Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Драматический театр. До Великой Окт. социалистич






До Великой Окт. социалистич. революции туркм. народ не имел проф. театр. иск-ва. Элементы театр. зрелища содержались в творчестве нар. певцов, сказителей легенд, а также в нар. празднествах, спортивных состязаниях, играх и обрядах. С 1918 в Т. стали создаваться самодеятельные театр. кружки. Несмотря на то, что большинство из них выступало на рус., укр., арм., азерб. и тат. языках, эти кружки сыграли положит. роль для пропаганды театр. иск-ва среди туркм. населения. Особенно большое значение имела работа театр. групп Политотдела Туркестанского фронта, ставивших спектакли на актуальные сюжеты. В 1919 силами туркм. драматич. кружка в Ки-зыл-Арвате была осуществлена постановка пьесы " Взятие Кизыл-Арвата красными войсками", написанной рабочим X. Аташевым; члены театр. коллектива в Полторацке (ныне Ашхабад ) поставили пьесы " Закаспийский фронт" (" Ораз Сердар") А. Каушутова (1922) и " Айд жамал" Ш. Керими (1925 ). В 1926 Нар-компрос организовал первую нац. драматич. студию, среди руководителей и педагогов к-рой были драматурги К. Бурунов и А. Каушутов, реж. Ю. Алим-заде, видный деятель тат. театра Камал 1-й. В студии занимались А. Кульмамедов, К. Бердыев, А. Карлиев, О. Дурдыева, Сурай Мурадова, К. Херраев, К. Куль-мурадов, X. Шахбердыев и др.; здесь были поставлены спектакли: " Курильщик опиума и знахарь" Б. Кербабаева, " Кровавый лес" А. Каушутова, " Без калыма" А. Халдурдыева.

В 1929 на базе студии был создан туркм. театр, ныне Туркменский театр драмы им. Молла-непеса. В первые годы его работы в состав труппы влились также выпускники ашхабадского Художественного техникума и участники художественной самодеятельности - А. Дурдыев, М. Чер-кезов, Сона Мурадова, М. Сейитниязов, Б. Аннануров, X. Аннадурдыев и др. Театр ставил пьесы совр. сов. авторов, произв. формирующейся нац. драматургии, рус. и мировую классику: " Мятеж" по Д. А. Фурманову (1932 ), " Слуга двух господ" К. Гольдони (1933 ), " Гибель эскадры" и " Платон Кречет" А. Е. Корнейчука, " Ревизор" Н. В. Гоголя (все в 1934 ), " 1905 год" Дж. Джабарлы (1935 ), " Любовь Яровая" К. А. Тренёва, " Подъём" Кербабаева, " Айна" А. Карлиева (все в 1937 ), " Кеймир Кёр" Бурунова и Ама-нова (1940 ). В предвоен. годы наметилось тяготение к муз.-драматич. спектаклям, была осуществлена постановка муз. драмы " Зохре и Тахир" Аманова (инсценировка дастана Молланепеса, 1939 ) с музыкой А. Г. Шапошникова. В 30- 40-е гг. в Т. шёл процесс освоения опыта многонац. сов. театра, ознакомления с осн. элементами системы К. С. Станиславского, утверждения метода социалистич. реализма.

В 1941 в Т. начала работать группа молодых актёров, окончивших моск. ГИТИС. Росло сценич. мастерство актёров, появились нац. кадры режиссёров, были открыты театры в гг. Мары, Керки, Кизыл-Арвате и др. В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945 в театрах ставились пьесы Б. Кербабаева, А. Кекилова, К. М. Симонова и др. о борьбе против фаш. захватчиков. Особенно значительной была постановка " Фронта" Корнейчука (1943 ). Среди лучших работ послевоен. лет: " Семья Аллана" Г. Мухтарова, " Сын пастуха" К. Сейтлиева и Мухтарова (обе в 1949 ), " Доходное место" (1950 ) и " Без вины виноватые" (1951 ) А. Н. Островского, " Отелло" У. Шекспира (1954). В 1954 в репертуар театра им. Молланепеса были включены спектакли выпускников ГИТИСа, подготовленные ими за годы обучения, - " Мещане" М. Горького, " Бедность - не порок" Островского, " Весёлый гость" Мухтарова и др. В 1955 театр участвовал в Декаде туркм. лит-ры и иск-ва в Москве. Среди значит. спектаклей последующих лет: " Джума" Каушутова (1956, 2-я ред.), " Решающий шаг" Кербабаева, " Легенда о любви" Н. Хик-мета (оба в 1957), " Тридцатые годы" Мухтарова (1958). В 1964 состоялась премьера пьесы А. Атаджанова " Кушкинская крепость", в к-рой впервые в туркм. драматургии создан образ В. И. Ленина (в гл. роли К. Дурдыев).

В 60 - нач. 70-х гг. театры Т. осуществили постановки спектаклей: " Судьба" X. Дерьяева (1962), " Молланепес" Б. Аманова, " Кто преступник? " Мухтарова (оба в 1963 ), " Любовь" А. Кекилова и Т. Таганова, " На распутье" А. Мамилиева и Б. Суханова (оба в 1967 ), " Девичья дань" Б. Сей-такова и М. Сейитниязова, " Остров сокровищ" Аманова (оба в 1969 ), " Посол эмира" К. Кулиева (1970), " Братья" Сей-такова (1974) и др. Большой интерес представило истолкование пьес " Бронепоезд 1469" Вс. Иванова (1967), " Кремлёвские куранты" (1959) и " Человек с ружьём" (1970) Н. Ф. Погодина. В репертуар театров включаются пьесы Шекспира, Мольера, Лопе де Вега, К. Гоцци, А. Н. Островского, А. П. Чехова, М. Горького, Л. Кручковского, Назыма Хикмета, драматургов братских сов. республик - А. Е. Корнейчука, М. А. Светлова, B.C. Розова, А. Н. Арбузова, О. Иоселиани, А. Папаяна, М. Карима, А. Ках-хара, М. Ибрагимова, Р. Ибрагимбекова, И. Юмагулова и др.

С 1926 в Ашхабаде работает Рус. дра-матич. театр им. А. С. Пушкина, сыгравший большую роль в становлении и развитии театра Т. В числе др. театр. коллективов: Драматич. театр им. Кемине в г. Мары (осн. в 1938), Муз.-драм. театр в г. Ташаузе (осн. в 1938). В 1964 в Ашхабаде открылся Театр юного зрителя, организованный из выпускников двух туркм. студий ГИТИСа.

Значит. вклад в развитие театр. иск-ва внесли нар. артисты СССР А. Карлиев, М. А. Кириллов. Среди деятелей театра республики (1975): нар. артисты СССР А. Кульмамедов, Б. Аманов, А. Дурды-ев, Сона Мурадова, нар. артисты Туркм. ССР Сурай Мурадова, К. Бердыев, М. Черкезов, Т. Гафурова, С. Амангель-дыев, К. Дурдыев, Н. Союнова, С. Ата-ева, Г. Ф. Бобровский, И. Г. Громов, Л. Н. Котовщикова, С. Аннаклычева, заслуженные артисты Туркм. ССР X. Ан-намамедов, А. Курбандурдыев, О. Хаджи-мурадов, О. В. Аветисов, М. Аймедова, А. Джаллыев, А. Хуммедов; художники заслуженные деятели искусств Туркменской ССР X. Аллабердыев, Е. М. Белов.

Илл. см. на вклейке, табл. XXV (стр. 368-369).

Лит.: Б е н ь я ш Р., Туркменский государственный театр, Аш., 1939; К е р и м и К., Туркменский академический театр драмы им. Молланепеса, Аш., 1969; История советского драматического театра, т. 2, 6, М., 1966 - 71. А. М. Мамилиев.

Цирк. Широкую известность в СССР и за рубежом завоевал туркм. конный цирк, восходящий к нац. конным играм, пантомимам. На самобытных нац. традициях джигитовки основано иск-во ансамблей туркм. наездников под рук. нар. арт. Туркм. ССР Д. Г. Ходжабаева (организован в 1945, с 1964 - Засл. коллектив Туркм. ССР; гастролировал в Югославии, Италии, Франции, США и др. странах) и нар. арт. Туркм. ССР А. Ан-наева (организован в 1968). Значит. вклад в историю туркм. циркового иск-ва внёс также ансамбль туркм. наездников-джигитов (1945 - 55) под рук. засл. деят. иск-в Туркм. ССР А. С. Калганова.

А. Я. Шнеер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.