Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство






Искусство древнего периода. На терр. Юж. Т. открыты поздненеолитические (5-е тыс. до н. э. ) поселения (Пес-седжик-Тепе в Геок-Тепинском р-не, Джейтун) с группами прямоугольных в плане односемейных домов из булкооб-разных ком-ьев глины. В Песседжик-Тепе обнаружены древнейшие настенные росписи с динамично трактованными сценами охоты. В 5-м тыс. до н. э. на терр. Т. появились зачаточные формы ваяния - грубые лепные статуэтки людей и животных (Джейтун ). Неолитическая керамика Т.- лепные сосуды с красным и коричнево-чёрным струйчатым и скобчатым орнаментом (Джейтун ) - относится к кругу крашеной керамики культур. В энеолитич. поселениях (4-3-е тыс. до н. э., Кара-Тепе, Геоксюр ) преобладали разделённые улочками многокомнатные многосемейные сырцовые дома, иногда расписанные внутри красно-чёрным геом. орнаментом (пос. Яссы-Тепе, Аннау-I ). В эпоху бронзы (3-2-е тыс. до н. э. ) появились огромные поселения про-тогор. типа (Намазга-Тепе, Улуг-Тепе, Алтын-Тепе ). В эпохи энеолита и бронзы на юге Т. была распространена коропла-стика, близкая по стилю др.-восточной. Керамика энеолита отличалась разнообразием геом. и схематизиров. зооморфных мотивов, подобные к-рым варьировались в расписных узорах на керамич. сосудах эпохи бронзы, сделанных уже на гончарном круге. В 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. на терр. Т. возникали города, в к-рых сначала выделялись цитадели (Эрк-Кала в Мерве ), обраставшие затем гор. застройкой. Города 6-4 вв. до н. э. были обнесены мощными крепостными стенами (Кюзели-гыр ). Нек-рые художеств. памятники сер. 1-го тыс. до н. э. свидетельствуют о влиянии иск-ва ахеме-нидского Ирана (золотая серьга из Геок-Тепе).

С кон. 4-1-й пол. 3 вв. дон. э. в юж. р-нах Т. сложился локальный вариант вост.-эллинистич. культуры (см. Парфянское царство, Маргиана); иск-во сев. р-нов развивалось в русле художеств-культуры Др. Хорезма.

Искусство 5 - нач. 20 вв. В 5 -7 вв. на терр. Т. развивалась раннефеод. культура. Строились (из сырцового кирпича и пахсы) многочисл. феод. укреплённые усадьбы, 2-этажные замки (кёшки) на искусств. платформе и с гофриров. стенами (Кыз-Кала в Мерве); в поселениях - замкнутые по периметру жилые дома с внутр. дворами. Из культовых сооружений известны остатки христ. церкви Хароба-кошук (Мервский оазис) и монастыря в Мерве. Многочисл. оссуа-рии из некрополей Мерва и Хорезма, очевидно, воспроизводят формы ранне-ср.-век. погребальной архитектуры - купольные, иногда с порталом (Мерв) и шатровые или сводчатые (Калалы-гыр ) постройки. Нек-рое представление о ран-неср.-век. изобразит. иск-ве дают скульптурные живописные изображения на оссу-ариях, а также сюжетная роспись на керамич. вазе из Мерва.

Период развитого средневековья (особенно 11 -12 вв. ) отмечен высоким расцветом феод. культуры. Развивались города, хорошо укреплённые, с типичной ср.-век. стихийной застройкой. За стенами собственно города с дворцом, му-сульм. культовыми зданиями, адм. и торг. сооружениями разрастались тор-гово-ремесл. пригороды-рабады с караван-сараями, культовыми комплексами и жилыми кварталами (городища Султан-Кала в Мерве, Мешеди-Мисриан, Шах-Сенем в Хорезме ). Наряду с сырцом и пахсой широко применяли жжёный кирпич. Разрабатывали разнообразные сводчато-купольные конструкции. В ар-хит. декоре использовали узорную кладку из кирпича, резной стук, орнаментальные росписи; с 12 в.- поливные облицовочные кирпичи и плитки. В гражд. стр-ве в юж. р-нах нек-рое время (9- 10 вв. ) сохранялся тип кёшка с гофриров. стенами; в 11 -12 вв. преобладали многокомнатные 2-этажные дома с крестовидным в плане центр. залом. В сев. р-нах был распространён тип укреплённой сел. усадьбы. О дворцовой архитектуре дают представление руины дворца в Мерве с 4-айванной центрально-дворовой композицией. В стр-ве караван-сараев утвердился прямоугольный план с 1-, 2-, нередко 4-айванными внутр. дворами, обстроенными галереями и помещениями (Даяхатын ); хорезмские караван-сараи отличались круглым планом и имели в центре внутр. двора цистерну для воды (Талайхан-ата ).

В культовом зодчестве были выработаны типы - пятничной мечети с прямоугольным в плане двором, обведённым навесами на сырцовых столбах или кирпичных колоннах и с молитвенным помещением (айван, 3-нефный зал или купольный киоск с айваном ); круглоствольного минарета с поясами узорной кирпичной кладки; в 11- 12 вв.- загородной мечети-" намазга". Большое развитие получило стр-во мавзолеев: в Хорасане - центрально-купольных (султана Санджара мавзолей) и пор-тально-купольных (Абу-ль-Фазла в Серахсе ); в Прикаспии - круглых и 8-гранных в плане, с пирамидальным и конич. куполом (Фахреддина Рази и Текеша в Др. Ургенче). В архитектуре 14 в. усложнились объёмно-пространственные композиции, выделился парадный портал (пештак ); архит. декор обогатился резными наборными керамич. мозаиками (мавзолей династии Суфи, т. н. Тюра-бек-ханым, в Др. Ургенче ). Архитектура 15 в. в основном представляла собой про-винц. отголосок тимуридского зодчества (городище Абдуллахан-Кала в Мерве ). Исключение составляют 2 уникальных памятника: мечеть в Аннау и 2-портальное здание у могил 2 асхабов (араб. военачальников) в Мерве. Поздние сооружения (мечеть Ходжа-Юсуфа в Мерве, 16 в.; мавзолеи Султан-ата в Др. Ургенче, 18 в.; комплекс Исмамут-ата в Ташауз-ской обл., 18 - нач. 20 вв.) демонстрируют снижение качества строит. техники и повторяют традиц. типы.

Нар. жилище оседлого населения в основном сложено из пахсы; перекрытия преим. балочные (реже сводчатые). В при-копетдагских р-нах преобладали 2- 3-комнатные жилые дома с двором, хоз. постройками и лёгким колонным айва-ном на фасаде. Богатые усадьбы текинцев и полуоседлых иомудов строились в виде небольших крепостей. Жилища пограничных с Узбекистаном р-нов сочетали черты туркм. и узб. нар. архитектуры (усадьба с 2 внутр. дворами и айва-нами на дерев. колоннах). Жилище кочевых племён - юрта, покрытая войлоком и стянутая ткаными узорными полосами.

Из художеств. ремёсел широкое распространение получила керамика - неполивная со стилизов. растит. штампованным или налепным орнаментом (8 в.), поливная (с 8 в.) одноцветная (10- 12 вв.), пятнистая, украшенная грави-. ровкой или полихромной росписью (12 в.). В 12 в. появились тонкостенные сосуды из белой силикатно-керамич. массы - кашина, с изящным гравиров. или ажурным прорезным узором; встречаются керамич. изделия иран. типа (напр., с росписью люстром). Орнаментация штампованной керамики и художеств. изделий из металла (Данданкан, Шах-Сенем, Куня-Уаз) 12-13 вв. близка иранской. Из письм. источников известно о развитии художеств. ткачества и ковроделия. 14 в. отмечен новым расцветом архит. (резные мозаики) и бытовой художеств. керамики, к-рая в 15 в. испытывала влияние дальневост. фарфора.

В период позднего средневековья в среде туркм. племён было высоко развито древнее иск-во ковроделия, в к-ром нар. представление о красоте гармонично соединялось с функциональным и смысловым назначением. Узоры на коврах и ковровых изделиях 18 - нач. 20 вв. (текинских, салорских, иомудских, эр-саринских и др.) - это отработанные веками традиц. композиции с ярко выраженными племенными признаками. Многие элементы ковровых узоров восходят к древнейшим эпохам. В родо-племенных знаках-гелях (8-4-угольные медальоны с повторёнными, как в зеркальном отражении, 2-4-кратными геом. растит. и зооморфными мотивами) и иных племенных отличиях коврового орнамента отразился процесс тюркизации населения Т. в период средневековья. Туркм. ковёр в целом отличает строгий, графически чёткий геометризов. рисунок и господствующий красно-коричневый глубокий цвет фона. С кочевым укладом жизни туркмен-скотоводов связано изготовление крупноузорных войлочных ковров-кошм. Нар. туркм. вышивка обычно имеет вид мелкоузорной многополосной каймы с геометризов. мотивами (нек-рые находят прототипы в древнем и ср.-век. иск-ве) и оформляет детали нац. костюма, неотъемлемой частью к-рого являются также ювелирные украшения. Художеств. своеобразие произв. туркм. ювелиров - в соединении массы серебра с мягкосве-тящимися зёрнами сердолика или горящими глазками цветного стекла в центре гравиров. или штампов. крупных стилизов. цветов или пальметт (иногда с золочением и зернью), а также в завершении осн. композиции изделия " бахромой" или каскадом шелестящих и звенящих подвесок, бубенцов, монет.

После присоединения Т. к России возникли новые города (Красноводск, Асхабад, Чарджуй, Байрам-Али, Кизыл-Арват ), построенные по регулярному плану, с учётом рельефа местности и стра-тегич. задач. Преобладала 1-этажная сырцовая застройка с облицовками жжёным кирпичом; уровень благоустройства был низким. Архитектура дореволюц. Т. представляла собой провинц. вариант рус. зодчества 2-й пол. 19 в.

С кон. 1870-х гг. в Т. начали приезжать рус. художники (Н. Н. Каразин, Л. Е. Дмитриев-Кавказский ), к-рые создавали путевые эскизы, этюды, рисунки и картины, посвящённые туркм. природе, архитектуре, быту, истории. В 1880-1890-е гг. развивалось творчество первого проф. туркм. художника-передвижника Назара Иомудского. В нач. 20 в. в Т. работал рус. пейзажист К. С. Мишин, с 1915 - художники А. П. Владычук, Р. М. Мазель, М. В. Либаков.

Искусство Советского Т. Гл. фактором сов. градостроительства Т. стало развитие пром-сти (Ашхабад, Мары, Чарджоу и др.). Лучший образец пром. архитектуры Т. кон. 1920-х гг.- текст. фабрика в Ашхабаде (1925-27, под руководством В. М. Келдыша), построенная в духе сов. конструктивизма с учётом местных условий. В 1930-е гг. заметную роль в градостроительстве Т. начали играть местные архитекторы (" Туркменгоспро-екл>). Разрабатывался тип многоквартирного секционного жилого дома, отвечающего природным условиям республики; делались попытки связать каждую квартиру с озеленённым участком двора посредством террас и лестниц (Ашхабад, Небит-Даг). В тех же принципах в кон. 1930-х - нач. 40-х гг. разрабатывались ген. планы пос. Дарган-Ата, Дейнау, Керки и др. Застройка городов и посёлков велась комплексно; наряду с жилыми домами строились школы, детские сады, больницы, клубы, магазины. В архитектуре 1930-40-х гг. широко использовались элементы рус. классицизма и формы ср.-азиат. зодчества. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в Т. ускоренными темпами велось пром. и жилищное стр-во.

После землетрясения 1948, разрушившего Ашхабад и окрестные посёлки, были разработаны новые проекты сейсмостойких зданий, внесены поправки в правила и нормы проектирования застройки: объединение предприятий в пром. р-ны, расширение гор. артерий, создание системы площадей, зелёных эспланад, ансамблей адм. и обществ. зданий. Отд. сооружения 1-й пол. 1950-х гг. показывают творч. использование архитекторами наследия рус. и туркм. зодчества (комплекс зданий АН Туркм. ССР в Ашхабаде, илл. см. т. 2, табл. XXXVIII, стр. 480-481 ). Со 2-й пол. 1950-х гг. начался переход к индустр. методам стр-ва, созданию микрорайонов со строчной застройкой; возводятся типовые кирпичные 2-3-этажные жилые дома (серия I-295 С, арх. Е. М. Высоцкий ), а в нач. 1960-х гг.- крупнопанельные 3-4-этажные.

В градостроительстве Т. 1960-х гг. проявилось стремление к созданию совр. ху-дожественно-выразит. архитектурно-пространств. композиций (новые ген. планы гг. Ашхабада и Красноводска, Безмеина, Мары, Чарджоу, пос. Аннау ).

В сел. местности строятся 1-этажные 2-квартирные и 2-этажные многоквартирные жилые дома, продолжается работа по благоустройству и инж. оборудованию сёл (посёлки колхозов " 9-ти ашхабадских комиссаров" Ашхабадского р-на, " Ашхабад" Марыйского р-на ). Архитектура Т. 1960-70-х гг. отмечена тенденциями к простоте композиций, функциональной целесообразности планировки и оформления зданий, к синтезу с монументально-декоративным иск-вом, к ор-ганич. связи архит. форм с ландшафтом (напр., работы арх. А. Р. Ахмедова, Ф. А. Алиева и др. в Ашхабаде, в т. ч. застройка пл. Карла Маркса ).

Становление сов. изобразит. иск-ва Т. связано с творчеством Р. М. Мазеля и А. П. Владычука, по инициативе к-рых в 1920 в Ашхабаде была организована " Ударная школа иск-в Востока". Задачей школы наряду с подготовкой нац. художеств. кадров была активная пропаганда революц. идей - оформление агитпоездов, революц. празднеств, создание агитплакатов. В 1920-е гг. иск-во Т. развивалось под знаком активных поисков нац. стиля. В кон. 1920-х гг. закладываются основы характерных для туркм. живописи жанров: социально-тематич. картины и портрета-типа, призванных отразить глубокие изменения в жизни и сознании туркм. дайханства в годы Сов. власти (Б. Нурали, " Туркменский новый быт", 1927; С. Н. Бегля-ров, " Туркменки", 1929, Музей иск-ва народов Востока, Москва ). Активную роль в обществ.-политич. жизни Т. в 1920-е гг. играла графика (плакаты, сатирич. рисунки, карикатуры; Р. В. Гершаник, В. Я. Демиденков, Н. И. Костенко, О. Ф. Пономарёв, М. П. Федура, А. Н. Щапов ). Из немногочисл. скульптурных произв. выделяется пам. В. И. Ленину в Ашхабаде (бронза, майолика, 1927, архитектор А. А. Карелин, скульптор Е. Р. Трипольская, керамист Н. И. Назаров) - один из первых сов. монументов в Ср. Азии.

1930-е гг. в иск-ве Т.- бурный органи-зац. период, завершившийся созданием Союза художников Т. в 1939. С сер. 1930-х гг. главным в живописи - ведущем виде иск-ва Т.- становится отражение конкретного содержания жизни на основе метода социалистич. реализма (С. Н. Бегляров, Б. Нурали, И. И. Че-ринько, Г. Ф. Бабиков, Ю. П. Данешвар). В годы Великой Отечеств. войны деятельность художников Т. сосредоточилась на агитац. иск-ве - газетной графике, плакате (" Окна ТуркменТАГа"; Ю. П. Данешвар, Е. М. Адамова, Бегляров). В послевоен. годы ведущим видом изобразит. иск-ва Т. вновь становится живопись. Дальнейшее развитие получают тематич. и бытовая картина, портрет, пейзаж.

Направленность иск-ва Т. 1950- 1960-х гг.- стремление к глубокой оценке событий современности, к отражению особенностей обществ. развития Т., к раскрытию образа жизни, быта и характеров туркм. народа. Наряду с художниками нового поколения (И. Клычев, Г. Я. Брусенцов, А. Хаджиев, А. Кулиев, Н. Ходжамухамедов, А. Амангель-дыев, Ч. Амангельдыев, С. Г. Бабиков, А. Т. Щетинин) продолжали плодотворно работать Б. Нурали, Г. Ф. Бабиков, Адамова, М. Данешвар. 1960-е гг. знаменательны в истории сов. иск-ва Т. сложением нац. художеств. школы на основе объединения художеств. сил республики, овладения методом социалистич. реализма, творч. освоения нац. наследия. Осн. жанром живописи остаётся тематич. картина. Художники ищут темы высокого гражданств. содержания. Композиции отличаются чёткостью, ясностью ритмов, остротой линий, пластич. выразительностью яркой цветовой гаммы. В 1960-е и 1-й пол. 70-х гг. широко развиваются творч. индивидуальности художников (С. Г. Вабиков, М. Мамедов, Д. Байрамов), а также новые виды я жанры иск-ва: театрально-декорац. живопись (Е. Л. Кордыш, X. Аллабердыев, Ш. Акмухамедов, Я. К. Аннануров); монументально-декоративное иск-во (Н. А. Каменский, А. Т. Щетинин ); скульптура (Д. Джумадурды, К. Ярма-медов ).

Нар. и декоративно-прикладное иск-во Т. в сов. время получает дальнейшее развитие. Наряду с возрождением классич. типов орнаментальных ковров в Каза-нджике, Мары, Челекене ткутся портретные и сюжетно-тематич. ковры, в к-рых осн. место занимает образ В. И. Ленина (работы Б. и С. Шараповых, К. Арджа-новой, О. Карегдыевой и др. ). Ранние (портретные ) ковры носят наивно-реа-листич., символико-плакатный характер, включают сов. эмблематику, революц. призывы; более поздние (тематические ) - ткутся по эскизам проф. художников (Б. Нурали, С. Н. Беглярова и др. ), приобретают станковые и монументальные черты. В мастерских " Туркменковёр-союза" работают проф. художники и нар. мастера, сохраняются веками сложившиеся способы создания ковра, тра-диц. технич. и художеств. особенности туркм. ковроделня.

Повсеместно развиваются старинные виды нар. иск-ва, безворсное ковроткачество, изготовление узорных кошм и тканей, художеств. изделий из кожи, вязание, вышивка, ювелирное дело.

Лит.: Журавлёва Е. В., Чепе-л е в В. Н., Искусство Советской Туркмении. Очерк развития, [М.- Л.], 1934; Архитектурные памятники Туркмении, в. 1, М.- Аш., 1939 (сост. Бачинский Н. М.); Пугаченкова Г. А., Искусство Туркменистана. Очерк с древнейших времен до 1917 г., М., 1967; СауроваГ. И., Современный туркменский ковёр и его традиции, Аш., 1968; М о ш к о в а В. Г., Ковры народов Средней Азии конца XIX - начала XX вв., Таш., 1970; Искусство Туркменской ССР. [Альбом, авт.-сост. Саурова Г. И.], Л., 1972; Архитектура Советского Туркменистана под ред. Ю. Н. Кацнельсона, М., 1972; Массой В. М., Сарианиди В. И., Среднеазиатская терракота эпохи бронзы, М., 1973; Живопись Туркмении [Альбом, авт.-сост. Халаминская М. Н.], М., 1974; Памятники архитектуры Туркменистана, Л., 1974. В. Н. Глинка, Г. А. Пугаченкова,

Г, И. Саурова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.