Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итак, главной особенностью формальных правил является возможность их применения на основе знания только формы понятий и суждений..






Процесс мышления, подчиненный формальным правилам логики (или, что то же самое, формально-логическим правилам), сам становится формально-логически правильным. Другими словами, если кто-либо, рассуждая, из суждений формы «А» и «если А, то В» делает заключение «В», то он рассуждает формально-логически правильно. А если кто-либо пытается сделать заключение из суждений «В» и «если А, то В», то он рассуждает формально-логически неправильно, поскольку не существует такого правила, по которому можно было бы сделать подобное заключение.

Формально-логические правила являются важным объектом исследования в логике. Она систематизирует их и строит из них различные системы, которые называются логиками (например, классическая логика высказываний, классическая логика предикатов). Если взять для примера классическую логику высказываний, то в ней формально-логических правил бесконечное множество. Но в обычном процессе мышления используется лишь небольшое число формально-логических правил, кроме того, многие из них усваиваются нашим мышлением стихийно, без специального их изучения. Дело в том, что логика не только влияет на формирование культуры мышления, она прежде всего необходима для построения и анализа научных теорий, для решения ряда научно-технических проблем, в процессе которого упомянутые правила и находят свое полное применение. Можно знать все системы формальных правил, и тем не менее мыслить неудовлетворительным с точки зрения логики образом.

Выходит, что одних формальных правил для полноценного процесса мышления недостаточно.

Кроме формальных правил, в процессе рассуждения используются и содержательные правила, которые учитывают содержание понятий и суждений. К содержательным правилам относятся правила неполной индукции, правила аналогии, объяснения, предсказания и т.п..

Особенностью содержательных правил является то, что мы не можем применять их к понятиям и суждениям, если содержание последних нам не известно. Запись содержательных правил с помощью символов не должна вводить в заблуждение относительно их содержательного характера.

Таким образом, ксли схема (набор формул) применяется в каких угодно случаях без обращения к содержанию, то она выражает формальное правило. А если существует хотя бы один случай, когда схему нельзя использовать без ссылки на содержание, то она выражает содержательное правило.

Возьмем для примера правило неполной индукции, которое имеет вид последовательности формул:

Р (а1), Р (а2),..., Р (аn) |= " х Р(х).

Эту схему можно прочитать так: «Из того факта, что объект 1) обладает признаком Р, объект 2) обладает признакому Р и т.д. вплоть до факта, что объект n) обладает признаком Р, следует, что произвольный объект (х) обладает признаком Р, то есть " х Р (х) ».

Зависимость данного правила от содержания понятий и суждений, к которым оно применяется, определяется тем, что применение его к одному содержанию имеет смысл, а применение его же к другому содержанию приводит к заведомо ложному выводу. Проиллюстрируем сказанное на примерах.

Например, про людей, которыхмы встретили на улице, мы с полной уверенностью утверждаем, что первый встречный обладает способностью мыслить, второй – обладает способностью мыслить, n- ный встречный способен мыслить. По правилу неполной индукции делаем вывод: «Все люди обладают способностью мыслить». Но, предположим, что первый встречный знает, как пройти к Киево-Печерской Лавре, второй – тоже, и n- ный встречный тоже знает дорогу к Киево-Печерской Лавре. Можем ли мы в этом случае применить правило полной индукции? Ясно, что не можем. Поскольку получим ошибочное заключение: «Все люди знают дорогу к Киево-Печерской Лавре».

Только учитывая содержание суждений, можно эффективно использовать это правило.

Таким образом, знание и уместное использование формальных и содержательных правил является фундаментом культуры мышления. А именно в формировании культуры мышления заключается один из аспектов практического значения логики, не говоря уже о том, что логика является теоретическим основанием ряда областей современной техники.

Естественно возникает вопрос: в чем заключается теоретическое значение логики? Чтобы ответить на него, необходимо рассказать, что представляет собой логика как наука. Аби відповісти на це запитання, необхідно показати, що таке логіка як наука. А для этого требуется определение предмета, метода логики и систематизация главных этапов ее развития как науки.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.