Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководства и пособия для высшей школы. 3 страница






В правление рода Рана (1846-1951) H. являлся поставщиком солдат для брит, колон, армии (в стране открылись вербовочные пункты по набору рекрутов в эту армию). Присваивая нац богатства страны, Рана свои капиталы переводили в основном за границу (гл. обр. в Индию) и вкладывали их там в коммерч. предприятия.

Господство феод, отношений, изоляция H. от внеш. мира, утечка ден накоплений, географич. и экономич. разобщенность страны задерживали развитие производит, сил. В руках помещиков-феодалов (гл. обр. клана Рана, насчитывавшего ок. 100 семейств) была сосредоточена осн. масса всех обрабатываемых земель; 80% посевных площадей обрабатывалось бесправными крестьянами-арендаторами (в основном издольщиками); ставки арендной платы не регламентировались и составляли в большинстве случаев св. 50% урожая. Значит, распространение получило долговое рабство (юридически было отменено лишь в 1926). За годы правления Рана H. в поисках работы покинуло св. 3 млн. чел. (эмиграция гл. обр. в Индию, Бирму, Малайю).

Успехи нац.-освободит, борьбы в странах Азии после 2-й мировой войны 1939- 1945 и поражение колониализма в этих странах создали благоприятные возможности для развития антифеод, и антиим-периалистич. борьбы непальского народа. Еще в конце войны в H. появились пром. предприятия (в основном в гг. Биргандж и Биратнагар - предприятия легкой промышленности), началось формирование рабочего класса. В юж. р-нах, тяготеющих к экономике Индо-Гангской равнины, усилилось разложение феод, уклада, в долине Катманду дальнейшее развитие получило товарное с. X-BO. Заметно активизировалась деятельность непальской политич. эмиграции в Индии. В 1947 в Калькутте была осн. партия Непальский нац. конгресс (с 1950 - Непальский конгресс), руководящие позиции в ней заняли выходцы из обедневших феодальных родов и мелкобурж. интеллигенции. Эта партия сыграла важную роль в активизации антирановских сил в H.

В специфич. условиях H.- при крайней малочисленности рабочего класса и исключит, слабости торг.-пром. буржуазии, при господстве феод, социальных институтов, ср.-век. укладе жизни - демократич. движение проходило под лозунгом возвращения королю его прерогатив, узурпированных Рана. В 1949 образовалась Коммунистич. партия Непала. Был создан единый фронт антирановских сил (действовал в 1951-52). Его усилиями и был положен конец власти Рана (революция 1951). 18 февр. 1951 король Трибхувана (находился на престоле в 1911-55) отменил институт наследств, премьер-министров. Временная конституция Непала (обнародованная королем 10 апр. 1951) провозгласила кон-ституц. монархию. Она декларировала гражд. права и свободы (право создания партий и организаций, всеобщее избират. право и т. д). Однако в 1959 была провозглашена новая конституция, к-рая ограничила демократич. права и свободы населения. На первых в истории H. парламент' ских выборах (1959) победу одержали кандидаты от партии Непальский конгресс, к-рая обещала провести агр. реформу, осуществить реорганизацию адм. аппарата и судопроизводства, облегчить положение трудящихся. Однако она не выполнила своих обещаний.

В обстановке обострявшихся социальных и экономич. конфликтов король Ma-хендра (правил с 1955 по янв. 1972) 15 дек. 1960 распустил парламент и пр-во, взяв на себя всю полноту законодат. и исполнит, власти. 5 янв. 1961 была запрещена деятельность всех политич. партий и орг-ций (это положение зафиксировала конституция 1962). Была создана пан чаятская система, в основе к-рой лежит идея " классового мира", призванная смягчить классовые противоречия в ходе ка-питалистич. преобразования непальского общества. Вместо парламента избран Нац. пэнчаят, венчающий целую систему панчаятов - местных органов самоуправления. Вместо запрещенных партий были образованы действующие под контролем пр ва т. н. классовые орг-ции - крестьянская, рабочая, молодежная, женская, бывших военнослужащих, детская. Новый свод законов 1963 устранял наиболее одиозные пережитки средневековья в области социальных отношений (запретил ранние браки, различные трудовые повинности и формы принудит, труда, отменил кастовые ограничения). Закон об агр. реформе 1963 и последующие акты направлены на упразднение крупнопомещичьей зем. собственности путем установления фиксированного максимума землевладения и предельного размера аренды. Его осн. положения еще не претворены в жизнь (1974).

Большое значение для укрепления нац. независимости H. имеет ликвидация его вековой междунар. изоляции и проведение H. миролюбивого внешнеполитич. курса. H. стал чл. ООН (с 1955) и многих др. междунар. орг-ций; он установил дипломатич. отношения с 56 гос-вами (на июль 1974). С СССР дипломатич. отношения установлены 20 июля 1956. Между СССР и H. подписаны соглашения об экономич. (1959, 1964, 1973), культурном (1964) и торговом сотрудничестве (1965, 1970). H. участвовал в конференциях неприсоединившихся гос-в в Белграде (1961), Каире (1964), Лусаке (1970), Алжире (1973). Прогрессивные круги непальской общественности активно участвуют в движении афро-азиатской солидарности и в борьбе за мир. В частности, представители H. участвовали во Всемирном конгрессе миролюбивых сил (Москва, 1973). А. А. Празаускас, И Б. Редъко (с кон. 18 в)

Экономико-географический очерк. H.- отсталая агр. страна, в экономике к-рой господствуют феод и полуфеод, отношения. Длительное время H. развивался в условиях внеш. изоляции и внутрихоз. разобщенности

С 1960-х гг. в H. происходят социально-экономич. изменения в связи с принятием законов об агр. реформе. Пр-во в соответствии с программами экономич. развития (1956/57-1960/61; 1960/61 - 1964/65; 1964/65-1970/71; 1970/71-1974/75) осн. внимание уделяет отраслям инфраструктуры - транспорту, энергетике, а также с. х-ву, ирригации. Значит, источником капиталовложений являются средства, поступающие в H. в виде иностранной помощи и займов. Экономическому развитию содействует расширение экономических связей H. со многими странами, а также специализированными учреждениями ООН.

Завод сельскохозяйственных машин в г. Биргандж.

1. Непальские Гималаи. 2. Город Катманду. Центральные городские ворота. 3. Террасированные склоны гор в районе Катманду. 4. Шоссе Катманду - Раксаул.

СССР, в частности, оказал помощь H. в стр-ве автодороги Биргандж - Джанак-Пур, участка общенац. автомагистрали Восток - Запад, ГЭС (Панаути), ряда пром. объектов (сахарный з-д и з-д с.-х. орудий в Биргандже, сигаретная ф-ка в Джанакпуре).

Для большей части населения осн. занятием являются мелкотоварное с. X-BO, кустарные промыслы и домашнее ремесло; в горных р-нах сохраняется натуральное х-во.

Примерно 70% валового нац. продукта создаётся в с. х-ве, ок. 12% - в пром-сти и стр-ве, 3% - в торговле, ок. 2% - на транспорте и в связи (по данным ООН, 1970).

Сельское хозяйство. Св. 1/2 обрабат. площади принадлежит крупным землевладельцам, к рые сдают её в аренду крестьянам. Зем. реформа 1963 ограничивает зем. наделы; зем. излишки выкупаются гос-вом и продаются крестьянам; фактически осуществление реформы саботируется помещиками. В с. х-ве используется менее 28% (1971) терр. H.; обрабатывается ок. 2 млн. га, луга и пастбища-1, 9 млн. га. Орошается ок. 0, 2 млн. га. Гл. с.-х. культура - рис (3Is посевной площади). В зоне тераев Юж. H. выращивают сах. тростник, джут, чайный куст, рис, масличные (арахис, горчица), кардамон, манго, бананы; в долинах Cp. H.- рис, пшеницу, кукурузу, сою, цитрусовые; в долинах Сев. H.- рожь, ячмень, овёс, картофель, кукурузу, горные сорта риса, гречиху. Нек-рые из этих культур произрастают до вые. 4000 м.

Животноводство сосредоточено гл. обр. в высокогорном Сев. H., где разводят яков, цзо (гибрид яка и коровы), овец и коз. В Cp. и Юж. H. оно имеет второстепенное значение, там разводят гл. обр. зебувидную корову и буйволов. Насчитывается (1972) ок. 10 млн. голов крупного рог. скота (в т. ч. 3, 5 млн. буйволов), 2, 2 млн. овец и 2, 3 млн. коз, 0, 3 млн. свиней. Большая часть кр. рог. скота используется как тягловая сила.

Промышленность развита слабо. Недра страны изучены мало. Кустарным способом добывают уголь, жел. руду, охру, тальк, слюду, селитру, медь, золото, обнаружены залежи магнезита. Произ-во электроэнергии 90 млн. кет·ч, в т. ч. св. 1/2- на ГЭС (1972/73). Обрабат. пром сть занята в основном переработкой местного с.-х. сырья. Имеются отд. фаб.-заводские предприятия - сах. (произ-во 12 тыс. т в 1972; в гг. Биргандж, Би-ратнагар), табачной (св. 2 млрд. сигарет в год на ф-ке в Джанакпуре и др.), рисоочистительной и др. отраслей пищ. пром-сти, джутовой (13, 3тыс. т джутовых изделий) и хл.-бум. (3, 5 млн. м ткани) пром сти. Деревообр., бум., хим, кож.-обув., кирпично-черепичное произ-во; металлообработка (з-д с.-х. машин в Биргандже и др.). Распространены кустарные

Посевная площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур

  Рис Посевная площадь, тыс. га Сбор, тыс. т  
  1948-52 1961-65   1948-52 1961-65    
  1295 128 1101 131 1200 239 2460 117 2145 143 1754 223  
  Пшеница  
  Кукуруза              
  Просяные 51 35 83 32 9 110 55 15 52 40 80 85 38 180 120 50 245  
  Джут  
  Сах. тростник  
  Табак         7, 4 9, 0  

лромыслы, связанные с изготовлением предметов домашнего обихода (ткачество, произ-во корзин, циновок, глиняной посуды, обуви, с.-х. орудий и др.) и прикладного искусства.

Транспорт развит слабо; нет единой трансп. сети. Длина автогужевых дорог 4, 4 тыс. км (1971), в т. ч. дорог с твёрдым покрытием, пригодных для круглогодичного использования, св. 1 тыс. км (1972). Строится (с 1965) дорога в тераях Восток - Запад. Длина узкоколейных жел. дорог 102 км; через хр. Махабхарат - канатная грузовая дорога Катманду - Хитаура (45 км). Авиасообщение с Индией, Бангладеш, Бирмой, Пакистаном, Таиландом.

Внешняя торговля. Для внешнеторгового оборота характерно превышение ввоза над вывозом. Ввозят машинное оборудование, средства транспорта, нефтепродукты, цемент, а также предметы потребления. Вывозят джут и джутовые изделия, зерно, масличное семя, сах. тростник, табак, мускус, шерсть, шкуры, кожи, лес, лекарственные травы, кустарные изделия и др.

Ок. 70% (1971/72) внешнеторг. оборота приходится на Индию, через территорию к-рой транзитом H. осуществляет внешнеторг. операции с др. странами (индо-непальский договор о торговле и транзите 1971); H. имеет в индийском порту Калькутта свои складские площади; в 1972 к этому поргу было приписано первое в истории H. торговое судно. Развиваются советско-непальские торговые отношения.

H. посещают иностр. туристы и альпинисты (в 1972 в стране их побывало 54 тыс., что дало H. 21 млн. рупий). Ден. единица - непальская рупия; по курсу Госбанка СССР на июнь 1974 100 рупий равны 7, 07 руб.

Д. H. Костинский.

Вооружённые силы. Вооруж. силы H. состоят из сухопутных войск и ВВС. Верх, главнокомандующий - король. Общее руководство армией осуществляет министр обороны, непосредственное руководство - главнокомандующий, к-рому подчинен Ген. штаб. Армия комплектуется путем набора добровольцев. Общая численность вооруж. сил (1973) ок. 13, 5 тыс. чел. Кроме того, имеются войска внутренней безопасности (ок. 3 тыс. чел.). Сухопутные войска (13 тыс. чел.) состоят из неск. пехотных бригад, отдельного арт. дивизиона и парашютной роты. ВВС (ок. 500 чел.) имеют 10 самолетов. Вооружение и военная техника иностранного произ-ва.

Медико-географическая характеристика. По оценочным данным, в 1971 на 1 тыс. жит. рождаемость составляла 44, 6, смертность 22, 9. Преобладают ин-фекц. болезни: туберкулез, дизентерия, оспа, брюшной тиф, малярия, корь, эпи-демич. гепатит, дифтерия. Имеются эндемич. очаги холеры, располагающиеся в юж. р-нах на границе с Индией. Почти ежегодно регистрируются эпидемич. вспышки оспы. На С.-З.- природный очаг чумы. Серьёзной проблемой здравоохранения остается проказа; широко распространена трахома.

В южных и центральных р-нах, включающих узкую полосу Индо-Гангской равнины и нижние склоны гор, распространены малярия, гельминтозы, желудочно-кишечные заболевания. Со значит, постоянными миграциями населения связаны холера, оспа, венерич. болезни.

Для среднегорного пояса характерны простудные заболевания верхних дыхат. путей, отиты, ревматизм, нефрит. Широко распространён туберкулёз. Из неинфекционной патологии встречается эн-демич. зоб, очаги к-рого в этом поясе и высокогорье образуют крупнейший в мире гималайский эндемич. очаг. В высокогорье часты простудные заболевания, распространены амёбная дизентерия, трахома, проказа.

Совр. служба здравоохранения в H. только зарождается. В 1971 было всего 55 больниц на 2, 0 тыс. коек (1, 8 койки на 10 тыс. жит.), из к-рых 41 - государственная. Внебольничную помощь оказывали 97 мед. центров, 14 диспансеров и 21 мед. пост. В 1963 СССР построил в Катманду и передал в дар H. госпиталь (на 50 коек) с поликлиникой; с 1970 госпиталь - первая в H. специализир. пе-диатрич. больница. В 1969 работали 291 врач (1 врач на 3, 7 тыс. жит.), 7 зубных врачей, 8 фармацевтов и св. 300 чел. ср. мед. персонала. В стране нет ни одной высшей мед. школы. Врачи проходят подготовку в Индии. 3 школы готовят ср. мед. персонал.

3. И. Мартынова, А. Л. Соколова.

Ветеринарное дело. Среди с.-х. животных распространены ящур, геморрагич. септицемия, чума кр. рог. скота, оспа овец, бешенство, кокцидиоз, сальмонел-лёз, бабезиоз, фасциолез, эхинококкоз, бруцеллёз, туберкулёз, чесотка, эктима и др. болезни. Гос. вет. служба включает Центр, вет. госпиталь, центральные и зональные вет. лаборатории, зональные и районные госпитали, посты вакцинации в системе пограничного вет. надзора. Кроме диагностич. исследований, Центр, вет. лаборатория производит вакцины против чумы кр. рог. скота, гемосептице-мии, бешенства. Вет.-сан. надзор за убоем скота и заготовкой сырья животного происхождения отсутствует. Специалистов высшей квалификации готовят в Индии. В H. 42 вет. врача (1972).

С. И. Картушин.

Просвещение и научные учреждения. В 1952-54 в стране 96% населения было неграмотно. В 1967/68 уч. г. работало 37 центров по ликвидации неграмотности среди взрослых, в которых обучалось 80 тыс. чел. С 1971 проводится реформа образования. Основное внимание уделяется развитию профессионального и технического образования. Пересматриваются программы всех учебных заведений, в программы общеобразовательных школ вводятся как обязательные профессиональные и технич. дисциплины, создаются новые колледжи в Ун-те им. Три-бхувана в Катманду (осн. -в 1958 на базе Тричандра-колледжа). Уч. заведения H. подразделяются на государственные и частные. Обучение на всех уровнях платное, лишь в нек-рых государственных начальных школах введено бесплатное обучение.

В H. функционируют 2 осн. системы образования: английская и санскритская. Наиболее распространена англ, система. 5-летняя нач. школа (занятия ведутся на непальском яз., с 3-го класса вводится англ, яз.); ср. школа имеет 2 ступени (3 и 2 года обучения). В санскритские школы (в основном частные) принимаются дети в возрасте 6 лет из семей, исповедующих индуизм. Срок обучения в нач. школе 6 лет, в ср. школе - 3 года. В 1969/70 уч. г. во всех нач. школах обучалось 449 тыс. уч-ся, в ср.-ок. 97 тыс. уч-ся. По новой системе образования в H. создаются следующие виды школ: начальная (1-3-е классы), неполная сред-няя(4-7-г классы), средняя (8-10-е классы). Средняя школа подразделяется на общую, профессиональную и санскритскую. На июль 1974 реформа начального и среднего образования проведена в 31 районе.

Проф.-технич. подготовка осуществляется на базе неполной ср. школы англ. типа. Имеются с.-х. школы, технич., лесоводч., горная школы, мед. и пед. училища. В 1969/70 уч. г. в проф.-технич. уч. заведениях обучалось 6 тыс. уч-ся, в пед. училищах - 365 уч-ся.

Подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется в Ун-те им. Трибхувана. Ун-т объединяет ряд колледжей (Нац. колледж H., Тричанд-ра-колледж, коммерч., права, санскритский и др.) в Катманду и др. городах. В 1972 были открыты новые колледжи - с. х-ва и ветеринарии, лесоводч., инженерный, прикладных наук и технологии, педагогич., колледж H. и стран Азии. В Катманду, кроме того, имеются колледж иск-в и музыки, а также Санскритский колледж. В 1973/74 уч. г. в вузах обучалось 17 тыс. студентов. В 1969 ок. 1300 непальцев получили высшее образование за рубежом, гл. обр. в Индии, СССР и США.

Науч. центр страны - Королевская академия H. (осн. 1957) издаёт оригинальные труды по литературоведению, языкознанию, искусствоведению, культуре, истории H., учебники, словари и т. п. Академия состоит из 3-х отделений: культуры; литературы; музыки, нар. песни и танца. Значит, часть науч. работников страны составляют преподаватели Ун-та им. Трибхувана, сотрудники Департамента археологии и др. ведомств.

В Катманду находятся крупнейшие библиотеки - Национальная б-ка (35 тыс. тт. и 7500 древних рукописей), б-ка Ун-та им. Трибхувана (40 тыс. тт.), Центр, б-ка, Нац. музей H. (осн. в 1938).

К. H. Цейкович,

А. А. Празаускас (науч. учреждения).

Печать и радиовещание. В 1973 в H. издавались 24 ежедневные газеты и ок. 50 еженедельников и журналов. Наиболее крупные ежедневные газеты: на непали -" Горкхапатра", осн. в 1901, тираж ок. 16 тыс. экз., правительств, официоз; " Непал тайме", осн. в 1954, тираж ок. 600 экз.; " Найя Сомадж", осн. в 1956, тираж ок. 500 экз.; на англ. яз. -" Рай-зинг Непал" (" Rising Nepal"), осн. в 1965, тираж ок. 6 тыс. экз., правительств, официоз; " Коммонер" (" Commoner"), осн. в 1954, тираж ок. 600 экз.; " Мазерленд" (" The Motherland"), осн. в 1957, тираж ок. 600 экз., выражает точку зрения королевского секретариата; " Химали Бела" (" Himali BeIa"), осн. в 1970, тираж ок. 300 экз.

Информация распространяется правительств, акц. об-вом (осн. в 1962) - Нац. информац. агентством H.

" Радио Непал" - правительственная служба, осн. в 1951, находится в Катманду, вещает на нелали и английском языках.

Литература. Лит-pa H. развивается на непальском и неварском языках. Древнейшие памятники - эпиграфика (сер. 1-го тыс. н. э.), ваншавали (генеалогич. древо), махатмья (воздание хвалы божествам и святыням)-" Сваямбху-пурана" (10 в.),

" Непали-махатмья" (14-15 вв.) созданы на санскрите. В гимнах поэтов-натхов, отражавших протест социальных низов, проповедуется равенство всех перед богом. В 15 в. появилась светская лит-ра, ориентировавшаяся на классич. санскр. поэтику: поэтич. соч., пьесы и трактаты о театре и музыке. Начинается серия ист. хроник династии Малла. В поэзии утверждается жанр стути (панегирики в честь богов и членов королевской фамилии), развивается любовная лирика: Пратап Малла (17 в.), Джагатпракаш Малла (17 в.) и др. Драматурги следовали классич. санскр. трактатам о театр, иск-ве, но учитывали особенности нар. театр, представлений: драмы-оперы " Свадьба Шивы и богини" Джагадджйотира Маллы (нач. 17 в.), " Жертвоприношение коня" (1663) Джитамитры Маллы. На протяжении нескольких столетий драма черпала сюжеты из " Махабхараты", " Ря- маяны" л пуран (" История Наля" Говин-ды Джха).

В 19 в. с утверждением непальского яз. в качестве государственного началось становление непальской лит-ры. Поэты Басанта, Индирас, Ядунатх, Рагхунатх, Б. Кесари использовали традиц. сюжеты (история жизни Кришны и др.). В нач. 19 в. возникла проза (" Сказание о Матсьен-дранатхе" и др.). Новый этап открыла поэзия Бханубхакты (1812-68), " Рамаяне" и многочисл. четверостишиям к-рого свойственны непальский колорит и темы современности. Прозаич. непальский яз. получил дальнейшее развитие в соч. просветителя Мотирама Бхатты: " Жизнеописание Бханубхакты" (1891) и др. В 1888 он основал первый в Непале ежемесячник " Горкха Бхарат дживан".

Поэты 20 в. Лекхнатх и Дх. Коирала отказались следовать отжившим лит. канонам. Коирала первым обратился к гражд. тематике. Предметом изображения стал непалец, наделённый характерными нац. чертами. Лит-pa испытала воздействие инд. чхаявада (романтизма) и англ, " озёрной школы". Одним из осн. направлений в поэзии 30-х гг. стала " поэзия природы": Лакшмипрасад Дев-кота (1908-58, поэма " Муна Мадан", 1938), Сиддхичаран Шрестха (р. 1912). В 40-е гг. её потеснило романтико-сентиментальное направление (Б. Тивари, а также Л. Девкота, обращавшиеся к социальной тематике). Б. Сама, разрабатывая филос. тематику, призывает к служению человеку, страдающему от нищеты и бесправия.

Подъёму непальской лит-ры способствовал лит.-художеств, журн. " Шарада" (осн. в 1934), стимулировавший жанр рассказа. Г. Майнали, П. Шамшер, Б. Бхикшу, К. Малла, а затем и Б. Тивари, M. Коирала, Б. П. Коирала, Готхале и др. рисуют жизнь средних и низших слоев, показывают бесправие женщины, утверждают достоинство человека. В романах " Рупмати", " Любовь", " Искупление" Рудрараджа Пандея, " Колесо судьбы" Рампрасада содержится идея нравственного совершенствования.

Становление совр. драмы начинается в 30-е гг.: Б. Сама, чьему творчеству присуща гражданственность. В пьесах " Я", " Отдавшийся любви" (1938) он выступил против детских браков и бесправия женщины. В 40-е гг. появилась одноактная драма. В поэзии возник прайогвад (экс-периментализм); Кедарман Вьятхит и др. искали новые формы для выражения нового содержания. Развивается публицистика. Объединившиеся вокруг журн. " Юг-вани" писатели во главе с Л. Девкотой выступили с острыми политич. статьями и очерками.

Ликвидация в 1951 правления династии Рана, явившаяся переломом в истории H., отразилась также и на лит-ре. Большинство произведений, публиковавшихся на страницах ведущих лит. журн. " Индрени", " Рачана", " Рупрекха", " Химани" и др., свидетельствуют о том, что литераторы осознают свою роль в борьбе за лучшее будущее. Поэзию 50-х гг. отличают идеи мира, братства людей всех рас и национальностей (поэма " Это снаряды" Л. Девкоты, стихи " Я люблю людей", " Человеку" Б. Самы, " Водородная бомба" M. Гхимире). В центре рассказов К. Маллы, Готхале, M. Дхунгела -" маленький человек", обретающий социальную активность. В драматургии 50- 60-х гг. проблематика перемещается из морально-этич. в социальный план: " Пожар" (1959) Готхале, " Живой мертвец" (1960) Б. Маллы.

Лит-pa 60-х гг. отмечена растущим вниманием к внутр. миру человека, стремлением использовать новые формы и приемы. В одних случаях это приводит к концентрации внимания на подсознании индивидуума, к восприятию модернистских принципов художеств, творчества: стихи поэтов группы ч Ральф", творчество романистки Паризат, одноактные драмы Басу Шаши. В других этот процесс не противоречит реалистич. восприятию действительности: гражд. стихи Б. Шерчана (сб-ки " Водопад" и ч Слепец на крутящемся стуле"), романы Б. П. Коиралы " Три поворота" (1968) и Д. Бишты " Один росток во все сезоны".

Лит-pa на неварском яз. развивается с конца 14 в., когда неварский яз. утвердился в качестве государственного. В 15 в. появились историч. хроники, ваншавали, насыщенные легендами и мифами. На неварский яз. переводятся произв. с санскрита, перс, и араб, языков (" Тысяча и одна ночь", 15 в., и др.). С падением династии Малла (18 в.) лит-pa на неварском яз. приходит в упадок и возрождается лишь в 20 в. В 1905 неварский яз. был запрещен в качестве делового и литературного, что затормозило развитие литературы. Первый крупный прозаик Ништхананд Баджрачарья (1858-1935) перевел с санскрита религиозные соч. " Превосходная мудрость" (1909) и переложил прозой жизнеописание Будды " Вольные просторы" (1914). Джагатсундар Малла (1882-1952) перевел с англ. яз. некоторые произв. мировой классики, в т. ч. басни Эзопа. Сиддхидас Аматья (1867-1930) в дидактических поэмах " Укрощение благородного сердца", " Сатья Сати" и " Беседа" отступил от традиционных нравственно-этических взглядов.

Толчок развитию неварской лит-ры.дало основание в 1925 буддийского журн. " Буддха дхарма патрика". С лит.-критич. статьями в нем выступал его редактор Дхармадитья Дхармачарья. Неварская поэзия, развивавшаяся в русле романтизма, представлена Байкунтхапрасадом Лакоулом (р. 1906), Сиддхичараном Шрестхой (р. 1912). В противовес им, группа поэтов, к-рую возглавляет Читтадхар Хридай (р. 1906), автор поэмы " Сугат Саурав" о жизни Будды, обращаются к старым сюжетам, наделяя традиц. героев чертами своих современников. Только с 1951, после падения династии

Рана, лит-pa на неварском яз. получила возможность свободно развиваться. Члены многочисл. лит. объединений за рубежом вернулись на родину. В 1951 возникло " Общество неварского языка" (" Непал бхаша пэришад"), издающее лит-ру на неварском яз. Она обогащается новыми жанрами и новым содержанием. Сударшан Срамарен, Сатьямохан Джоши, Хемлал Джоши пишут ист. драмы. В романах Ишварананда Шрестхачарья " Зеркало", " Холодная кровь" реалистически воспроизводится тяжелая жизнь средних слоев горожан. Социальные проблемы - в центре романов Дхусвана Сейми " Затмение", " Песокк в них сказалось влияние зап. модернистской лит-ры. Для поэзии Дургалала Шрестхи, Премананды, Кришны Чандры, Кхвабилу и др. характерен гражд. пафос. Л. А Аганина. Архитектура и изобразительное искусство. В иск-ве H. своеобразно преломляются художеств, влияния Индии и Китая. Древнейшие в H. буддийские святилища (ступы) Бодхнатх и Сваямбхунатх близ Катманду (оба сооружения - 3 в. до н. э., перестроены в 8-9 вв.) - массивные кам. полусферы с башнеобразным завершением - несут изображения чглаз Будды", инкрустиров. слоновой костью в позолоч. медную облицовку.

" Вишну" Гранит 7-8 вв. Святилище Вишну близ Катманду.

В 15-18 вв. возводятся храмы, близкие как инд. башенным храмам с ажурными галереями (Кришна Мандир в Патане, 15- 17 вв.), так и многоярусным кит. пагодам с красочной деревянной резьбой (храм Ньятапола в Бхактапуре, 1700-08). Богатая резьба по дереву, сочетающаяся с декоративными деталями из металла, украшает и светские постройки (" Дворец 55 окон" в Бхактапуре, 1697). В кон. 19 в. проявляется влияние перс, и араб., а в нач. 20 в. и европ. неоклассич. архитектуры (дворец Сингха Дарбар в Катманду) С 1950-х гг. в Катманду, Джанакпуре и др. городах строятся здания в духе совр. архитектуры. Нар. жилища - кирпичные низкие здания; встречаются также постройки из бамбука, обмазанные глиной.

" Гаруда" (мифическая птица). Латунь, коралл, бирюза 18 в Музей искусства народов Востока. Москва.

Дворец Сингха Дарбар в Катманду. Начало 20 в

Ср.-век. скульптура H. (известна с 1- 2 вв. н. э.) близка иск-ву Гандхары и Индии периода Гуптов. В 10-17 вв. переживает расцвет мелкая культовая пластика из бронзы, нередко украш. полудрагоц. камнями. Живопись H. (миниатюры рукописей 11-14 вв.), испытывающая воздействие Сев.-Вост. Индии, в 16-17 вв. связана с раджпутской и MOгольской школами миниатюры. В 15- 18 вв. распространяется живопись на холсте типа тибетских икончтан-ка" В живописи 20 в. влияние ч Бенгальского Возрождения" и попытки освоения европ. реалистич. художеств, приемов сочетаются с исканиями в духе новейших течений Запада.

Театр и музыка. С древних времен осн. формой театр, иск-ва H. были нар. представления нритья - символич. танцы с муз. и хоровым сопровождением. Нритья часто носили мистериальный характер и были связаны с культами богов. Каждая народность H. имела собственные танц. представления: деви нритья, гхату нритья (о жизни богов и легендарных героев) и бара масе (свадебные, урожайные и др.).

В 15-18 вв. в эпоху династии Маллов нар. танц. представления обрели форму, сохранившуюся и в 20 в. В эти зрелища введен элемент драматич. действия. В нач. 17 в. окончательно сформировались представления " Махакали", " Харисиддха", " Пачали", " Канкешвари", " Гхантешвари" и др.; в г. Бхактапур при дворе Сувар-ны Маллы разыгрывались " Нав Дурга", " Махалакшми" и др. В течение всего представления (длится ок. 3 часов) актер произносит всего 8-10 фраз, а затем раскрывает их содержание в танце под аккомпанемент хора. Исполнители по традиции носят яркие танц маски, костюмы живописны, на лице много грима. Под влиянием различных форм нар. представлений возник классич. непальский театральный жанр гитинатья (хореографич. спектакль, сопровожчаемый хором и солистами). В нач. 17 в. король Джагаджьотир Малла поставил неск. гитинатья собственного сочинения, из к-рых особенной популярностью пользовались " Харагаури виваха", " Свадьба Шивы и богини". Сюжеты большинства представлений заимствовались из мифологич. или легендарных источников, гл. обр. из эпич. сказаний " Махабхарата" и " Рамаяна". В нар. представлениях на мифологич, сюжеты включались иногда сатирич. бытовые интермедии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.