Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Народное образование. Первые письменные свидетельства о существовании школ при монастырях в Чехии и Моравии относятся к 10 в.






Первые письменные свидетельства о существовании школ при монастырях в Чехии и Моравии относятся к 10 в., в Словакии - к началу 12 в. В 12-13 вв. возникают первые гор. школы. В 1348 в Праге был основан Карлов университет (см. Пражский университет), оказавший большое влияние на развитие чеш. нац. культуры и образования. Обучение в школах в 15-16 вв. велось на лат. языке, и только братские школы, основанные в 16 в. Общиной чешских братьев, уделяли большое внимание родному языку. С братским просвещением в 17 в. связана деятельность Я. А. Каменского. В период господства Австро-Венгерской империи школьная система в Чехии строилась и развивалась как составная часть австрийской, усиленно внедрялся нем. яз. Первый закон об обязат. обучении детей 6-12 лет связан со школьной реформой 1774, в соответствии с к-рой вводилось несколько типов школ: " тривиальные" 1-2-классные нач.школы, " главные" 3-классные для подготовки к дальнейшей учёбе и " нормальные" 2-4-летние, работающие по расширенной программе гл. школ. В кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. значительно увеличилась сеть школ во всей Австро-Венгрии. Развитие произ-ва вынуждало правящие классы расширять границы образования. В 1869 принят закон о 8-летнем обязат. обучении для детей от 6 до 14 лет. Церковь лишалась решающего влияния на школу

После возникновения бурж. Чехосл. республики (1918) школьная система мало изменилась и продолжала сохранять классовый характер. В 1930/31 уч. г. в ср. школах обучалось только 11% детей рабочих, тогда как рабочие составляли в то время почти 60% населения. В период немецко-фашистской оккупации в Ч. резко снизилось число ср. школ. 17 ноября 1939 были закрыты все вузы. Прогрессивные преподаватели и студенты подверглись репрессиям. После освобождения Ч. (1945) и перехода её на путь социалистич. строительства была создана единая гос. школьная система, коренным образом изменились цели и задачи обучения. Закон 1948 провозгласил национализацию всех учебных заведений, отделение школы от церкви. Совр. система нар. образования имеет следующую структуру. Для детей до 3 лет имеются детские ясли, от 3 до 5 лет - сеть детских садов (в 1976/77 в 9554 детских садах воспитывалось 522 тыс. детей). Существует обязательное обучение детей от 6 до 16 лет. 8-летняя осн. школа для детей от 6 до 14 лет состоит изначальной ступени (1- 4-й классы) и неполной ср. ступени (5- 8-й классы). В 1976/77 уч. г. в 8550 осн. школах обучалось св. 1882 тыс. уч-ся. На базе осн. школы строятся: полная ср. школа (гимназия) с 4-летним сроком обучения (в 1976/77 уч. г. в 339 гимназиях обучалось 137, 1 тыс. уч-ся); 2-4-летние проф. школы, готовящие квалифицированных рабочих для различных отраслей нар. х-ва, и 3-4-летние ср. проф. школы. В 1976/77 уч. г. в проф. уч. заведениях всех видов обучалось 307, 3 тыс. уч-ся.

В систему высшего образования входят ун-ты, ин-ты, высшие школы и училища с 4-6-летним сроком обучения. В 1976/77 уч. г. в 36 вузах обучалось 168, 3 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: Пражский университет, Братиславский университет, ун-ты: в Брно (см. Брненский университет), в Оломоуце (осн. в 1576), в Кошице (осн. в 1959); высшие технич. учебные заведения - в Праге (осн. в 1707), Братиславе (осн. в 1938), Брно (осн. в 1899); высшие химико-технологич. школы - в Праге (осн. в 1952), в Пардубице (осн. в 1950); высшие экономич. школы - в Праге (осн. в 1953), Братиславе (осн. в 1940); высшие с.-х. школы - в Праге (осн. в 1906), Брно (осн. в 1919), Нитре (осн. в 1946); Академия искусств, Академия изобразит, иск-в и др. в Праге; Политехнич. ин-т, Академия муз. иск-в им. Л. Яначека в Брно; Высшая школа изобразит. иск-в в Братиславе и др.

Крупнейшие библиотеки: Гос. б-ка Чешской Социалистич. Республики (осн. в 1958; 4600 тыс. тт. в 1976), Б-ка Чехосл. АН (осн. в 1952; св.700тыс. тт.), Б-ка Нац. музея (осн. в 1818; 2400 тыс. тт.), Гор. б-ка (осн. в 1891; 2048 тыс. тт.), Гос. технич. б-ка (осн. в 1707; 724 тыс. тт.), Гос. пед. б-ка (осн. в 1919; 363 тыс. тт.) и др. в Праге. Университетская б-ка (осн. в 1919; 1563, 7 тыс. тт.) в Братиславе, Матица словацкая в Мартине (осн. в 1863; 1850 тыс. тт.). Университетская б-ка (осн. в 1815; 1689 тыс. тт.), Гос. технич. б-ка (осн. в 1899; 1100 тыс. тт.) в Брно, Гос. науч. б-ка в Кощице (осн. в 1657; 846, 5 тыс. тт.) и др.

Крупнейшие музеи: в Праге - Нац. музей, Нац. галерея, Музей столицы Праги, Музей В. И. Ленина, Музей К. Готвальда, Гос. евр. музей, этнографич., с.-х., антропологич. музеи, Пед. музей Я. А. Коменского, музеи Б. Сметаны, А. Дворжака и др.; в Братиславе - Нац. музей, Нац. галерея, Гор. музей; в Брно - Моравский музей, Художественно-промышленный, Городской и др., а также ряд областных краеведческих музеев и др. Г. А. Касвин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.