Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВИДЫ УУД (СЛАЙД 12)






- Какие из них более главные? Вопрос не правильный, плохой, не корректный. Только совокупность этих действий даст возможность ребенку овладеть главным умением – умением учиться.

 

G УУД представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого вида определяется его отношением с другими видами действий и общей логикой возрастного развития.

 

Чтобы проектировать урок, вы должны четко понимать, что представляет из себя каждая группа.

 

G обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к УД выделяют три вида личностных действий:

1. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

2. смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью УД и ее мотивом, т.е., между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

3. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

1. Формирование основ гражданской идентичности личности

ü формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

ü осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой деятельности человека - ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Все эти действия тесно связаны с овладением предметами НШ. Н!., становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора, посредством краеведения.

Очень важно развивать самооценку.?: – Что должно меняться?

Расширяется диапазон критериев оценок, самооценка и оценка становится менее категорична, аргументирована, объективна.

 

?: - Как развивать самооценку?

G Развитие самооценки происходит за счет:

Ø сравнения ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки;

Ø предоставления ребенку возможности осуществлять большое количество равнодостойных выборов, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия,

Ø создания условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом.

 

G Наиболее показательной в контексте смысловой ориентации школьника выступают мотивация учения.

?: -За счет чего происходит формирование мотивации?

G В.Г.Асеев выделяет 2 механизма формирования мотивации:

1. Сознательное воздействие непосредственно на мотивацию через убеждение, разъяснение, стимуляцию внутренней работы по самосознанию, переосмыслению себя и окружающей действительности.

2. Воздействие на личность через перестройку ее микросреды, сферы и условий деятельности с последующей перестройкой мотивации (именно через деятельность).

 

?: - Как это можно делать уже в 1 классе? Наблюдали ли вы уже работу учителя над мотивацией 1-ков в школе на практике?

Вообще работа с мотивацией требует от учителя постоянного труда

 

Развитие учебно-познавательных мотивов в НШ требует организации следующих условий:

Ø создания проблемных ситуаций,

Ø активизации творческого отношения учеников к учению;

Ø формирования рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью; обеспечение средствами решения задач, оценивание ответа учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями;

Ø организации форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества и т.д..

 

1. знание основных моральных норм;

2. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

3. развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

4. развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций и пр.

(СЛАЙД 14) Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательного процесса.

Этому способствуют все учебные предметы.

 

Напр., на уроках литературного чтения личностные универсальные действия формируются через прослеживание «судьбы героя»; на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений; через интерпретацию текста; высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией; анализ характеров и поступков героев.

«В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа».

 

Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, через вопросы «На каких рисунках мальчик ведёт себя правильно? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл».

 

Задание (СЛАЙД 15): Определите на что направлены задания из учебников 2 и 3 классов по «Школе России».

G Личностные УУД раскрывают личностные результаты, в связи с этим оценка достижения личностных результатов проводится в ходе неперсонифицированных процедур (индивидуальный прогресс ребенка рассматривается только по просьбе или с разрешения родителей).

(СЛАЙД 16): По сути это овладение культурой мышления.

G Познавательные УУД включают

1. общеучебные действия,

2. логические действия,

3. знаково-символические действия,

4. действия постановки и решения проблем.

 

1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

3. структурирование знаний;

4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

5. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

6. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

7. смысловое чтение;

8. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

1. анализ объектов с выделением признаков (существенных, несущественных);

2. синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих элементов);

3. сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

4. подведение под понятие, выведение следствий (дедукция);

5. установление причинно-следственных связей;

6. построение логической цепи рассуждений;

7. доказательство;

8. выдвижение гипотез и их обоснование.

 

1. моделирование;

2. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

 

1. формулирование проблемы;

2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера,

3. оформление и презентация решения проблемы.

 

Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в НШ базируется на сформированности логческих операций.

(СЛАЙД 17): Овладение обучающимися познавательными УУД происходит в контексте разных учебных предметов.

Влияние специфики учебного предмета на освоение рассматриваемого универсального учебного действия проявляется, прежде всего, в различиях смысловой работы над текстом задачи.

Так, при решении математических задач необходимо абстрагироваться от конкретной ситуации, описанной в тексте задачи, и выделить структуру отношений, которые связывают элементы текста.

При решении задач учебных предметов гуманитарного цикла конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью абстрагирования от ее особенностей, а, наоборот, с целью выделения специфических особенностей этих ситуаций для последующего обобщения полученной предметной информации.

(СЛАЙД 18) В Фундаментальном ядре содержания общего образования коммуникативные УУД рассматриваются достаточно широко, с точки зрения социализации младшего школьника - это те действия, которые позволят ученику успешно устанавливать контакты и со взрослыми, и со сверстниками.

В Программе формирования УУД коммуникативные действия разделены на 3 группы в соответствии с 3 основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации.

G К коммуникативным действиям относятся:

1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия

2. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3. разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Главными показателями нормативно-возрастной формы развития КУУД в НШ можно считать:

ü умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;

ü умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,

ü умение и убеждать, и уступать;

ü способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

ü способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

?: - Как этого достичь? За счет чего? Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

 

Итак, важной формой является групповая работа на уроке.

 

?: – Как правильно ее организовать?

Групповая работа младших школьников предполагает правила:

G нельзя принуждать детей к групповой работе (высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);

G совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности;

G не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.

 

Для групповой работы можно использовать время на уроках, а также привлекать другие формы, например проектные задания, тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков и т. п.

 

Однако успех ее возможен только в случае создания благоприятной общей атмосферы в классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.

 

- СЛАЙД 19, 20 – на что направлены задания?

Слайд 21

Дают ребенку полное представление об УД. Это основа основ любой деятельности.

?: -Какие же действия входят в состав этого блока? Я их перечислю и потом раскрою содержание каждого из них.

G Запишем:

1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2. планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

3. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5. коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном;

6. оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

7. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

(СЛАЙД 22) Итак, целеполагание это постановка задачи, причем не любой практической задачи, связанной с выполнением какого-то действия, а связанной с освоением какого-то способа действия.

Н! овладение правописанием безударной гласной в корне слова. Осваивая это учебное действие, ребенок выполняет целый ряд практических действий: читает правило, учит его, выполняет упражнения, пишет диктанты и пр.

G Учебная задача – это овладение каким-то обобщенным способом действия.

 

Значит целеполагание предполагает постановку, а сначала (если мы говорим о маленьких) принятие учебной задачи и понимание ребенком границ своего знания.

В НШ учебную задачу, в большинстве случаев, ставит учитель…. В НШ чаще всего говорят о принятии учебной задачи ребенком.

Но самообразование возможно только если человек научился сам ставить учебные задачи.

 

?: - Как она д.б. поставлена чтобы ребенок понял ее и принял?

Надо найти яркие, притягательные цели деятельности и показ путей к их достижению; можно показать практическую значимость; можно построить проблемное обсуждение и пр.

и СЛАЙД 23 – страницы учебника: За счет чего происходит развитие целеполагания?

 

Планирование (СЛАЙД 24 – пример планирования из учебника) – это прыжок в будущее.

Это определение последовательности промежуточных целей, определение направления, в котором надо двигаться, чтобы решить учебную задачу.

Составление плана, выделение этапов – это то, что начинает осваиваться уже в НШ.

От того как составлен план, насколько он адекватен зависит и общая школьная успешность.

Дети в НШ очень импульсивны – есть задача, и они начинают не раздумывая, а часто и не дочитывая ее до конца выполнять какие-то предметные действия (складывать, вычитать и пр.), без должного анализа, что дано, что надо найти, какую последовательность операций для этого надо совершить, чтобы достигнуть результата.

И формирование умения планировать – это перебивка этого импульсивного желания.

 

Прогнозирование (СЛАЙД 25 – пример планирования из учебника) – это предвосхищение, забегание вперед, не просто констатация того, что уже достигнуто, а умение увидеть то, что будет, с целью внесения определенных корректив в действие, чтобы достигнуть максимального результата.

 

Контроль (СЛАЙД 26 – уровни контроля) – сличение способа действия и результата с эталоном.

Ребенок этим действием должен овладеть уже в НШ.

Причем здесь есть определенная последовательность: 1) сначала ребенок осваивает контроль по результату (т.е. он учится сличать заданный образец результата и то, что у него получилось, находить ошибки); 2) потом уч-ся осуществлять контроль по способу выполнения задачи.

 

Коррекциявнесение необходимых изменений в том случае если они необходимы. Обнаруживая расхождение между тем, что надо и тем, что получается, ребенок самостоятельно или сначала с помощью педагога вносит коррективы.

 

Оценка ( СЛАЙД 27 – уровни развития оценки) – того что уже усвоено, осознание того в какой мере это усвоено, и осознание того, что надо сделать, чтобы обеспечить усвоение этого в должной мере.

 

Часто в НШ дети путают оценку и отметку.

Отметка – это итоговый бальный результат того что сделано, ничего не говорящий о самом процессе.

Оценка – это и выделение путей работы над материалом.

Поэтому отметка учителя тоже должна сопровождаться оценкой. Этому надо учить ребенка, он должен понимать, что есть критерии, по которым его оценивает учитель, он должен учиться сам выделять эти критерии.

NB! На СЛАЙДЕ 28 перечислены условия развития действия оценки УД (Задание – обоснуйте каждое, м.б. добавьте свои).

Условия развития действия оценки учебной деятельности:

 

ü постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности;

ü предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности;

ü организация объективации для ребенка его изменений в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений ученика;

ü формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности;

ü формирование у учащегося умения в сотрудничестве с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

ü организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка.

Волевая саморегуляция – мы редко говорим о необходимости целенаправленного формирования волевой саморегуляции, но требуем от ребенка уже в НШ (не получается, стисни зубы иди дальше, огорчен, преодолей себя).

Но ведь этому надо тоже учить.

- Что это за умения:

1) в ситуации конфликта мотивов выбрать 1 и следовать ему (это даже взрослому не всегда легко),

2) преодоление препятствий (формирование помехоустойчивости: напр. умение действовать в ситуации волнения, научить справляться со своими тревогами),

3) действие совладания со своими трудностями (двойка, отвергнут со сверстниками, не заслуженно оценили) – надо учить конструктивно решать такие проблемы, а не действовать неконструктивно (заплакать, отреагировать агрессивно) – заученная беспомощность (не буду делать потому что у меня все равно ничего не получится),

4) умение мобилизовать свои силы (напр., важно уметь сосредоточиться перед ответственным событием).

G Развитие УУД (в т.ч. регулятивных) в НШ требует:

Готовности учителя к использованию УУД, включающей:

ü владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;

ü умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;

ü способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД, включая выделение объективных условий правильного выполнения УУД, планирование качества выполнения УУД, подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.

Соблюдение следующих психолого-педагогических условий:

ü формирование УУД на основе конкретных (практических) действий;

ü определение структуры УУД и конкретных учебных действий, на основе которых оно формируется;

ü формирование УУД в единстве его составляющих: знания структуры УУД, желания овладеть им и практического выполнения действия на разном содержании;

ü формирование УУД в следующей логике: использование конкретного действия (лежащего в основе универсального) в выполнении отдельных заданий, выделение общих элементов в структуре конкретных действий, выполняемых на различном учебном содержании, определении структуры УУД, использование ее при выполнении заданий разного предметного содержания;

ü повышение степени самостоятельности учащихся в процессе овладения УУД (УУД формируются в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно);

Ø направленность деятельности учащихся на осознанное выполнение действия (правильное практическое выполнение действия, верное словесное описание структуры УУД) (особое внимание нужно уделять рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность (необходимо давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя»).

 

Программа формирования УУД конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин; представлена в планируемых результатах освоения междисциплинарных программ двух уровней: выпускник научится (зона актуального развития); выпускник получит возможность научиться (зона ближайшего развития).

 

Характеристики роли учителя:

Направляет со стороны, больше не является мудрецом на сцене.

Больше тренирует и моделирует, меньше рассказывает.

Больше ищет вместе с учениками, меньше консультирует.

Больше междисциплинарного мышления, меньше специализации.

Больше оценки выступлений, меньше оценки письменных работ, знания фактов.

Изменение роли учащегося:

Больше выбора и принятия решений в учебных заданиях.

Больше возможностей.

Больше ответственности при выполнении заданий и распределении времени.

Больше зависимости от других учащихся в групповой работе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.