Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории мотивации






В концепции и практической системе менеджмента человеческих ресурсов мотивационные аспекты приобретают большое значение, по-скольку работник и работодатель воспринимаются как равные партнеры, имеющие свои цели. Сотрудник приступает к работе для того, чтобы удов-летворить свои потребности. Решающим условием эффективной трудовой деятельности является сформированность внутренней мотивации. Не изу-чив цели и потребности работника, его нельзя мотивировать.

Мотив (от франц. mоtif – побуждение) – это побуждение к какому-либо действию, причина, объективная необходимость что-то сделать. Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности и находятся внутри человека. Любой мотив имеет индивидуализированный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возника-ющих параллельно с ним мотивов.

Мотивы к труду разнообразны. Различают следующие их виды:

1) мотив социальности (потребность работать в коллективе);

2) мотив самоутверждения;

3) мотив самостоятельности;

4) мотив надежности (стабильности);

5) мотив приобретения нового;

6) мотив справедливости;

7) мотив состязательности.

Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадро-вого потенциала. Цель мотивации – получение максимальной отдачи от инвестиций в человеческие ресурсы, что позво-ляет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Мотивация предполагает побуждение себя и других к работе путем воздействия на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. В управлении персоналом мотивация рассма-тривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Как синонимичные термину мотивация, исполь-зуются также понятия стимулирование и мотивирование.

Под мотивацией в организации подразумевают совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятель-ность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовест-ности и настойчивости.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуж-дения его к конкретным действиям. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация, различают внешнее и внутреннее мотивирование.

Внешнее мотивирование предполагает использование различных ви-дов материального и морального вознаграждения с целью формирования определенных моделей поведения в сфере профессиональной деятельно-сти. Для формирования системы внешнего мотивирования работодателю следует знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника вы-полнить работу качественно и в срок.

Внутреннее мотивирование является более сложным процессом и предполагает формирование определенной мотивационной структуры лич-ности. В этом случае важно найти психологический способ усиления жела-тельных качеств личности работника и ослабления отрицательных фа-кторов (например, снижения монотонности труда). Этот тип мотивации требует от менеджера больших усилий, знаний и способностей.

Процесс мотивации носит многоступенчатый цикличный характер, представляя собой взаимосвязь потребностей, мотивов и целей (рис. 3.1).

 

 

Рис. 3.1. Мотивационный процесс

 

Потребность – это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности, причиной целенаправленных действий. Мотивы побуждают к действиям, направленным на получение результата или до-стижение поставленной цели. Цель представляет собой желаемый объект, к обладанию которым стремится человек, или состояние этого объекта.

Мотивацию как процесс можно представить в виде ряда последо-вательных этапов. Первый этап – возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает, и решает предпринять какие-либо действия. Второй этап – выяснение того, как именно и какими средствами можно удовлетворить потребность, определение направлений действия. Третий этап – определение целей. В соответствии с направленностью и силой проявления мотивов человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить, для того чтобы удовлетворить потребность.

Четвертый этап – осуществление действия, позволяющего удовле-творить потребность. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для удовлетворения потребности. Пятый этап связан с получением вознаграждения за осуществление действия. На этом этапе выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от степени удовлетворенности результатом про-исходит ослабление, сохранение или усиление мотивации к деятельности. На шестом этапе происходит устранение потребности. Человек либо пре-кращает деятельность до возникновения новой потребности, либо про-должает искать новые возможности и осуществляет действия по устра-нению потребности.

Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями организации.

В теоретическом менеджменте сформировались три группы мотива-ционных теорий:

1) содержательные;

2) процессуальные;

3) теории отношений (рис. 3.2).

 

 

Рис. 3.2. Типология теорий мотивации

 

 

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить внутренние потребности и факторы, побуждающие работника к действию при выполнении определенного объема и выбора содержания работы. Основы содержательных концепций мотивации сформулированы в работах А. Маслоу, К. Альдерфера, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда.

А. Маслоу, создавшийтеорию иерархии потребностей («Теория человеческой мотивации», 1943), считал, что множество различных потребностей можно разделить на пять основных категорий:

· физиологические;

· в безопасности и уверенности в будущем;

· социальные;

· в уважении и самоуважении;

· в самореализации (самоактуализации).

Физиологические потребности, включая потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и другие, являются необходимыми для выживания. Потребности в безопасности и уверенности в будущем обуславливают стремление к защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Социальные потребности основаны на чувстве социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Потребность в уважении и самоуважении требует личных достижений, уважении со стороны окружающих, признания. Потребность в самовыражении побуждет к реализации потенциальных возможностей и личностному росту.

Все эти многообразные потребности, по мнению А. Маслоу, можно представить в виде иерархической структуры. В поведении человека определяющим является удовлетворение потребностей от низшего уровня к высшему: потребности более высоких уровней становятся стиму-лирующим фактором лишь по мере удовлетворения базовых потребностей (рис. 3.3).

 

 

Рис. 3.3. Модель иерархии потребностей А. Маслоу

 

Задача руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдая за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потреб-ности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

В отличие от А. Маслоу, разработавшего политематическую теорию потребностей, Ф. Герцберг предложил двухфакторную модель мотивации («Мотивация на работе», 1959). Исследователь разделил все факторы, влияющие на отношение к труду, на гигиенические (факторы контекста), определяющие неудовлетворенность работой, и собственно мотиваци-онные, стимулирующие к повышению производительности.

Гигиенические факторы, или фрустраторы, соответствуют физиоло-гическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в бу-дущем в классификации А. Маслоу. «Гигиеническая» среда и построенная на принципах справедливости политика менеджмента могут предотвратить недовольство и неудовлетворенность работников, но сами по себе не будут их мотивировать. Для того, чтобы добиться положительной мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов, которые связаны с содержанием работы (табл. 3.1).

Таблица 3.1.

Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга

 

Мотивационные факторы Гигиенические факторы
Возможность достижения признания и успеха Способ управления, политика компании и администрации
Возможность профессионального роста, творческого развития Степень непосредственного кон-троля за работой и поведением
Интерес к данному виду деятельности, работа сама по себе Заработная плата
Высокая степень ответственности Межличностные отношения на рабочем месте, влияние работы на личную жизнь
Продвижение по карьерной лестнице Условия труда

 

Теория мотивации Д. МакКлелланда («Два лица власти», 1970) делает акцент на потребности высших уровней, включая стремление к успеху, власти и признанию. При этом успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них личную ответственность. Стремление к власти – это готовность успешно работать на разных уровнях управления организацией. Потребность в признании проявляется в готовности стать неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Применяя на практике идеи Д. МакКлелланда, руководитель должен учитывать следующее:

· внутренняя конкуренция может мотивировать сотрудника, испытывающего потребность в достижении, и демотивировать испытывающего потребность в присоединении;

· для сотрудников с потребностью в присоединении является мотивирующей дополнительная нагрузка, связанная с настав-ничеством;

· для сотрудника, стремящегося к власти, привлекательна и может эффективно осуществляться роль контролера или инспектора.

Дальнейшее развитие теории потребностей связано с исследованиями К. Альдерфера, предложившего в 1972 году в работе «Существование, причастность и рост: человеческие потребности в организации», концепцию ERG (E – existence; R – relatedness; G – gowth).

К. Альдерфер выделил три уровня потребностей:

1) потребности существования, связанные с выживанием и воспроиз-водством человека;

2) потребности причастности, которые могут быть удовлетворены посредством общения;

3) потребности личностного роста и развития (рис. 3.4).

 

 

Рис. 3.4. Типология потребностей К. Альдерфера (концепция ERG)

 

В отличие от А. Маслоу, автор концепции ERG считал, что, несмотря на иерархичность, потребности разных уровней могут в одинаковой степени и одновременно влиять на поведение человека. Так, сотрудник может согласиться с небольшим вознаграждением, если работа позволяет расти профессионально и создает возможности для установления широких социальных контактов.

Если содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними определяющих поведение людей факторах, то процессуальные теории акцентируют внимание на том, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает определенный вид поведения. Не оспаривая значимость потребностей, авторы процессуальных теорий считают, что поведение личности является также функцией восприятия ситуации, связанных с ней ожиданий и оценки возможных последствий выбранного работником типа поведения.

Наиболее известными процессуальными теориями мотивации являются модель Портера-Лоулера, теория ожиданий В. Врума и теория справедливости С. Адамса.

Л. Портер и Э. Лоулер («Руководящие отношения и их исполнение», 1968) разработали комплексную процессуальную модель мотивации, в которой фигурируют пять переменных:

· затраченные на выполнение работы усилия;

· восприятие человеком себя, своих потребностей и внешнего окружения;

· полученные результаты;

· вознаграждение;

· степень удовлетворения полученным вознаграждением (рис. 3.5).

 

 

 

Рис. 3.5. Модель мотивации Л. Портера и Э. Лоулера

 

Достижения и результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Таким образом, модель Портера-Лоулера уста-навливает соотношение между вознаграждением и результатами: человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения за до-стигнутые результаты.

Теория ожиданий В Врума («Работа и мотивация», 1964) базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Для эффективной мотивации менеджер должен установить твердое соотношение между достигнутыми результатами (качеством выполненной работы) и полу-чаемым вознаграждением.

Основная идея теории справедливости (сравнения) С.Адамса, сформулированная в 1970-ые годы, состоит в том, что работник сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других. На основе результатов сравнения, в зависимости от того, удовле-творен работник своей сравнительной оценкой или нет, он модифицирует свое поведение. Несправедливость может существовать как в форме недоплаты (что переносится острее и вызывает возмущение), так и переплаты (у обычного человека при этом возникает чувство вины). Чувство несправедливости приводит работника к психологическому напряжению, острота которого определяется величиной неравенства. Напряжение, в свою очередь, вызывает определенную поведенческую реакцию, направленную на устранение неравенства и несправедливости.

Стремясь избавиться от неприятного психологического состояния (чувства несправедливости), работник может действовать следующим образом:

· уменьшить или увеличить свой трудовой вклад в надежде достичь справедливости;

· попытаться переоценить соотношение трудового вклада и возна-граждения;

· воздействовать на работника, выбранного в качестве эталона срав-нения;

· выбрать другого работника для сравнения и успокоиться;

· если соотношение окажется не в его пользу; уволиться с предприятия.

Теория справедливости позволяет сформулировать несколько значимых принципов управления деятельностью работников. Поскольку восприятие носит субъективный характер, важно, чтобы объективная информация о размерах вознаграждений была широко доступна. Следует стремиться к установлению доступной пониманию персонала системы оплаты, позволяющей ответить на вопрос о том, какие факторы опре-деляют величину вознаграждения. Весомым для практики менеджмента является также вывод о том, что работники ориентируются на комплекс-ную оценку вознаграждения. Оплата труда в этой комплексной оценке играет важную, но далеко не единственную и не обязательно опред-ляющую роль: руководителю необходимо стремиться к созданию в коллективе атмосферы справедливости и социального равенства.

К мотивационным теориям отношений относятся концепция Э. Шейна, теория человеческого фактора Д. МакГрегора, «теория Z» У. Оучи. Авторы этой категории теорий мотивации считают, что мотивация персонала определяется в основном отношением руководителя к потреб-ностям и устремлениям работников (рис. 3.6).

 

 

 

Рис. 3.6. Мотивационные теории отношений

 

 

Теория человеческого фактора, предложенная Д. МакГрегором («Человеческая сторона предприятия», 1964), предполагает, что руково-дитель может в той или иной степени оказывать влияние на следующие факторы, определяющие поведение подчиненных:

· задания и инструкции, получаемые подчиненными;

· качество выполнения задания;

· время получения и ожидаемое время выполнения задания;

· средства выполнения задания;

· состав рабочей группы, в которой трудится подчиненный;

· уверенность подчиненного в выполнимости задания;

· уверенность подчиненного в получении вознаграждения за выполненную работу;

· размер вознаграждения;

· уровень вовлеченности подчиненного в круг проблем, с которыми сталкивается организация.

Руководитель может по-разному использовать эти факторы, исходя из своих представлений о человеческой природе. Автократичный лидер руко-водствуется набором убеждений, сформулированных Д. МакГрегором как «теория Х», демократический лидер – принципами «теории У». Отно-шения «руководитель – подчиненный» становятся важным мотиватором, побуждающим персонал к трудовой активности или ограничивающий его инициативу и творчество.

Осознанию сложности проблемы мотивации способствовали сформулированные Э.Шейном концепции рационального экономического человека, социального человека и сложного человека («Организационная психология», 1965).

Основными положениями концепции рационального экономического человека являются:

· люди в первую очередь стремятся делать то, что обеспечивает наибольшую экономическую выгоду;

· экономические побуждения персонала в организации ограни-чиваются внешними для него условиями профессиональной дея-тельности, что провоцирует пассивность, поэтому менеджмент дол-жен планировать, мотивировать и контролировать деятельность че-ловеческих ресурсов;

· чувства людей иррациональны и создают препятствия для дости-жения рациональных экономических целей, что диктует необхо-димость создания условий для эффективного управленческого контроля над проявлениями человеческих эмоций в организации.

Идеи концепции социального человека могут быть сформулированы следующим образом:

· человек мотивируется прежде всего социальными потребностями и осознает свою индивидуальность только через отношения с другими людьми;

· информатизация производственных процессов привела к тому, что работа сама по себе утратила свою привлекательность, поэтому человек ищет удовлетворения в качестве социальных контактов, проявляя гораздо большую чувствительность к влиянию группы, нежели к мерам контроля со стороны руководства;

· персонал более отзывчив к распоряжениям менеджеров, которые ориентируются на удовлетворение социальных потребностей сотрудников, их стремление быть понятыми.

Концепцию сложного человека позволяют выразить следующие положения:

· люди сложны и в высшей степени изменчивы;

· в процессе трудовой деятельности сотрудники способны приобре-тать новые мотивы;

· мотивы поведения сотрудников в различных организациях могут иметь существенные отличия;

· в разное время люди могут по-разному реагировать на одни и те же методы управления.

Система понятий, предложенная Э. Шейном, акцентируя значимость своевременных изменений в мотивационной системе организации, обу-славливает необходимость внимательного изучения менеджментом трудового поведения сотрудников с целью постоянного мониторинга и оценки эффективности используемых методов мотивации,.

«Теория Z», предложенная У. Оучи в 1981 году, является выражением подходов японского менеджмента к управлению человеческими ресур-сами организации. Ее основные положения таковы:

· менеджмент организации должен проявлять заботу о каждом сотруднике, предлагая достойный уровень оплаты труда и гарантии высокого качества жизни;

· прямой обязанностью руководителя является привлечение работни-ков к процедуре коллективной выработки управленческих реше-ний;

· заинтересованность организации в сотруднике выражает принцип пожизненного найма, гарантирующий стабильную занятость и за-интересованность персонала в результатах деятельности компании;

· необходимо предоставлять работникам возможность найти наиболее подходящий для них вид деятельности посредством ротации кадров.

Для успешного решения проблемы мотивации, которая остается ключевой в деятельности менеджмента конкурентных компаний, руко-водству необходимо обеспечить глубокий комплексный анализ побуди-тельных мотивов деятельности персонала, учитывая при построении мотивационных систем выводы и рекомендации различных теоретических подходов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.