Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Организационно-методическая работа практического психолога






Основной целью организационно-методической работы практического психолога является повышение его профессиональной компетентности как единства его теоретических и практических ресурсов, необходимых для построения профессионального взаимодействия.

Задачи организационно-методической работы практического психолога:

• освоение новых теоретических подходов, и практических способов предстоящей или реально осуществляемой профессиональной деятель­ности;

• содействие освоению способов учебно-профессиональной или профессио­нальной деятельности участников межличностного взаимодействия.

Содержание методической работы практического психолога представ­лено направлениями, указанными на схеме.

 


Остановимся конкретно на каждом направлении.

1. Организация профессионального взаимодействия и профессио­нального пространства в рамках профессионального сообщества и меж­профессионального общения с различными специалистами.

Работа в рамках профессионального сообщества возможна в следующих формах:

• методические встречи (круглые столы, дискуссии);

• научно-практические конференции, семинары;

• профессиональные клубы;

• творческие группы, мастерские;

• знакомство с работой психологических служб других районов города;

• совместное проведение методических объединений практических психологов районов города;

• интервизорство и супервизорство.

 

Межпрофессиональное общение предполагает различные контакты практических психологов со смежными службами районов города: админи­стративными, правовыми, медицинскими. При этом практические психоло­ги получают индивидуальные консультации по проблемам, выходящим за рамки их профессиональной компетентности; изучают возможности направ­ления своих клиентов для оказания им профессиональной помощи в соот­ветствующие службы районов города, а также организуют совместные фор­мы взаимодействий: круглые столы, дискуссии, конференции и т.д.

Рекомендуем следующую схему возможного взаимодействия практиче­ского психолога по профессиональной и административной линиям, сло­жившегося в ходе организации психологической службы Волгограда.

 

 

 
 

2. Самообразование предполагает основной целью постоянное совер­шенствование личной профессиональной компетентности специалиста, дальнейшее овладение им творческим стилем в организации своей деятель­ности.

Формы самообразования многообразны:

• работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями,
каталогами;

• участие в работе научно-практических семинаров, конференций,
тренингов;

• получение консультаций специалистов практических центров, ка­федр психологии высших учебных заведений;

• работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих про­грамм в районных центрах психологических служб;

• ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

Результатом этих видов работ психолога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта, содержание которого выразится в планировании путей его предполагаемой реализации.

3. Планирование методической работы может быть представлено в одном из разделов общей отчетной документации практического психолога (см. разд. 1, табл. «Методическая работа»).

4. Оформление результатов возможно в свободной и заданной формах.

Свободная форма предполагает ведение дневниковых записей, рабочих тетрадей, картотеки и др.

Заданная форма — ведение журнала регистрации видов работ (см. разд. 1, табл. «Методическая работа»).

Одно из условий гуманизации педагогического процесса -- профессио­нализм педагога-психолога. В связи с этим большое значение приобретает не только факт наличия специального образования педагога-психолога, но и целый ряд индивидуально-личностных предпосылок его деятельности: пре­жде всего это такие коммуникативные умения, как чувствительность к пе­реживаниям человека, процессу взаимодействия с ним, сила воздействия на поведение других людей.

Профессиональный совет практических психологов рекомендует адми­нистрации образовательных учреждений при приеме на работу педагогов-психологов отдавать предпочтение тем их них, для которых в той или иной степени характерны:

• готовность к контактам и совместной деятельности с широким кру­гом лиц, участвующих в учебно-воспитательном процессе;

• умение поддерживать контакты, обладание стрессоустойчивостью в процессе общения, невосприимчивость к угрозам;

• умение контролировать свое поведение, сохранять самообладание в процессе общения;

• аттракция (привлекательность) и эмоциональная заразительность;

• эмпатия, т.е. чувствительность к партнеру по общению, способность сопереживать, сочувствовать;

• спонтанность, гибкое реагирование в ситуации профессионального взаимодействия;

• энергичность, целеустремленность, настойчивость;

• высокая интеллектуальная работоспособность, способность к рефлексии;

• широкий круг лингвистических средств взаимодействия, выражен­ная образная речь;

• принятие себя, опора на себя в принятии решений, уверенность в себе;

• способность воспринимать человека таким, какой он есть, толерант­ность (терпимость).

Следует, однако, отметить, что эти требования нельзя абсолютизиро­вать, т.к. трудно найти человека, у которого органично сочеталось бы меж­ду собой такое множество свойств и качеств. Поэтому данные эталонные требования могут служить только общими ориентирами.

Литература

1. Аминов НА., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. № 5.

2. Дубровина И£. Школьная психологическая служба. М., 1991.

3. Климов ЕА. Введение в психологию труда. М., 1988.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

5. Материалы Коллегии «О состояниях и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» // Вестник образования. 1995. № 7.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.

7. Петровская Л А. Компетентность в общении. М., 1989.

8. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной про­фессиональной деятельности / Под ред. А.А. Дергача. М., 1996.

9. У санова О.Н. Психологические основы взаимодействия субъектов прак­тической помощи детям с проблемами в развитии: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 1996.

10. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. Л., 1990.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.