Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Протокольная запись урока (если необходимо)






Констатирующая часть Оценочная часть

 

Возможный вариант структуры анализа

  1. Оценка реализации основных принципов обучения, с т.з. соблюдения оптимальной меры в их сочетании (именно в этом и есть новизна) – Принцип научности максимально сочетался с принципом доступности.
  2. Оценка сочетания точного и одновременного творческого, т.е. личностного, в выполнении программно-методических требований к уроку.
  3. Оценка грамотности определения типа урока.
  4. В какой мере реализации принцип обученности и обучаемости, учебных и воспитательных возможностей обучающихся разных возрастов и классов при проектировании и проведении урока. Учтены ли были интересы склонности и потребности обучающихся.
  5. Оценка полноты проектирования целей урока.
  6. Постановка педагогических целей (обучающие, развивающие, воспитательные, креативные, оздоровительные).
  7. Постановка целей развития образовательного процесса: диагностических, познавательных, исследовательских.
  8. Цели саморазвития преподавателей: а) профессионального, б) личностного.
  9. Конкретизированы ли были (уточнены, изменены)) задачи и содержание учебного материала на основе выводов педагогического или психолого-педагогического, или медико-психолого-педагогического, или педагогического консилиума.
  10. Оценка умения поставить задачи урока перед обучающимися (в группах 1 и 2 ступени желательно в указательной форме).
  11. Прослеживается ли понимание преподавателем (или хотя бы форму формулирование их для себя) ценностных оснований содержания учебного материала.
  12. Оценка оптимальности выбора содержания учебного материала, выделение объекта прочного усвоения. т.е. главного существенного. Способы выделения главного были заимствованы преподавателем, что еще лучше.
  13. Выделены ли ведущие воспитательные идеи нового материала.
  14. Обеспечена ли практическая направленность учебного материала, его связь с личным жизненным опытом обучающегося.
  15. Включены ли были в содержание урока упражнения творческого характера по использованию полученных знаний в измененных обстоятельствах, измененных ситуациях.
  16. Осуществлялась ли межпредметная координация учебного материала с целью формирования у учащихся целостного представления о мире, о системе знаний, с целью развития их эрудиции сам факт межпредметной координации учебного материала, говорит об эрудиции преподавателя, а отсутствии этой координации, когда это нужно, говорит о незнании преподавателем программ общего среднего образования, т.е. его слабой личной эрудиции, что плохо.
  17. Выбор и применение преподавателем разнообразных источников сообщения обучающимся новых знаний (оценивается не сам выбор, а обоснованность выбора – именно в этом новизна анализа).
  18. Оптимальность выбора методов обучения, их сочетание и соотношение (оценивается, именно, обоснованность этого выбора).
  19. Использовались ли методы развития познавательного интереса (если они были необходимы).
  20. Использование различных приемов учебной работы (оценивается их целесообразность).
  21. Насколько использованные технологии обучения были психосберегающими и в целом здоровьесберегающими.
  22. Оценка оптимальности сочетания различных форм учебной работы или же оценка обоснованности выбора одной из них (фронтальная, групповая, индивидуальная).
  23. Имела место специально продуманная деятельность преподавателя по воспитанию интереса к предмету.
  24. Знаком ли преподаватель с теми или другими технологиями развивающего обучения. Применял ли их или опирался на какие-то из них в случае необходимости особенно в 5-11 классах.
  25. Уровень сформированности у обучающихся навыков организации учебного труда (оцениваем наличный уровень – что есть).
  26. Имела ли работа преподавателя по формированию надпредметных способов учебной деятельности (общеучебных умений), если таковая была необходима и запланирована в целях.
  27. Характеристика использования дифференцированного подхода к детям: использовал ли преподаватль разные виды дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем по предмету и отношению к учению, или же дифференцировал только объем и степень сложности учебного материала (в пределах требования программы или необоснованно снизил).
  28. Оценка культуры труда преподавателя и обучающихся.
  29. Как осуществлять контроль за усвоением знаний и умений: Оценка содержания вопросов и заданий, обоснованность разнообразных форм контроля, соответствие оценок уровню знаний.
  30. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания для разных групп обучающихся, оценка примерных затрат времени на его выполнение. Учет в расписании дня других предметов.
  31. Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных его этапах (на сколько экономно использовалось время урока).
  32. Оценка взаимодействия преподавателя и обучающихся.
  33. Оценка личностного отношения.
  34. Оценка воспитательного влияния личности обучающихся на детей во всех аспектах от внешнего вида до отношения к труду.
  35. Оценка использования возможностей учебного кабинета. Оценивается целесообразность и обоснованность тех или иных средств обучения.
  36. Оценка использования новых компьютерных и коммуникативных технологий.
  37. Соблюдение гигиенических требований на уроке (освещенность, температурный и воздушный режим, посадка обучающихся).
  38. Обеспечение оптимальных эстетических условий обучения (речь идет не только об эстетики формы, но и об эстетике идей, прозвучавших на уроке и представленных наглядно в учебном кабинете).
  39. Оценка способности преподавателя следовать замыслу плана урока и одновременно менять его ход при измененной ситуации, умение переходить к реализации запасных методических вариантов (были ли они продуманы преподавателем заранее или же являются следствием импровизационных возможностей преподавателя, и то и другое необходимо, а потому хорошо).
  40. Оценка учета ранее высказанных замечаний и рекомендаций.
  41. Выводы.
  42. Рекомендации и предложения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.-336с.
  2. Педагогическая энциклопедия. Т.I. –М., 2006.
  3. Фоменко В.Г. Основы анализа урока. – Ростов-на-Дону, 1979.
  4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1976.
  5. Шамова Т.И., Давиденко Т.Н. Управление процессом формирования системы качества знаний. – М., 1990.
  6. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает. – М., 1981.
  7. Щуркова Н.Е., Шнырева В.Н. Новое в воспитательной работе. – М., 1991.
  8. Щукина Г.И. Методы обучения как компонент учебного процесса// Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
  9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.
  10. Якиманская И.С. развивающее обучение. – М., 1979.
  11. Симонов В.П. Урок и его анализ// Народное образование. – 1981. - № 7.
  12. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1971.
  13. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. – М., 1974.
  14. Страхов И.В. Психологический анализ урока. – Саратов, 1968.
  15. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. – Киев, 1975.
  16. Терский Н.П. Педагогический анализ урока. – Красноярск, 1984.
  17. Ханюков А. Методика посещения и анализа урока// Народное образование. – 1971. - № 4.
  18. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1978.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.