Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка




Муз. иск-во Ч. развивалось на основе муз. традиций Чехии и Словакии (см. соответствующий раздел в этих статьях), формировавшихся в процессе взаимовлияния их муз. культур. После образования в 1918 независимого гос-ва Ч. усилилась борьба за сохранение и развитие реалистич. традиций отечеств, муз. классики. В то же время ориентация бурж. руководства на культуру Зап. Европы способствовала проникновению в музыку Ч. модернистских влияний. В 1920 возникли Об-во современной музыки и об-во " Пршитомност". Один из ведущих представителей чеш. муз. авангардизма 20-30-х гг.- А. Хаба, создатель т. н. четвертитоновой системы, а также 1/6-тоновой системы в музыке. В те же годы крупнейшие композиторы старшего поколения (они же ведущие педагоги) продолжали развивать реалистич. нац. традиции; среди них - Л. Яначек, Й. Б. Фёрстер, В. Новак, Й. Сук, видный учёный 3. Неедлы, который отстаивал в своей науч. и обществ, деятельности художеств, принципы чеш. муз. классики, стремился к сближению с культурой Сов. Союза (содействовал созданию об-в связей с СССР). Вокруг него объединились прогрессивные музыканты О. Острчил, В. Гельферт, О. Еремиаш, Э. Аксман и др. Дирижёр и художеств, руководитель оперной труппы Нац. театра в Праге Острчил поставил в 1923-31 мн. оперы Б. Сметаны, 3. Фибиха, А. Дворжака, Фёрстера, Новака, Яначека. Инструм. произв. нац. репертуара пропагандировали оркестр Чеш. филармонии (с 1894; в 1919-31 и 1934-41 руководитель В. Талих), Чеш. квартет (с 1891), квартет имени Шевчика (с 1900), Пражский квартет (с 1920); квартет им. Ондржичека (с 1928), Пражский духовой квинтет (с 1928), Чеш. нонет (с 1924).

Среди композиторов 19 в., заложивших основы проф. словацкой музыки, традиции к-рой получили дальнейшее развитие в 20 в., - Я. Л. Белла, В. Фигуш-Бистри, M. Шнайдер-Трнавский, M. Мойзес, творчество к-рых связано с нац. муз. фольклором, позднее - Новак и его ученики Э. Сухонь, Я. Циккер и А. Мойзес. В числе наиболее значит, произв. словацких композиторов 30-х гг. - 2-я симфония, оркестровая сюита " Вниз по Вагу", программные увертюры, кантата " Псалом земли Подкарпатской " Сухоня и оркестровые соч. Циккера. Среди словацких муз. коллективов и организаций - хор " Зора" (1919), инструм. ансамбль Радио (1928); оперная труппа Словацкого нац. театра. (1920), Муз. школа (1919; с 1928 Муз. и драматич. академия, с 1941- Консерватория). В 30-е гг. появились мн. произв., посв, революц. борьбе рабочего класса, в т. ч. 2-я и 3-я симфонии В. Неедлы, " Песня о Гренаде" И. Станислава, кантата " Коммунистический манифест" Э. Шульгофа. С рабочими организациями и Коммунистической партией Ч. была связана музыкальная секция Союза чехословацких любителей театра. Композитор и режиссёр Э. Ф. Буриан (основавший театр " Д-34", 1933) считал задачей искусства служение рабочему классу. Антифаш. тематика получила отражение в опере " Иванушкино царство" Острчила (1934). В годы оккупации Ч. в период 2-й мировой войны (1939-45) были созданы патриотич. соч. " Йиржи из Кунштата и Подебрад" О. Хлубны, " Симфония Свободы" (1941) Э. Шульгофа, " Красноармейская симфония" И. Станислава, оперы " Пламя" Я. Гануша, " Ян Гус" К. Горкого, кантаты " О родной земле" О. Еремиаша, " Сватовацлавский триптих" Новака, пьеса для оркестра " Памятник Лидице" (1943) и 3-я симфония (1944) Б. Мартину. MH. композиторы прибегали к зашифровке своих муз. мыслей, криптограммам, аллегориям, цитатам из широко известных патриотич. нар. произв., в т. ч. из гуситских песен. Исполнители включали в свои программы революционные, гуманистические по духу классич. произв. В Движении Сопротивления участвовали словацкие музыканты Я. Циккер, И. Кресанек, T. Андрашован; в годы оккупации погибли мн. прогрессивные музыканты - P. Карел, Я. Текли, Э. Шульгоф, Г. Клейн, П. Хас и др. После победы над фашизмом (1945), с установлением в Ч. нар.-демократич. строя организованы: синдикаты - чешских, затем словацких композиторов, новый оперный театр " Большая опера им. 5 мая" (в 1948 слилась с Нац. театром), Академия иск-в (1946). Открыты высшие уч. заведения в Братиславе и Брно, учреждён междунар. фестиваль " Пражская весна" (1946). Музыка 2-й пол. 40-х гг. отражает всесторонний подъём в стране; оптимизмом проникнуты " Майская симфония" чеш. композитора В. Новака, кантата " 1945" и триптих кантат " Завещание Ю. Фучика" Я. Сейделя, симф. трилогия " Воскресение" А. Оченаша, симф. поэмы " О жизни", " Утро" и др. соч. Я. Циккера. После победы над бурж. реакцией в 1948, когда развернулось социалистическое строительство в стране, начала усиленно развиваться демократич. муз. культура. На основе синдикатов чеш. и словацких композиторов организован Союз чехосл. композиторов (1949). Соч. 50-х гг. связаны со строительством новой жизни, прославлением свободного труда, мира на земле. Эта тематика наиболее широко разработана в кантатах и массовых песнях. Выделяются кантата " Строй родину - укрепишь мир", массовые песни " Идите к нам в бригаду" и др. В. Добиаша, песни И. Станислава, оратория-кантата " Люди, будьте бдительны! " и песни Я. Сейделя. Важное идеологич. значение имели выступления и статьи 3. Неедлы (" О реализме истинном и псевдореализме", 1948; " Учитесь говорить музыкой" и др.), к-рые помогали преодолеть наметившиеся в творчестве нек-рых чеш. и словацких композиторов противоречия между художеств, правдой и узко понимаемой проблемой народности. В кон. 40-50-х гг. в муз. театрах Ч. и др. стран были поставлены произв. чеш. композиторов П. Боржковца (опера " Палечек", 1947), Я. Доубравы (балет " Дон Кихот", 1955); словацких - Сухоня (опера " Водоворот", или " Крутнява", 1949; опера " Святоплук", 1959), Циккера (" Яношик", 1953; " Бег Баязид", 1956; " Мистер Скрудж" по Диккенсу, 1958, и др.). В области инструм. музыки работали Я. Ржидкий (7 симфоний, камерно-инструм. произв.), И. Крейчи, Добиаш и др. Интенсивно развивалось многообразное по жанрам и стилям, обогатившее европ. иск-во творчество Б. Мартину; живя долго за границей, он не порывал связей с Родиной и внёс большой вклад в музыку Ч. В числе его соч. (ок. 400) - оперы " Жюльетта" (1937), " Женитьба" (По Гоголю, телевизионная, 1952), " Мирандолина" (1954), " Греческие страсти" и " Ариадна" (Обе 1958), балеты " Мятеж" (1925), " Суд Париса" (1935), " Душитель" (1948) и др., 6 симфоний. В кон. 50- 70-х гг. появляются опера И. Пауэра " 3узана Войиржова" (1959), 1-я симфония С. Гавелки, " Вокальная симфония" Соммера, " Симфония мира" В. Калабиса, " Ренессансная симфония" и " Революционная симфония" И. Валека, соч. Л. Железного, О. Флосмана, И. Богача, И. Ирно, В. фелиха, И. Матея и др. чеш. композиторов, а также произв. словацких музыкантов - оперы " Воскресение" (1961), " Игра любви и смерти" (1968), " Кориолан" (1973) Циккера; " Мартин и солнце" T. Френьо (1972); " Симфония 1945" Циккера (1975); соч. Сухоня, А. Оченаша, Д. Кардоша и мн. др. Развитию оперного иск-ва в 50-70-е гг. способствовало открытие в Чехии, а также в Моравии (1954) и в Словакии ряда оперных театров. Созданы симф. и камерные оркестры, хоровые коллективы, струнные квартеты - им. Сметаны, Яначека, струнное трио им. Сука и др., ансамбль Чехосл. нар. армии, ансамбли песни и танца, в т. ч. Чехосл. гос. ансамбль песни и танца, словацкие -" СЛУК" и " Лучница", а также ряд самодеятельных коллективов. В числе видных исполнителей дирижёры В. Нойман, В. Сметачек, Я. Кромбгольц, Л. Словак; пианисты И. Моравец, И. Паленичек; клавесинистка 3.цРужичкова; органисты И. Рейнбергер, И. Ропек; скрипачи А. Плоцек, Й. Сук; виолончелисты И. Вечтомов, M. Садло, И. Хухро; певицы M. Тауберова, В. Соукупова, Г. Бенячкова и певцы Б. Блахут, И. Жидек, В. Беднарж, Э. Гакен.

Среди муз. журналов: чешские - " Hudba a skola" (1928-33, 1940 и с 1960), " Hudebni rozhledy" (с 1948), " Hudebni veda" (с 1964); словацкие - " Hudobnovedne studie" (с 1955), " Slovenska hudba" (1957-71), " Hudobny zivot" (c 1966). Лит.: Чехословацкая музыка. [Сб. ст.], Прага, 1946; Ваницкий Я., Йиранек Я., Карасек Б., О чешской музыке, [пер. с чеш.], M., 1965; H е 1 f е г t V., Geschichte der Musik in der Tschechoslovakischen Republik, 2 Aufl., Praha, 1938; К а г a s е k В., Cesta soudobe ceskoslovenske hudby, в кн.: Patnact Prazskych jar, Praha, 1961; S m о 1k a J., Ceska hudba naseho stoleti, Praha, 1961; Jiranek J., К а г a s е k^ В., Тгаdice а soucasnost v ceske hudbe, Praha, 1964; Ceskoslovenska vlastiveda dl 9, sv. 3, Praha, 1971. См. также лит. при статьях Словакия и Чехия. H. А. Симакова.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.