Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения. До вхождения в состав России на терр






До вхождения в состав России на терр. Т. существовали только конфессиональные школы, мектебы и медресе, в к-рых обучалась небольшая часть детей местного населения, гл. обр. детей знати (ханов, баев, мулл ). С присоединением к России в Т. начали создаваться т. н. русско-туземные школы, сыгравшие прогрессивную роль в приобщении туркм. народа к рус. культуре. Однако существ. влияния на уровень образования нар. масс эти школы оказать не могли. В нач. 20 в. грамотность среди коренного населения в Т. составляла 0, 7%. В 1914/15 уч. г. в быв. Закасп. обл. работало 58 школ (6, 8 тыс. уч-ся ), из них в сельской местности 27 школ (1, 5 тыс. уч-ся ). Средних специальных и высших учебных заведений не было.

После установления Сов. власти были приняты меры по созданию новой нац. школы с преподаванием на родном языке. В авг. 1918 ЦИК Туркестанской респ. утвердил Положение " Об организации дела народного образования в Туркестанском крае". Уже в 1918/19 уч. г. в Закасп. обл. работали 39 светских школ, в т. ч. 13 туркменских.

Культурная революция началась в условиях Гражд. войны и борьбы с басмачеством. Большую трудность представляла нехватка пед. кадров из местного населения, помощь в их подготовке оказали братские сов. народы: русский, узб. и др. Преподавателей готовили краткосрочные учительские курсы в Ашхабаде, Мерве (Мары ), Красноводске, Чарджуе (Чарджоу ). В 1922 в Полторацке (Ашхабаде ) был создан пед. техникум. В 1924/25 уч. г. в Т. работало 170 школ (16, 9 тыс. уч-ся ).

В 20-е гг. развёртывается работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, к-рая в основном закончилась к кон. 30-х гг. Особое внимание уделялось просвещению женщин. Учитывая реакционное влияние мусульм. духовенства, обычаи, связанные с пережитками прошлого, был принят ряд законов, обеспечивающих охрану прав женщин в семье и обществе, установлены льготы для туркмен, обучающих своих дочерей в сов. школе. Временно разрешалось раздельное обучение.

В 1930 началось осуществление всеобщего обязат. нач. обучения, проходившее высокими темпами. В 1932/33 уч. г. обучением было охвачено св. 103, 4 тыс. детей, в 1937/38 уч. г.-184, 2 тыс. С 1937/38 уч. г. начат переход к всеобщему 7-летнему обучению. В 1939 грамотные составляли 77, 7% населения (среди мужчин 83%, среди женщин 71, 9% ) (в 1926 соответственно 14%, 18, 3%, 8, 8% ). Важное значение в развитии культуры туркм. народа имел перевод туркм. письменности с араб. алфавита на латиницу (1928-29 ) и последующая замена её на алфавит, разработанный на основе рус. графики (1940 ). В 1940/41 уч. г. в 1, 5 тыс. общеобразовательных школ всех видов обучалось 252, 2 тыс. уч-ся. В 1959 введено всеобщее обязат. 8-летнее обучение. Из отсталой окраины царской России Т. превратился в республику сплошной грамотности. По переписи 1970 грамотность населения в Т. составила 99, 7% (среди мужчин - 99, 8%, среди женщин - 99, 5% ). К 1976 в основном завершён переход к всеобщему ср. образованию.

За годы Сов. власти создана широкая сеть дет. дошкольных учреждений. В 1975 в 990 постоянных дет. садах и яслях-садах воспитывалось 101, 7 тыс. детей. В 1975/76 уч. г. в 1, 8тыс. общеобразоват. школ всех видов обучалась 671 тыс. уч-ся, работало 34, 8 тыс. учителей (до Окт. революции 272 учителя ). Воспитат. и культ.-просвет, работа со школьниками велась во внешкольных учреждениях (в 1975 работало 52 дворца и дома пионеров, 13 станций юных техников, 9 станций юных натуралистов, 44 муз. и художеств. школы, 76 детско-юношеских спортивных школ ). Значит. развитие получило проф.-технич. и ср. спец. образование. В 1975/76 уч. г. в 44 проф.-технич. уч. заведениях обучалось 17, 8 тыс. уч-ся, в 31 ср. спец. уч. заведении 29, 4 тыс. уч-ся. Высшее образование дают 6 вузов (Туркменский университет, ин-ты: с.-х., мед., политехнич., пед. ин-т иск-в в Ашхабаде и пед. ин-т в Чарджоу ). В 1975/76 уч. г. в них обучалась 31, 1 тыс. студентов.

До Окт. революции в Т. не было культ.-просвет. учреждений. На кон. 1975 работали: крупнейшая респ. библиотека - Гос. б-ка Туркм. ССР им. К. Маркса (см. в ст. Библиотеки союзных республик), 1271 массовая библиотека (7222 тыс. экз. книг и журналов ); И музеев (в т. ч. Музей истории Туркм. ССР, Музей изобразит. иск-в Туркм. ССР - в Ашхабаде, Мемориальный музей 26 Бакинских комиссаров и Историко-краевед-ческий музей в Красноводске, Областной историко-краеведческий музей в Чарджоу, Областной историко-революционный музей в Мары, Историко-краеведческий музей в Небит-Даге ), 955 клубных учреждений.

Лит.: Курбанов А. А., К у з ь-мин О. Д., 40 лет по пути Ленина в области народного образования в Туркменистане, Аш., 1965; Пальванова Б. П., Развитие народного образования Туркменистана за годы Советской власти, Аш., 1974. Б. П. Пальванова.

Художественная самодеятельность. Кружки художеств. самодеятельности появились в годы Гражд. войны 1918 - 20. По мере освобождения территории от белогвардейцев и интервентов самодеят. театр. труппы возникали в крупных городах. К сент. 1920 имелось 50 драматич., 12 муз. и 24 хоровых самодеят. коллективов, к-рые работали не только в городах, но и в районных центрах. Художеств. самодеятельность способствовала возникновению туркм. драматургии и проф. театра.

В 1975 в системе Мин-ва культуры ипрофсоюзов насчитывалось св. 4 тыс. коллективов художеств. самодеятельности, в т. ч. 876 хоровых, 1066 муз., 542 драматич., 517 танцевальных, ок. 139 кружков изобразит. и декоративно-прикладного иск-ва; имеются также аги-тационно-художеств. бригады, студии кино-фотолюбителей; 42 лучших самодеят. коллектива носят звание народных (в т. ч. 30 театральных ). Общее количество участников самодеятельности св. 76 тыс. чел.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.