Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел Обучение младших школьников в целостном педагогическом процессе.






 

Важным аспектом образования является процесс обучения - процесс активного взаимодействия обучающего и обучающегося, в ходе которого педагог осуществляет целенаправленное управление деятельностью учащихся, результатом которого является развитие личности учащихся как активно действующих субъектов.

 

Переступая порог школы, ребенок включается в новый для него вид деятельности — учебную деятельность, которая становится для него ведущей. Именно в процессе обучения, в процессе учебной деятельности ученик овладевает социальным опытом, той составляющей культуры, которая содержит в себя знания, практические умения и навыки, способы творческой деятельности, опыт оценочной и учебной деятельности.

 

Учебная деятельность – это деятельность, направленная на преобразование опыта обучающегося в процессе активного, преднамеренного, осознанного присвоения им социального опыта при непосредственном или опосредованном взаимодействии с педагогом с целью формирования обучающегося как субъекта данной деятельности.

 

В современных условиях учебная деятельность приобретает характер постоянно действующего фактора развития личности человека. Непрерывность становится характерной чертой и современного образования.

 

Непрерывность образования понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования.

 

Именно непрерывность образования обеспечивает преемственность в развитии ребенка. Каждое звено в системе непрерывного образования (дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, средние специальные и высшие учебные заведения, повышение квалификации в различных формах и т.п.), строго осуществляя свои специфические, локальные функции, должно работать на общий конечный результат: формировать личность, способную не только овладевать культурой, накопленным опытом, но и создавать новое.

 

Бесспорно, что успешность решения этой задачи зависит от того, насколько тесной оказывается взаимосвязь всех ступеней непрерывного образования, насколько точно при организации учебной деятельности учитываются результаты, достигнутые на каждом из предыдущих этапов, особенности работы на последующих.

 

В осуществлении задач, стоящих перед современной школой, важное место принадлежит ее начальной ступени, являющейся фундаментом всего школьного образования. Именно для младшего школьника учебная деятельность является приоритетным ведущим видом деятельности, обеспечивающим формирование основных новообразований данного возраста.

 

Необходимо подчеркнуть, что, говоря о ведущем виде деятельности, исследователи отмечают, что ведущий не означает единственный.

 

Обучение как особый вид деятельности, направленный на передачу новым поколениям социального опыта, его усвоение, творческое воссоздание является объектом дидактики.

Дидактика (от гр. didаcticos - тот, кто учит и didasko - тот, кто изучает) - составляющая часть общей педагогики; педагогическая теория, которая научно обосновывает содержание образования, выявляет закономерности, действующие в процессе обучения, раскрывает принципы обучения, определяет содержание, методы и организационные формы учебного процесса.

Дидактика – педагогическая наука, которая исследует содер­жание, методы и организационные формы обучения.

 

Это отрасль педагогики, которая разрабатывает теорию обучения, вопросы развития и воспитания личности, приобщения ее к культуре в процессе специально организованного процесса обучения. Дидактика рассматривает обучение и как объект научного исследования, и как объект научно обоснованного конструирования.

 

Предмет исследования дидактики – взаимодействие учителя и учащихся в учебном процессе, особенности деятельности учителя по организации деятельности учащихся.

 

Дидактика абстрагируется от содержания конкретных учебных предметов, особенности которых представлены в методиках преподавания в начальной школе русского языка, литера­турного чтения, математики, окружающего мира, технологии и иных пред­метов.

 

То есть дидактика, как общая педагогическая теория обучения, рассматривает общие положения и закономерности, свойственные обучению всем предметам. Эти закономерности находят отражение в преподавании конкретных учебных дисциплин, имеющих существенную специфику особенно в начальной школе.

 

Дидактика начального образования – область дидактики, обосновывающая отбор содержания, методов, форм организации начального образования. Она выявляет закономерности процесса обучения именно младших школьников, раскрывает специфику применения общих принципов обучения к начальной ступени школы, определяет методы, средства и организационные формы учебного процесса именно в начальной школе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.