Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведение и оформление рабочей и отчетной документации в процессе подготовки и проведения занятий в коррекционно-развивающих группах






Групповые формы психологической работы в сравнении с индивидуаль­ной могут быть в ряде случаев более экономичными и эффективными, по­этому сегодня они все больше проникают в различные области практиче­ской психологии.

В настоящее время существует множество разновидностей групповой коррекционно-развивающей работы. Выбор адекватного метода или сочета­ния методов определяется:

• целями и задачами коррекции и развития;

• индивидуальными особенностями участников группы;

• потенциалом личностных и профессиональных возможностей кон­
кретного специалиста, ведущего групповую работу.

Целенаправленное приобретение руководителем профессионального практического опыта в этой области предполагает как длительную теорети­ческую подготовку, так и реальный опыт в качестве:

• участника группы;

• наблюдателя, ассистента квалифицированного ведущего;

• реального практиканта в условиях супервизорства.

Для оформления документации по данному виду работы в качестве возможного варианта предлагаются формы документации на примере про­ведения социально-психологического тренинга.

Психологическая характеристика группы и отдельных ее участников

Характеристика является итогом подготовительной работы руководите­ля по комплектованию группы.

В ней могут указываться количественный состав, возраст, на какой ос­нове скомплектована группа, индивидуально-психологические особенности членов группы и др. Эти данные могут лечь в основу конкретизации кор­рекционно-развивающей программы и выбора тактики работы как с груп­пой в целом, так и с каждым из ее участников (что особенно важно для начинающего психолога). Также они могут быть использованы при анализе работы группы с целью оценки эффективности проведенной работы.

В этот раздел могут включаться результаты начальной диагностики, оформленные в виде таблицы:

 

Фамилия, имя, возраст участника группы Диагностические показатели Коммуникативные трудности и личностные проблемы
     

Примерная схема программы групповой коррекционно-развивающей работы

Программа составляется психологом в соответствии с целями и задача­ми коррекционно-развивающей работы, согласуется в профессиональном обсуждении со специалистами в этой области практики. В зависимости от направления психокоррекционной работы формулируются цели, которые

определяют деятельность психолога. Их изменение обычно согласуется с группой.

Ниже представлена примерная схема оформления фрагмента программы.

 

№ этапа Название направления коррекционно-развивающей работы Цели и задачи этапа Применяемые методы, методики и техники
       
  Создание условий работоспособности группы 3.1. Создание атмо- сферы доброжела- тельности, доверия, безопасности. т 3.2. Обеспечение мо- тивации активного общения в группе 3.1. Групповые дис- куссии по обсуждению формы обращения, об- суждение ожиданий, сомнений-опасений. 3.2. Упражнения на снятие напряженности

 

План-конспект занятия

Конкретизирует общую схему программы план-конспект. В нем более детально описывается ход ведения занятия (что особенно важно для начи­нающего руководителя группы), отражаются тема занятия, его цели и зада­чи, необходимое оборудование, содержание и методы работы. Запись хода работы возможна в рамках таблицы, которая предлагается ниже.

Дата __________________________________________________________

Тема занятия ___________________________________________________

Цели работы ___________________________________________________

Оборудование__________________________________________________

Ход работы.____________________________________________________

 

№ этапа Содержание работы, цели и задачи Методы и методики работы Возможные варианты работы Вопросы для обсуждения Примечания
           
  Указывают- ся этапы, цели, зада- чи каждого этапа Указываются при- меняемые мето-ды, методики, техники психо-логической кор-рекции (доста-точно перечис-ления). Инст- рукции и ход про- ведения целесо- образно выписать на отдельные кар- точки для удоб- ства использова- ния непосредст- венно в ходе ра- боты Предусматри- ваются воз- можные ва- рианты рабо- ты в случае необхдимости гибких изме- нений про- граммы Возможные вопросы для обсуждения, обеспечиваю- щие актив- ную обрат- ную связь Заполняется после про-ведения занятия и слу- жит для краткого анализа и фиксации тех непреду-смотренных вариантов, которые были спроду- цированы по ходу ведения группы. Отмечаются коммуникативные, личност- ные трудности, возникшие у участников группы в ходе занятия

 

Результаты текущей диагностики

Текущая диагностика во время групповой работы проводится в сле­дующих направлениях:

1.Диагностика межличностных отношений в группе, эмоциональной атмосферы (уровень сплоченности, эмоциональное состояние микро­группы, лидерские тенденции и др.).

2. Диагностика состояния каждого участника (степень включенности, степень мотивированности, активности, степень усталости, статус в группе и т.д.).

3. Диагностика состояния самого психолога (степень удовлетворенно­сти, эмоциональное состояние, отношение к отдельным участникам и пр.).

Использование материалов текущей диагностики позволяет анализиро­вать прошедшее занятие и вести дальнейшую коррекцию намеченной рабо­ты, выбирать правильную тактику подхода к каждому участнику, отдель­ным микрогруппам и группе в целом (что особенно важно для начинающего свою профессиональную деятельность'психолога).

Диагностика проводится на основе наблюдения, применения специаль­ных диагностических процедур, анализа продуктов деятельности участни­ков (рисунки, схемы), ответов по шкалированию определенных состояний, текущего и итогового социометрического исследования и т.д.

Результаты диагностики фиксируются в свободной форме (на усмотре­ние психолога), для начинающего руководителя группы данные лучше оформить в таблицу.

Итоговый анализ-заключение о проведенной групповой работе

Заключение об итогах работы может состоять из анализа диагности­руемых изменений у участников группы в соответствии с целями и задача­ми, намеченными программой тренинга. Руководитель отвечает при этом на следующие вопросы:

• Какова была эффективность тренинга по отношению к намеченным целям и задачам?

• Какие сопутствующие моменты позитивного и негативного характера возникали?

• Оправдали ли себя применяемые психотехники?

• Каковы возможные причины позитивных и негативных ффектов?
Если проводилась начальная и итоговая диагностика, то желательно представить общие результаты и их сравнительный анализ. В итоговый анализ включаются также мнения участников группы (данные анкет, мини-сочинения, рисунки и т.д.).

В заключении работы даются рекомендации по возможной последую­щей коррекционно-развивающей работе, которые могут быть адресованы участникам группы, родителям, педагогам.

 

 

Для отчета о работе коррекционно-развивающей группы обязательным является предъявление общей схемы программы; составление анализа-заключения, который впоследствии хранится у практического психолога.

Остальные формы являются рабочими и используются на усмотрение педагога-психолога (они могут быть полезны для начинающего руководите­ля или при апробации новой программы).

Литература

1. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1985.

2. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996.

3. Емельянов ЮЛ. Обучение общению в учебно-тренировочной группе //
Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 2.

4. Емельянов ЮЛ. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

5. Жуков ЮЖ. Эффективность делового общения. М., 1988.

6. Захаров ВЛ. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: Метод, указ. Л., 1990.

7. Кулаков СА. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. СПб., 1996.

8. Лидере А.Г. Психологические игры с подростками // Журнал практиче­
ского психолога. 1996. №1, 4, 5.

9. Макшанов СМ., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге: Каталог. СПб., 1993.

10. Петровская Л А. Компетентность в общении. М., 1989.

11. Петровская Л А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга. М., 1982.

12. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993.

13. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. М., 1997.

14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1993.

15. Форверг М., Альберт Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 4.

16. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.