Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное иск-во Ч






Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное иск-во Ч. развивались на основе художеств, традиций Чехии и Словакии (см. соответствующий раздел в этих статьях), издавна поддерживавших тесные культурные связи. Образование независимого гос-ва Ч. (1918) способствовало культурному подъёму в обеих ист. областях, их дальнейшему сближению. На развитие иск-ва Ч. в 1920-30-х гг. оказали большое влияние Великая Окт. социалистич. революция 1917, кратковременное существование Венг. и Словацкой сов. республик (1919), усиление коммунистич. и рабочего движения. В условиях бурж. гос-ва процесс развития художеств, культуры Ч. протекал противоречиво. Демократич. и социально-критич. тенденции, поиски самобытного художеств, стиля сочетались с обращением к течениям европ. авангардизма. В борьбе с модернистскими тенденциями складывалось и укреплялось прогрессивное нац. направление. В архитектуре 1920-30-х гг. после кратковрем. распространения неоклассицизма сложилась нац. школа функционализма (постройки Й. Гочара, К. Гонзика, И. Гавличека - в Чехии, Э. Беллуша - в Словакии). Наряду с сооружением пром. предприятий делались первые опыты жилой застройки, основанной на типизации и индустриализации стр-ва, велись поиски рациональной планировки жилых ансамблей (г. Злин, ныне Готвальдов, ансамбли домов в Братиславе и Кошице). Однако жилищное стр-во было в этот период ограниченным. На окраинах городов разрастались районы трущоб. Для изобразит, иск-ва 1920- 1930-х гг. характерно усиление реалистич. и демократич. тенденций. К жизни народа, к совр. действительности обращаются художники различных направлений, использующие в своих произведениях отд. приёмы кубизма, экспрессионизма и фовизма (живопись и графикаВ. Бенеша, И. Чапека, В. Рабаса, P. Кремлички, скульптура О. Гутфрёйнда - в Чехии, живопись и графика M. Бенки, M. А. Базовского, Я. Алекси, M. Галанды - в Словакии). Ряд художников стремится приблизиться к художеств, приёмам нар. иск-ва (графика И. Чапека, И. Лады - в Чехии, живопись Л. Фуллы - в Словакии). Сохраняют своё значение и нац. реалистич. традиции кон. 19 - нач. 20 вв. (пейзажи В. Рабаса, В. Седлачека, В. Новака, гравюры M. Швабинского, иллюстрации В. Бруннера, Ф. Киселы, портреты и статуи К. Котрбы, К. Покорного, Я. Лауды - в Чехии). В 1920-х гг. формируется социально-критич. направление (живопись К. Голана, П. Котика, графика В. Силовского, Я. Рамбоусека). Важная роль принадлежала объединению революционных художников " Деветсил" (осн. в 1920), ставившему целью создание пролет, иск-ва. Однако творч. установки художников этой группировки отличались противоречивостью. К жизни рабочего класса обращаются в 1920-е гг. графики В. Машек, Ф. Бидло - в Чехии, К. Сокол - в Словакии, живописец К. Бауэр - в Словакии. В период наступления фашизма в едином антифаш. фронте объединились художники различных направлений. Окрепла политич. графика (Бидло, И. Чапек - в Чехии). В кон. 1930-х - нач. 1940-х гг. драматически-экспрессивное, а порой и героич. начало нарастает в антивоенных по направленности композициях, а также в картинах, отражающих борьбу и страдания народа Ч. в условиях фашистской оккупации (работы В. Сихры, В. Титтельбаха - в Чехии, В. Гложника, Я. Желибского, Ю. Немчика, Ц. Майерника - в Словакии). Ряд художников прибегает порой к иносказанию и зашифрованности образов. Особое политическое звучание приобретает тема Родины в нац. пейзажах и крестьянских сценах В. Рабаса, В. Рады, Б. Дворского - в Чехии.

После освобождения Ч. от фаш. оккупации (1945) и установления нар.-демократич. строя получают развитие лучшие традиции демократич. нац. культуры. Сооружаются крупные совр. пром. предприятия (металлургич. комбинат в Кошице), плотины и гидроэлектростанции на pp. Лаба, Влтава, Орава. Закладываются новые пром. города (Млада-Болеслав, Острава-Поруба, Гавиржов и др.). На окраинах городов вырастают новые благоустроенные жилые массивы (в Праге, Братиславе, Готвальдове, Оломоуце, Нитре, Кошице и др.), стр-во к-рых ведётся на индустр. основе. Создаются выразительные по художеств, решению обществ, постройки и транспортные сооружения (Ин-т макромолекулярной химии и здание Федерального собрания в Праге, комплекс с.-х. ин-та и студенческий городок в Нитре, Мост Словацкого нац. восстания в Братиславе, и др.). В изобразит, иск-ве в кон. 1940-х - нач. 1950-х гг. сохраняют значение реалистич. традиции 1-й пол. 20 в. Произведения мн. художников наполняются новым, социалистич. содержанием. Индустр. пейзажи, композиции на темы труда и нац.-освободит, борьбы создают живописцы и графики Э. Филла, И. Брож, В. Седлачек - в Чехии, В. Гложник, О. Дубай,

Я. К у л и х. Скульптурная группа памятника павшим советским воинам на перевале Дукля. Гидроналий. 1960-64.

P. Дубравец, Я. Желибский, Б. Гофштадтер - в Словакии. Новый расцвет переживают портретная графика (M. Швабинский - в Чехии) и скульптура (Я. Лауда, К. Лидицкий, К. Гладик - в Чехии), пейзажная живопись (работы Я. Славичека, Б. Дворского, Ф. Йироудека - в Чехии). Поэтически-обобщённые картины народной жизни создают живописцы Я. Алекси, M. А. Базовский, Л. Фулла, графики В. Хмель, M. Чехова - в Словакии. Получают широкое развитие монументально-декоративное иск-во (мозаики В. Сихры, сграффито А. Забранского, фрески В. Титтельбаха - в Чехии) и декоративно-прикладное иск-во (стекло, ткани, керамика, медальерное иск-во). Особые успехи достигнуты в создании мемориальных комплексов в честь Победы и в память погибших в борьбе с фашизмом (работы В. Маковского, К. Лидицкого, К. Покорного - в Чехии, Я. Кулиха, T. Бартфая, И. Костки - в Словакии). Высокого уровня достигает книжная графика (Ц. Боуда, Забранский, А. Пельц, К. Сволинский, А. Стрнадел - в Чехии, В. Гложник, Л. Фулла - в Словакии). С кон. 1950-х гг. в творчестве ряда художников нарастает стремление к символико-поэтич. истолкованию образов, усиливается внимание к формально-пластич. исканиям. Выступление антисоциалистических элементов в конце 1960-х гг. нанесло урон развитию художественной культуры Ч. В иск-во проникло влияние модернистских течений Запада. Получили распространение экспрессионизм, неокубизм, сюрреализм, абстракционизм, " оп-арт" и др. направления. С нач. 1970-х гг. ведётся борьба за возрождение демократич. традиций нац. художеств, культуры. Памятники в честь событий нац. истории, освободит, и революц. борьбы создают Я. Кулих, T. Бартфай, И. Кузма - в Словакии, M. Гана, В. Добровольный, И. Малейовский, Я. Симота - в Чехии, полотна наисторико-революц. темы - Забранский, К. Соучек, P. Коларж и др.- в Чехии.

Лит. см. при статьях Словакия и Чехия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.