Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Логика - одна из древнейших областей научного знания, она с самого своего возникновения являлась и является сейчас сущностным общекультурным феноменом






Логика - одна из древнейших областей научного знания, она с самого своего возникновения являлась и является сейчас сущностным общекультурным феноменом. Ее роль в современной научном мире крайне важна и многопланова. Разумеется, со временем меняется направленность логических исследований, совершенствуются логические методы, возникают новые тенденции, соответствующие потребностям научно- технического прогресса.

Інтересно отметить, что после гибели античной цивилизации первое, что было восстановлено из античной науки – это логика Аристотеля. Известно негативное отношение християнства ко всей античной науке, но ее принципиальное признание началось именно с семи первых глав аристотелевских «Аналитик».

В эпоху Возрождения снова первыми были восстановлены в правах и активно использовались открытые в античне времена логические методы. С этого начинается философия Р.Декарта и других мыслителей, с этого начинается вся наука Нового времени.

Аристотелю принадлежит заслуга создания логики как способа защиты истины и разоблачения софистики. Именно в этом качестве логика остается незаменимой уже болем двух тысячелетий. В период средневековья схоласты продолжили разработку проблем логики. Они ввели в логику латинскую термінологію. В Новое время Ф.Бэкон исследовал основы индуктивных умозаключений. Исследования выдающегося неметкого філософа и математика Г.В.Лейбница положили начало другому етапу логики – логике символической (возникшей в середине Х1Х ст.).

При написании ученика логики возникает довольна сложная проблема, связаная с поразительными успехами символической логики. Вследствие указанных успехов, в особенности в области теории логического вывода и логической семантики, возникла мисль о ненужности традиционной логики. Тем не менее люди, как и две тысячи лет назад, продолжают рассуждать, доказывать, опровергать, пользуясь естественным язиком. И в этих условиях аппарат традиционной логики остается наиболее эффективным средством.

В святи со сказанням возникает вопрос: как согласовать преподавание традиционной логики с результатами символической логики? В символической логике многие проблемы традиционной логики выглядят по-новому, например, проблема суджений с отношениями, сложных суджений, логических законов и т.п. Символическая логика открыла нове формы рассуждения и нове виды логических свіязей. Потому говорить в наше время о традиционной логике без учета дострижений символической логики попросту невозможно.

И все же как объединить в одном курсе материал традиционной и символической логики? Ясно, что это две разные логические системы, два разных этапа одной и той же науки, но речь ведь идет о логике как учебной дисциплине, потому такое объединение необходимо.

Итак, главная сложность данной ситуации заключается в принципиальном различии традиционной и символической логики в подходе к аналізу рассуждения. Традиционная логика анализирует мышление, в частности, такие его формы, как понятие, суждение, умозаключение, а символическая логика исследует язык, точнее говоря, его содержательный смисл, и потому в ней речь идет не о формах мышления, а о терминах и высказываниях язика..

Объединить оба эти похода довольно сложно. Потому есть смисл в процес се преподавания традиционной логики использовать результаты символической логики там, где она глубже освещает определенную проблему либо вносит в старую проблему что-то новое. В некоторой мере подобным образцом может служить освещение аристотелевской силлогистики Яном Лукашевичем.

Все сказанное было учтено при написании данного учебника.

Работая над учебником, автор учел результаты работ В.Бочарова, Е.Войшвилло, А.Ишмуратова, В.Костюка, К.Жоля, М.Поповича, Е.Смирновой, А.Уемова и др.

 

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.