкви Нигулисте (скульптура И. Стенрат, живопись X. Роде, 1481), гл. алтарь церкви Пюхавайму (Б. Нотке, 1483), боковые стенки скамьи магистрата в Таллинской ратуше (ок. 1370) и др. Развивается ювелирное иск-во (X. Риссенберг Старший, 15 в.), литейное дело.

В скульптуре 16-17 вв. преобладала мемориальная пластика: надгробие Понтуса де ла Гарди в Домской церкви в Таллине (1589-95, скульптор А. Пассер). В 16-18 вв. резьба по дереву и дерев, скульптура (в основном создававшаяся местными мастерами) нашли применение в мебели, алтарях, кафедрах (мастера - Кр. Аккерман, Б. Гейстман, И. Зарудный, Э. Тиле, Л. Хейссман, Т. Хейнце в Таллине и Б. Рашки на о. Сааремаа); важнейшие анонимные произведения: кафедры церкви Ранну (сер. 16 в.), кафедра церкви Пюхавайму в Таллине (1597), эпитафии Буксхевденов в церкви Кярла (1591). Широкое распространение получила художеств, обработка металла, развилось произ-во художеств, стекла, а также фаянса.

Ранними образцами живописи являются фрагменты настенных росписей в церквах Вальяла, Муху, Каарма, Ридала и Карья (13-14 вв.). Наиболее выдающиеся произв. 15 в. - живопись створок алтарей церкви Нигулисте и церкви Пюхавайму, большой фрагмент " Пляски смерти" Б. Нотке (кон. 15 в., Художеств, музей Эст. ССР, Таллин). В 1-й четв. 16 в. в Таллине работал Михель Зиттов (ок. 1469-1525), в 1561 была создана живописная эпитафия Черноголовых Л. Гландорфом. Широкое развитие изобразит, искусства относится к нач. 19 в., когда была основана под рук. графика К. А. Зенфа рисовальная школа при Тартуском ун-те (1803), давшая толчок развитию пейзажа и портрета преим. в духе классицизма, к-рый в 1820-30-е гг. приобретает романтич. окраску (серии гор. видов Г. Ф. Шлатера, сцены из нар. жизни Т. Гельхаара, жанровые портреты крестьян А. Пецольда, пейзажи К. Кюгельгена). По проекту В. И. Демут-Малиновского в 1823 было создано надгробие М. Б. Барклая-де-Толли в Йыгевесте.

Зачинателями нац. художеств, реалистич. школы во 2-й пол. 19 в. были И. Келер, проф. петерб. АХ, П. Рауд (в живописи), А. Вейценберг, А. Адамсон (в скульптуре). Дальнейшее развитие реалистич. традиция получила в нач. 20 в. в творчестве художников А. Лайкмаа, К. Мяги, Н. Трийка, скульптора Я. Коорта, графика К. Рауда.

В первые десятилетия 20 в. художеств, жизнь Э., складывавшаяся под влиянием России и Зап. Европы, была отмечена стремлением к созданию самостоят, системы художеств, образования, к организации нац. художеств, объединений и выставок, интересом к нар. иск-ву. Во время Революции 1905-07 развивалась политич. сатирич. графика. Большую роль в развитии иск-ва Э. в 1920-е гг. сыграла художеств, школа " Паллас" в Тарту, творчество мн. художников перекликалось с зап.-европ. течениями: футуризмом. (А. Ваббе), экспрессионизмом (П. Арен, К. Мяги в живописи, Э. Вийральт в графике, А. Старкопф в скульптуре) и конструктивизмом (А. Акберг, Я. Вахтра, М. Лаарман). В 1930-е гг. ведущая роль принадлежала реалистич. направлению, раскрывшемуся в живописи А. Йохани, Н. Куммитса, К. Лийманда, Э. Хаамера, скульптуре Я. Коорта, графике А. Бах-Лийманд, X. Мугасто. В живописи Адамсон-Эрика, П. Бурмана, А. Варди проявляется близость импрессионизму. С восстановлением в Э. Сов. власти в 1940 начался новый этап развития иск-ва на основе принципов социалистич. реализма. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 группа эст. мастеров изобразит, иск-ва основала в Ярославле Союз эст. художников (1943); в их творчестве отразился патриотич. подъём воен. лет. После освобождения Э. от фаш. оккупации (1944) происходит объединение творческих сил и перестройка художеств, жизни. В живописи 2-й пол. 1940 - нач. 1950-х гг. - в тематич. работах В. Карруса, И. Кимма, В. Дойка, Э. Окаса, в произв. И. Выэрахансу, Р. Сагритса, Р. Уутмаа, А. Янзена и др.- утверждается метод социалистич. реализма. Больших успехов достигла графика; на рубеже 1940-50-х гг. были развиты преим. портретный (Э. Эйнманн), жанровый (Э. Окас, А. Хойдре) и пейзажный (Г. Рейндорф) рисунок; в 1960-70-е гг. выдвигается целый ряд художников, работающих в различных, видах и жанрах графики, среди к-рых первое место занимает эстамп (А. Бах-Лийманд, Р. Кальо, А. Кеэренд, А. Кютт, X. Ларетей, В. Толли, П. Улас, X. Ээльма, И. Торн и др.), в области книжного оформления (X. Керсна, П. Лухтейн, В. Тоотс), сатирич. графики (X. Валк, Э. Вальтер, Я. Ензен).

В станковой и монумент, живописи Э. 1960-70-х гг. раскрывается многообразие творческих манер и жанров (А. Варди, Э. Ките, Н. Кормашов, Л. Микко, В. Охакас, Э. Пыльдроос, О. Субби и др.). В скульптуре создаются портреты, жанрово-ист. композиции, монументальные произв. (Э. Роос, Ф. Саннамеэс, А. Старкопф, Я. Соанс и др.), мемориальные ансамбли (арх. А. Мурдмаа, скульптор М. Варик).

В декоративно-прикладном иск-ве плодотворно развиваются традиции нар, творчества: в художеств, обработке кожи (Адамсон-Эрик, А. Рейндорф), в художественном текстиле и ковроткачестве (М. Адамсон, Э. Реэметс, Э. Ханзен, Л. Эрм), в изделиях из металла (Э. Куррель, X. Раадик, С. Раунам, М. Ряэк), из стекла (М. Роосма, С. Раудвеэ). в керамике (X. Кума, Э. Пийпуу, С. Сымер, Л. Кормашова и др.). Высокого уровня достигло оформление интерьеров обществ, зданий (Б. Томберг, М. Сумматавет, Т. Ганс и др.).

Илл. см. на вгслейках - к стр. 193 и табл. XII-XV (стр. 272-273).

Лит.: Л я т и X., Мяги Э., Реалистическое искусство г. Эстонии, Таллин, 1956; Бернштейн Б., Гене Л., Изобразительное искусство Эстонской ССР, М.. 1957; Вага В., Пооблема пространственной формы в сро~" " вековой архитектуре Латвии и Эстонии, ". '.рту, 1960; Кума X., Прикладное искусство Советской Эстонии и его мастера, Ji.- М., 1962; Бернштейн Б., Эстонская графика, М., 1970; Раам В., Архитектурные памятники Эстонии, Л., 1974; Karling S., Hoizschnitzerei und Tischlerkunst der Renaissance und des Barocks in Estland, Dorpat, 1943; [Kuma H.], Eesti NSV tarbekunst, Tallinn, 1955 (на эст. и pvc. яз.); L a t i H., Eesti graafika, Tallinn, 1963 (на эст., рус., нем., англ, яз.); А г m a n H., Eesti arhitektuuri ajalugu, Tallinn. 1965; S oo n p a a L., Eesti skulptuur, Tallinn, 1967; L о о d u s R., Eesti raamatugraafika, Tallinn, 1968; Solomokova I. (jt.), Eesti kunsti ajalugu, т. 1 (ч. 1-2)-2, Tallinn, 1970 - 77; V a g a V., Kunst Tartus. XIX sajandil, Tallinn, 1971; Solomokova I., Eesti NSV Kunst, Leningrad, 1972 (на эст., рус., англ, яз.); К i rm e К., Eesti nahkehistoo, Tallinn, 1973; L о о d u s R., Noukogude Eesti raamatugraafika, Tallinn, 1976; R a a m V., Gooti puuskulptuur Eestis, Tallinn,

1976 (на эст., рус., англ., нем. яз.); V а 8 а V., Kunst TallinnasXIX sajandil, Tallinn, 1976; Nurk Т., Korgem Kunstikool " Pallas", 1919 - 1940, Tallinn, 1977. Б. М. Бернштейн, Л. Ю. Гене, В. В. Роом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.