Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б22 открытые архитектурные пространства как особый объект проектирования






Большинство архитектурных проектов содержат решения различного рода площадей, улиц, парковых ансамблей, жилых территорий и т. д. Иногда такие решения разрабатываются как самостоятельная тема, в других работах они служат обоснованием композиции гражданских или промышленных сооружений. Но во всех случаях это специфические объекты проектирования — открытые архитектурные пространства, к которым относятся самые разнообразные пространственные ситуации, полностью или частично не имеющие ограждений (стен) и покрытий, и потому непосредственно подверженные прямым природно-климатиче - ским воздействиям (ветер, осадки, температура воздуха и т. п.). Различают ландшафтные (природные) открытые пространства (сельскохозяйственные территории, парки, акватории и т. п.), городские (улицы, площади, жилые дворы и т. д.), специальные открытые сооружения (стадионы, технические площадки).

Предназначены эти пространства для таких видов деятельности, где прямое воздействие погодных условий либо необходимо, либо не является существенной помехой (сельскохозяйственные угодья, рекреационные зоны, уличная транспортная сеть и т. п.). Вместе с тем в среде населенных пунктов, прежде всего в городах, они являются необходимым дополнением к " закрытым" интерьерам зданий и сооружений, поскольку обеспечивают утраченную в интерьерах связь горожанина с природой.

Среда открытых пространств обычно отличается от среды интерьеров особыми способами организации функции и облика:

А) большие размеры — не меньше, чем на порядок — обуславливают специфические условия восприятия (размытость дальних планов, " условность ограждений", " кулисное" построение глубинной композиции), новое ощущение масштаба пространства;

Б) ландшафтные компоненты: зелень, небосклон, играющие весьма активную роль в формировании облика;

В) функция в открытом пространстве становится комплексной (главная улица — как коммуникационный канал, общественно-торговый центр и символ города од­новременно).

Все эти особенности делают проектирование открытых пространств самостоятельным разделом средового дизайна.

К архитектурным открытым пространствам относятся те объекты, в проектировании которых сознательно учитываются их художественные особенности — включения зданий, сооружений, специальная, с пониманием роли эстетического начала, обработка объемов и поверхностей, составляющих пространственные решения и т. д., поэтому в эту категорию, прежде всего, включают, помимо специальных

Ландшафтных и инженерно-природных образований (парки, плотины и т. п.), все открытые городские пространства.

В теории и практике проектирования для этого объекта нет устоявшегося термина. Его называют " фрагмент городской среды", " урбанистическое пространство", " внешнее городское пространство", " городской ландшафт", " городской интерьер", " градостроительный ансамбль" и т. д. Каждый из этих терминов определяет явление со своих позиций, однако их смысл в соответствующем контексте всегда понятен. Наиболее широкими рамками обладают три из них: открытые (городские) пространства, " городская среда" и " городской интерьер", поскольку точнее других определяют " средовую" сущность объекта.

" Всякое здание участвует в создании двух пространств: внутреннего, которое полностью определяется архитектурным произведением, и внешнего, или урбанистического пространства, заключенного между этим произведением и другими, близлежащими... Архитектурное пространство мы продолжаем ощущать в городе, на улицах и площадях, в переулках и парках, на стадионах и скверах — повсюду, где творчество человека ограничило " пустоты", т. е. создало замкнутое пространство... все то, что зрительно ограничено какими-либо завесами, будь то стены зданий, или ряды деревьев, или синь моря".

Сказанное позволяет уяснить сущность понятия " городское пространство" — это целостно и изнутри воспринимаемый конкретный фрагмент открытого архитектурного пространства, в котором часть реальных ограждений (плафон, стены) заменены условными (небосвод, панорама и т. д.). Развитием этого термина является понятие " городская среда" — как единство архитектурных свойств этих фрагментов с их характерным предметным наполнением и эмоциональной окраской. Это улицы, площади, жилые дворы, бульвары, промтерритории и т. д., обладающие свойствами среды, т. е. обжитые, освоенные горожанами, обеспечивающие соответствующие " местные" виды городской деятельности. Совокупность этих фрагментов, складывающихся в городскую среду в целом, определяет образ жизни всего города.

Своеобразным синонимом термина " городская среда" является понятие " городской интерьер", появление которого совпало с усилением тенденций " глобального" многоцелевого благоустройства открытых пространств в современном городе, насыщения его разного рода оборудованием, декоративными и художественными элементами, приближения их по уровню оснащенности к интерьерам зданий и сооружений, что позволяет, при необходимости, " стирать грань" между пространствами открытыми и " закрытыми", создавая единую непрерывную ткань нужной человеку среды обитания.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.