Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководства и пособия для высшей школы. 16 страница






НЕФТЕБАЗА, комплекс сооружений и устройств для приёма, хранения, перегрузки с одного вида транспорта на другой и отпуска нефти и нефтепродуктов. Различают перевалочные, призаводские и распределительные H. Перевалочные H. предназначены для перегрузки с одного вида транспорта на другой или на тот же вид транспорта: из мор. танкеров и барж в речные, из ж.-д. маршрутов в отд. цистерны и т. п. Призаводские H. бывают сырьевые (приём, хранение сырья, подлежащего переработке, подготовка его к переработке) и товарные (приём нефтепродуктов с установок, хранение нефтепродуктов и отгрузка). Как правило, сырьевые и товарные H. объединяются в одно хозяйство, располагаемое на территории, общей с з-дом, или в непосредств. близости от него. Распределительные H. снабжают непосредственно предприятия, а также отпускают нефтепродукты в мелкой таре. Они делятся на областные, районные, железнодорожные, водно-железнодорожные, водные, трубопроводные и глубинные. H. этого типа имеют огранич. район действия, ёмкость резервуарного парка их сравнительно небольшая.

Многие H. одновременно выполняют смешанные функции - перевалочных, заводских и распределительных. На крупных H. ведутся работы по комплексной автоматизации процессов приёма, хранения, перекачки, отгрузки и отпуска нефтепродуктов.

Лит.: Черникин В. И., Сооружение и эксплуатация нефтебаз, 2 изд., M., 1955; Нефтебазы и нефтепроводы, M., 1956; Нефтедобывающая промышленность СССР. 1917-1967, M., 1968. В. П. Ефремов.

НЕФТЕГАЗОВЫЙ ИНСТИТУТ Всесоюзный научно-исследовательский, см. в ст. Нефтяные институты.

НЕФТЕГОРСК, посёлок гор. типа в Ашперонском р-не Краснодарского края РСФСР. Расположен в предгорьях сев.-зап. склона Большого Кавказа, в 18 км к Ю. от ж.-д. станции Апшеронская (конечный пункт ветки or линии Армавир - Туапсе). Добыча нефти.

НЕФТЕГОРСК, посёлок гор. типа, центр Нефтегорского р-на Куйбышевской обл. РСФСР. Расположен на р. Съезжая (приток Самары), в 36 км к Ю. от ж.-д. станции Богатое (на линии Куйбышев - Оренбург), на автодороге Куйбышев - Бузулук. 11, 8 тыс. жит. (1970). Газоперерабатывающий и нефтестабили-зационный з-ды. Филиал Сызранского нефтяного техникума.

НЕФТЕГОРСК (до 1970 - Восток), посёлок гор. типа в Сахалинской обл. РСФСР, подчинён Охинскому горсовету. Расположен в 98 км к Ю. от г. Оха. Добыча нефти.

НЕФТЕЗАВОДСК, посёлок гор. типа в Дейнауском р-не Чарджоуской обл. Туркм. CCP. Расположен на лев. берегу р. Амударьи, в 70 KJU к С.-З. от г. Чарджоу. Возник в 1973 в связи со строительством чарджоуского нефтеперераб. з-да.

НЕФТЕКАМСК, город (с 1963) республиканского (АССР) подчинения, центр Краснокамского р-на Башкирской АССР. Расположен в 8 км от р. Камы. Соединён ж.-д. веткой со ст. Амзя (на линии Казань - Свердловск). 54 тыс. жит. (1973). Возник в 1957 в связи с освоением Ap-ланского месторождения нефти. Добыча нефти, комбинат искусств, кож, з-д железобетонных изделий, молочный и пивоваренный з-ды, мясокомбинат, лесная и лесохимич. пром-сть. Нефтяной техникум. Народный театр. Строится (1974) з-д автосамосвалов.

Лит.: Новиков M. П., Нефтекамск, Уфа, 1970.

НЕФТЕКАМСК, город (до 1968 - посёлок), центр Нефтекумского р-на Ставропольского края РСФСР. Расположен на прав, берегу р. Кума, в 80 км к В. от ж.-д. станции Прикумск (конечная станция ветки от линии Армавир - Прохладный). Газоперерабатывающий з-д, молокозавод.

НЕФТЕЛОВУШКА, сооружение для улавливания нефти и нефтепродуктов из пром. сточных вод. Представляет собой бетонный или железобетонный резервуар (горизонтальный отстойник), разделённый продольными стенками на 2 или более параллельно работающие секции. H. улавливается до 98% нефтепродуктов.

НЕФТЕНАЛИВНОЕ СУДНО, то же, что танкер.

НЕФТЕОТДАЧА, мера полноты извлечения нефти из пласта. Под H. понимают также меру истощённости нефтяного пласта. Коэфф. определяется отношением кол-ва извлечённой нефти к первоначально содержащейся в пласте в одинаковых условиях и численно выражается в долях единицы или в процентах.

При добыче нефти вытеснением из пласта различными агентами коэфф. H. определяется полнотой вытеснения водой, газом, растворителем и др. (т. н. коэфф. вытеснения) и степенью охвата всего пласта, т. е. совокупности насыщенных нефтью пластов, пропластков и линз, составляющих объект эксплуатации (т. н. коэфф. охвата). Коэфф. H. в этом случае выражается произведением коэффициентов вытеснения и охвата. Коэфф. охвата в большой степени зависит от неоднородности пласта и соотношения вяз-костей нефти и вытесняющего агента. Чем более неоднороден пласт по строению и физ. свойствам и чем больше отношение вязкости нефти к вязкости агента, тем меньше значение коэфф. охвата. При эксплуатации нефт. месторождения на режиме истощения или при доминирующем действии сил гравитации коэфф. охвата близок к 1. Коэфф. H. зависит от свойств нефти в пластовых условиях, физ.-хим. характеристики пласта и ес-теств. или искусств, режима эксплуатации, а также системы разработки месторождения.

Для наиболее распространённого и эффективного способа добычи нефти путём вытеснения водой различают H. безводную, характеризующую полноту извлечения нефти к началу обводнения продукции, т. е. появлению вместе с нефтью воды; текущую, определяющую полноту извлечения нефти на любой момент процесса эксплуатации нефтяного пласта, и конечную, к-рая определяется предельной обводнённостью продукции, вызывающую прекращение эксплуатации отдельных скважин, пласта или месторождения в целом. Предельная обводнённость обусловлена экономич. показателями и зависит от свойств нефти, глубины залегания пласта и др. При вытеснении водой в зависимости от вязкости нефти, неоднородности пласта и т. п. конечная H. составляет от 0, 25 до 0, 7 (низкие значения наблюдаются при эксплуатации залежей нефти, имеющей высокую вязкость в пластовых условиях). Различают также предельную H., к-рая может быть достигнута применением данного метода вообще. Напр., предельной H. при заводнении можно достигнуть длительной промывкой пласта водой до полного обводнения продукции.

По мере развития нефт. пром-сти, появления и совершенствования систем воздействия на нефт. пласты коэфф. H. возрастал от 0, 3 до 0, 5, а по отдельным месторождениям до 0, 7. Средний коэфф. H. по отдельным нефтедобывающим странам возрастает относительно медленно (рис.) всяедствие вовлечения в эксплуатацию месторождений с ухудшенными свойствами нефтей и вмещающих их коллекторов.

Изменение абсолютных и извлекаемых запасов нефти в США: / - общие геологические запасы; 2 - фактическая накопленная добыча (в % показаны средние значения коэффициента нефтеотдачи).

См. также ст. Нефть (раздел Добыча). А. Г. Ковалев.

НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, отрасль тяжёлой индустрии, охватывающая переработку нефти и произ-во нефтепродуктов (без произ-ва сажи) (см. также Нефтехимический синтез, Основной органический синтез, Нефтехимическая промышленность, Нефть).

Повышенный интерес к месторождениям нефти и её перегонке с целью получения более ценных продуктов начался в 1-й пол. 19 в. (исторические сведения см. в ст. Нефть). В дореволюц. России переработка нефти велась по примитивной технологии; основным продуктом переработки, находившим сбыт, был керосин. Нефтеперераб. предприятия сосредоточивались гл. обр. на Кавказе (в Баку и Грозном). На долю иностр. капитала приходилось 56% всех капиталовложений в нефт. пром-сти (1917).

После Гражд. войны 1918-20 Сов. государство выделяло значит, средства на восстановление и развитие предприятий H. п. (в 1923/24 на эту отрасль приходилось 37, 2% всех затрат на капитальное стр-во). В результате за период с 1921 по 1925 производство бензина возросло в 3, 8 раза, а суммарное количество получаемых светлых фракций нефти в 2, 3 раза. Основы совр. H. п. в СССР были заложены в годы первых пятилеток (1929-40). Большое народнохоз. значение имело открытие месторождений нефти и газа в Волга-Уральской нефтегазонос-ной области. За 1933-37 введены в эксплуатацию нефтеперераб. заводы в городах Ишимбае и Уфе. С целью приближения нефтеперераб. предприятий к центрам потребления нефтепродуктов были построены также заводы H. п. в Саратове, Краснодаре, Орске, Хабаровске, Одессе, Херсоне.

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 H. п. СССР обеспечивала фронт и тыл горючими и смазочными материалами.

В послевоен. период H. п. развивалась быстрыми темпами, непрерывно повышался технич. уровень и объём произ-ва. Уже в 1946-51 довоенные показатели были превзойдены. Систематически наращивались мощности по первичной переработке нефти. За пятилетие 1966- 1970 эти мощности увеличились в 1, 4 раза. В 1970 пром-сть переработала нефти в 1, 44 раза больше, чем в 1965; произ-во малосернистого дизельного топлива возросло за те же годы в 2, 4 раза. Вступили в строй действующих предприятий многие нефтеперераб. заводы и комбинаты. H. п. решает задачу по более широкому внедрению высокопроизводительных техно-логич. установок и агрегатов, по организации узкоспециализированных многотоннажных производств, рациональному комбинированию и совмещению неск. процессов в одном технологич. блоке, совершенствованию каталитич. систем, использованию автоматизированных систем управления предприятиями и отраслью в целом. Предприятия переходят на высокопроизводительные комбинированные установки. Если до 1966 в СССР их единичная мощность достигала 1-2 млн. т в год, то к 1971 введено неск. установок мощностью 2 - 3 и 6 млн. т в год. Увеличение объёма переработки нефти сопровождается существенным повышением качества нефтепродуктов: преимущественным становится выпуск малосернистого дизельного топлива, высокооктанового бензина, масел с эффективными присадками.

H. п. неразрывно связана с нефтехим. пром-стью. По объёму переработки нефти, а также по производству синтетич. каучука СССР занимает 2-е место в мире после США. Совершенствование нефтепереработки и опережающее развитие мощностей вторичных процессов осуществляются на базе новых и модернизированных технологич. процессов. Научно-технич. задачи нефтепереработки и нефтехимии решают в СССР 48 н.-и. ин-тов и их филиалов, 25 проектно-конструкторских организаций и их филиалов, 18 опытных заводов.

H. п. других социалистич. стран - членов СЭВ быстро развивается, чему способствует всё возрастающая технич. помощь со стороны СССР. При содействии СССР в странах-членах СЭВ сооружено более 34 нефтеперераб. и нефтехим. предприятий: Бургасский нефтеперераб. завод в Болгарии, Дунайский завод в Венгрии, завод в Плоцке (Польша) и др.

Динамика произ-ва и потребления нефтепродуктов в несоциалистич. странах характеризуется данными табл. 1.

Табл. 1. - Производство и потребление нефтепродуктов в несоциалистических странах, млн. m

           
Производство продуктов нефте        
Потребление продуктов нефте        

О мощностях по произ-ву нефтепродуктов (на 1 янв. 1973, млн. то) и о региональном размещении H. п. несоциалистич. стран дают представление следующие цифры:

Северная Америка  
Центральная и Южная Америка  
Западная Европа  
Африка  
Ближний и Средний Восток  
Юго-Восточная Азия и зарубежный Д. Восток  
в том числе Япония  

Объём переработки сырой нефти и мощности предприятий H. п. в крупнейших индустриально развитых капиталистич. странах показывают данные табл. 2 и 3.

Табл. 2. - Объём переработки нефти, млн. m

Страны        
США        
Япония        
ФРГ        
Италия        
Великобритания        

К 1973 мощности предприятий H. п. в этих шести крупнейших капиталистич. странах возросли в 3, 7 раза по сравнению с 1950. При этом уменьшилась доля США и сильно возросла доля Японии и стран Зап. Европы. Из перечисленных стран только США располагают крупными запасами нефти, хотя и они прибегают к её импорту в значит, количествах. H. п. таких стран, как Япония, ФРГ,

Табл. 3. - Мощности нефтеперерабатывающих заводов, млн. т (на начало года)

Страны        
США       6.54
Япония 2, 6 1, 7    
Италия 2, 1 5, 4    
Франция 7, 6      
ФРГ 2, 4* 3, 5    
Великобритания 2, 5 9, 9    
Итого: 249, 2 391, 5    

* Германия в границах 1936.

Италия и др., полностью или почти полностью зависит от импорта нефти (см. Нефтяная промышленность).

Во многих развивающихся странах возросла мощность H. п. (в млн. т): в Иране (с 16 в 1937 до 31 на нач. 1973), Бахрейне (с 1, 5 до 13 соответственно), Мексике (с 4, 9 до 31), Аргентине (с 3 до 30), Бразилии (с 0, 2 до 36), Венесуэле (с 5, 5 до 75), на Антильских о-вах (с 24 до 44), в Тринидаде и Тобаго (с 3 до 22), Индонезии (с 0, 5 до 21); заново организована H. п. в Кувейте (мощность в нач. 1973 - 32 млн. т), Саудовской Аравии (21), Нигерии (3) и др.

При технич. помощи СССР построены и строятся ряд объектов H. п. в Индии, Турции, Эфиопии, Шри-Ланка и в др. странах. В Индии, напр., мощность H. п. в 1937 составляла ок. 0, 5 млн. т (на совр. территории страны), а к нач. 1973 достигла 24 млн. т.

Лит.: Губкин И. M., Учение о нефти, 2 изд., М.- Л., 1937; Наметкин С. С., Химия нефти, M., 1955; Технология переработки нефти и газа, ч. 3, M., 1966; Технология переработки нефти и газа, ч. 1, M., 1972. В. С. Фёдоров.
НЕФТЕПРОВОД, комплекс сооружений для транспортировки нефти и продуктов её переработки от места их добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на ж.-д. либо водный транспорт. В состав H. входят подземные и подводные трубопроводы, линейная арматура, головные и промежуточные нефтеперекачечные насосные станции, нефтехранилища, линейные и вспомогательные сооружения.

По магистральным H. нефть и нефтепродукты транспортируются на значит, расстояния, нередко до 2000 км и более. Диаметр магистрального H. от 200 до 1220 мм, давление, как правило, 5-6 Мн/смг (50-60 кгс/сл2). Подводящие H. предназначаются для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения магистральных H. и нефте-продуктопроводов с нефтеперерабатывающих з-дов на головные сооружения магистральных нефтепродуктопроводов; они имеют протяжённость до неск. десятков км. Промысловые, заводские и нефтебазовые трубопроводы предназначены для внутр. перекачек.

Осн. параметры магистрального H.: протяжённость, производительность, диаметр, давление и число перекачечных станций. Первые два параметра задаются, остальные определяются расчётом. Для сооружения H. применяют трубы из углеродистой и низколегированной стали, в основном сварные, с продольным и спиральным швами. При расчёте магистрального H. большое значение имеют вязкость и плотность перекачиваемых нефти и нефтепродуктов. Для предохранения труб от почвенной коррозии и блуждающих токов применяют антикоррозийную изоляцию и электрохим. методы защиты: катодную защиту, электрополя-ризованные протекторы, электродренаж. По всей длине H. устанавливаются линейные секущие задвижки. Расстояние между задвижками определяется в зависимости от рельефа местности, но составляет не более 20 км. При перекачке высоковязкой и высокозастывающей нефти применяют её подогрев на перекаченных станциях и промежуточных пунктах подогрева. Стоимость строительства магистральных H. окупается в относительно короткие сроки (обычно 2-3 года).

Первый H. дл. 6 км сооружён в США в 1865. H. большей длины начали строить в США в 1875. Первый H. в России проложен в 1878 в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а в 1897 -1907 был построен по проекту В. Г. Шухова самый большой в то время в мире по протяжённости магистральный продуктопровод Баку - Батуми диаметром 200 мм и дл. 835 км с 16 перекачеч-ными станциями, к-рый продолжает эксплуатироваться.

Развитие нефтепроводного транспорта в СССР связано с освоением нефтяных месторождений в Башкирской АССР и Тат. АССР и Куйбышевской обл. РСФСР. К 1941 в эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с суммарной годовой производительностью 7, 9 млн. т. Макс, диаметр составлял 300 мм. Общая протяжённость магистральных H. к 1956 возросла до 11, 5 тыс. км, а в 1966 достигла 29 тыс. км. Действующая сеть магистральных H. развивалась в 3 осн. направлениях: урало-сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск - Иркутск) дл. 8527 км (H. и про-дуктопроводов); северо-западное (Альметьевск - Горький -Ярославль - Кири-ши с ответвлением на Рязань и Москву) дл. более 1700 KM', юго-западное (от Альметьевска до Куйбышева и далее H. " Дружба" с ответвлением на Полоцк и Вентспилс)протяжённостыо более 3500 км. С открытием новых нефт. месторождений на Юж. Мангышлаке и в Тюменской обл. сооружены уникальные H.: Узень - Гурьев - Куйбышев диаметром 1020 мм, дл. 1500 км для перекачки высоковязкой и высокозастывающей мангышлакской нефти с путевым подогревом (" горячий" H.); Усть-Балык - Омск диаметром 1020 мм, дл. 1000 км; Шаим - Тюмень, Александровское - Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяжённостью 840 км; Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220 мм и протяжённостью 1844 км, второй трубопровод " Дружба" (см. карту). Общая протяжённость H. в СССР составляет 42, 9 тыс. км (1973). Характерная особенность развития нефтепроводного транспорта в СССР - увеличение удельного веса H. большого диаметра (на 1 июня 1973):

Диаметр труб, мм Протяжённость нефтепроводов, км
до 200  
250-300  
350-400  
500-600  
700-800  
   
   

H. развитых капиталистич. и развивающихся стран представляют мощный вид транспорта нефти и нефтепродуктов. Первое место занимают США, где сеть магистральных H. составляет ок. 70% протяжённости трубопроводов капиталистич. стран мира. Из общей длины H. США трубы диаметром 100-500 мм составляют более 50%, трубы 900-мм и выше - всего 10-12%. В 1968 в США был построен первый магистральный H. диаметром 1000 мм от Нового Орлеана (Сент-Джеймс) до Патоки протяжённостью 1012 км. Начато (1974) строительство трубопровода диаметром 1220 мм на расстояние 1260 км для транспортировки нефти от месторождений зал. Прадхо на побережье Аляски (открытых в 1968) до г. Вал-диз. Гл. действующие магистральные H. и трубопроводы США принадлежат крупнейшим нефтяным монополиям, охватывающим ок. 90% трубопроводов по протяжённости и 70% по объёму перекачки нефти и нефтепродуктов. Наиболее крупные системы H. построены в США. Значительно позже, чем в США, началось строительство H. в др. капиталистич. странах. В Зап. Европе в 1952 был построен H. Вадо-Лигуре - Трехате длиной 152 км, в 1953 - Гавр - Париж (243 км), в 1963 - Л а вера - Карлсруэ (780 км), в 1964 - Генуя - Ингольштадт (536 км). Наибольшая протяжённость H. (в тыс. км)B странах Сев. Америки - 270, в странах Юж. Америки (включая район Карибского м.) она составляет 23, 59, в Зап. Европе-17, 82, в странах Бл. и Cp. Востока- 22, 8, в Африке -15, 34, на Дальнем Востоке и в Океании - 8, 87. Протяжённость H. в развитых капиталистич. и развивающихся странах (1972) приведена ниже.

Протяжённость крупных систем нефтепроводов в США, тыс. км

" Сервис пайп лайн" 22, 68
" Хамбл пайп лайн" 18, 9
" Колониал" 4, 68
" Магнолия пайп лайн" 19, 5
" Бакай пайп лайн" 12, 8
" Синклер пайп лайн" 15, 3

Протяжённость нефтепроводов в развитых капиталистических (кроме США) и развивающихся странах, тыс. км

Северная Америка  
Канада 20, 6
Мексика 9, 5
Южная Америка  
Аргентина 6, 55
Боливия 3, 49
Бразилия 2, 37
Венесуэла 4, 97
Колумбия 4, 45
Западная Европа  
Австрия 0, 64
Великобритания 2, 36
Испания 2, 07
Италия 4, 06
Нидерланды 1, 25
Франция 3, 86
ФРГ 3, 13
Ближний и Средний Восток  
Бахрейн 0, 2
Израиль 0, 78
Ирак 5, 65
Иран 3, 53
Катар 0, 42
Кувейт 0, 85
Нейтральная зона 0, 22
Саудовская Аравия 3, 85
Сирия 1, 18
Турция 2, 24
Африка  
Алжир 4, 69
АPE 0, 43
Ливия 3, 05
Нигерия 0, 83
Тунис 0, 74
ЮАР 2, 24
Юж. Родезия и Мозамбик 0, 83

 

     
  Юго-Восточная Азия, Австралия и Дальний Восток  
  Австралия 1, 28
  Бирма 0, 48
  Индия 3, 93
  Индонезия 1, 86
  Япония 0, 86
     

Совершенствование H. осуществляется благодаря увеличению диаметра труб и улучшению их качества. Наиболее экономичными считаются трубы диаметром 900-1000 мм и выше. Основное внимание при эксплуатации H. уделяется повышению их пропускной способности путём ввода новых промежуточных перекачечных станций, расширения и реконструкции действующих объектов. Кроме того, действующие системы расширяются путём прокладки вторых ниток и увеличения мощности насосных станций.

Лит.: Яблонский В. С., Б е л оу с о в В. Д, Проектирование нефтегазо-проводов, M., 1959; Попов С. С., Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа, 2 изд., M., 1960. В. П. Ефремов.

НЕФТЕПРОВОД " ДРУЖБА", см. " Дружба".

НЕФТЕПРОДУКТЫ, смеси углеводородов и нек-рых их производных, а также индивидуальные хим. соединения, получаемые при переработке нефти и используемые в качестве топлив, смазочных материалов, электроизоляционных сред, растворителей, дорожных покрытий, нефтехимического сырья и для других целей. Значительная часть H. представляет собой смеси отдельных углеводородных компонентов, содержащие различные добавки и присадки, улучшающие свойства H. и повышающие стабильность их эксплуатационных характеристик. Химические превращения, лежащие в основе процессов получения H., подробно рассматриваются в ст. Нефтехимический синтез.

Топлива (газообразные и жидкие) составляют одну из главных групп H. К ним относятся различные продукты переработки газов нефтяных попутных (газовый бензин - компонент автомобильных бензинов, пропан-бутановая фракция - моторное топливо и топливо коммунально-бытового назначения, изо-бутан - сырьё для получения высокооктановых компонентов моторных топлив), газы нефтепереработки, бензин, керосин, мазут. Основное количество нефтяных топлив составляет моторное топливо, применяемое в двигателях внутр. сгорания (поршневых, реактивных, газотурбинных). Эта обширная группа составляет ок. 63% от всех H. Для получения моторного топлива используют в основном продукты прямой перегонки нефти (бензиновые, лигроиновые, керосино-газой-левые и др. фракции), а также продукты вторичных процессов переработки нефти (напр., каталитич. крекинг). Все нефтяные топлива, кроме котельного (в качестве к-рого используется мазут), подвергаются очистке (см. Очистка нефтепродуктов). Важнейшей эксплуатационной характеристикой нефтяных топлив является теплотворная способность. Бензин обладает высокой стойкостью к детонации, дизельное топливо - хорошей воспламеняемостью; то и другое топливо имеет достаточно низкую темп-ру застывания (и помутнения) в соответствии с условиями и районом применения. Необходимые эксплуатационные качества топлив обеспечиваются тщательным подбором компонентов и присадок.

Масла нефтяные составляют вторую по объёму и значению группу H. Это гл. обр. смазочные масла. Важную группу масел представляют электроизоляционные масла и технологические масла. Получают масла в основном вакуумной перегонкой мазута и деасфальтизацией масляных гудронов (тяжёлых остатков от перегонки нефти). Важнейшими показателями эксплуатационных свойств масел являются вязкость, индекс вязкости, стабильность против окисления, смазочная способность, темп-pa вспышки и застывания.

К смазочным материалам на основе H. относятся также пластичные смазки и смазочно-охлаждающие жидкости. Первые представляют собой смеси нефтяных (иногда синтетических) масел с различными загустителями и применяются в узлах трения, работающих в широком диапазоне темп-р и скоростей, для продолжительной консервации металлоизделий и в др. случаях. Смазочно-охлаждающие жидкости - это нефтяные масла или пасты, активированные поверхностно-активными веществами (эмульсол, сульфофрезол, эмульги-рующие пасты и др.) и используемые при обработке металлов резанием и давлением.

Нефтяные технические битумы составляют третью по объёму произ-ва группу товарных H., имеющих широкое применение в нар. х-ве: дорожные, строительные битумы и др. Технич. битумы получают концентрацией (вакуумной перегонкой) и окислением (продувкой воздухом) остатков от перегонки нефти, содержащих большое количество асфальтово-смолистых и тяжёлых гетероциклич. соединений.

Значительную группу H. составляют т. н. твёрдые углеводороды: парафины, церезины, вазелины, петролатумы, озо-кериты и др. Их получают разделением и очисткой продуктов, выделяемых при депарафинизации нефтяных фракций, а также путём переработки природных озокеритов. Используют твёрдые углеводороды в медицине, пищевой, электротехнической, бумажной, резиновой пром-сти, для произ-ва пластичных смазок и др. целей.

Товарными H. являются также различные растворители, нефтяной кокс, сажа, деэмулъгаторы и пр.

H., получаемые путём разделения фракций пиролиза нефти (бензол, толуол, ксилол, нафталин, зелёное масло и др.), применяются в основном как нефтехим. сырьё. В качестве хим. сырья используются также газы нефтепереработки и MH. др. продукты термич. и каталитич. переработки нефти.

Лит.: Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник, под ред. H. Г. Пучкова, M., 1971; Нефтепродукты, [ч. 1 - 2], M., 1970. H. Г. Пучков.

НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, отрасль тяжёлой индустрии, охватывающая производство синте-тич. материалов и изделий гл. обр. на основе продуктов переработки нефти и природных горючих газов. На предприятиях H. п. производятся синтетич. каучук, продукты основного органич. синтеза (этилен, пропилен, полиэтилен, поверхностно-активные вещества, моющие средства, нек-рые виды минеральных удобрений), сажа, резиновые изделия (автопокрышки, резинотехнич. изделия и предметы широкого потребления), асбе-стотехнич. изделия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.