Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особая наука, изучающая мышление.






Указывая на то, что «Логика является особой наукой о мышлении», тем самым подчеркивают, что мышление как объект исследования не является прерогативой исключительно логики.

Кроме логики, мышление изучают и такие науки, как физиология высшей нервной деятельности, психология, философия. Каждая из этих наук исследует свій собственный, специфический аспект мышления.

Например, физиология высшей нервной деятельностианализирует мышление с учетом тех материальных процессов, которые образуют физиологическую основу мышления. Психология рассматривает мышление (наряду с эмоциями, волей) как один из компонентов внутренннего (духовного) мира человека. Кибернетика изучает процесс мышления через моделирование его в виде специальных схем, с помощью которых осуществляется прием, хранение и переработка информации с целью передачи ее другим объектам.

Логика же исследует мышление со стороны тех закономерностей, которыми человек руководствуется в процессе познания истины. Точнее, логику интересует, как функционирует, «живет» истинное знание, как можно из ранее установленных и проверенных истин, не обращаясь в каждом конкретном случае к практике, а лишь применяя особые правила и законы мышления, получать новые истины.

Одной из главных особенностей логики как науки о мышлении является то, что логика принимает во внимание только форму, способ получения нового знания. Она исследует способы получения нового знания, не увязывая форму знания с его конкретным содержанием..

Как грамматика изучает формы отдельного слова и формы сочетания слов в предложения, отвлекаясь от конкретного содержания языковых выражений, как математика рассматривает количественные и пространственные отношения вне конкретных материальных предметов, так и логика анализирует формы отдельных мыслей и формы их объединения вне конкретного содержания понятий, суждений, умозаключений.

Обоснуем сказанное с помощью примера. Возьмем два рассуждения:

1. Все звезды светят собственным светом

Солнце - звезда_________________ _____ _

Солнце светит собственным светом.

2. Любой треугольник – геометрическая фигура

Прямоугольный треугольник относится к множеству треугольников

Прямоугольный треугольник - геометрическая фигура..

 

В каждом из приведенных рассуждений две мысли обосновывают третью. По содержанию, очевидно, приведенные рассуждения разные. Одно относится к астрономии, а второе – к геометрии. Однако способ связи составляющих частей содержания в этих рассуждениях один и тот же: «Если предмет обладает определенным свойством, и если всему, чему присуще данное свойство, присуще и некоторое другое свойство, то предмету, о котором идет речь, присуще и это второе свойство».

Учитывая указанную особенность объектов, изучаемых логикой, следует заметить, что логика является частью духовной культуры именно потому, что она формирует культуру мышления. Эта ее роль является одним из источников практического значения логики; она же фактически обусловила универсальность логики как учебной дисциплины.

Что же означает понятие «культура мышления»? Прежде всего – осознанноеотношение к процессу рассуждения, то есть умение правильно строить доказательства, опровержения, проводить аналогии, выдвигать гипотезы, находить и устранять ошибки в своих и чужих рассуждениях. Подобно тому, как знание правил грамматики дает нам возможность овладеть искусством построения слов, предложений, фраз, так и знание правил и законов логики, обеспечивая культуру мышления, обусловливает необходимую систематичность, последовательность, обоснованность и убедительность наших рассуждений.

Под влиянием собственного или усвоенного чужого опыта у каждого человека формируются определенные элементы культуры мышления без специального изучения законов и правил логики. Однако человек, не изучавший логику, может «чувствовать» логические ошибки в рассуждениях, но сознательно и квалифицированно распознать их и избавиться от них он не в состоянии.

Проиллюстрируем сказанное на примерах. Намеренно изберем ошибочное рассуждение, известное уже несколько столетий:

Лекарства, которые принимает больной, являются добром

Чем больше делать добра, тем лучше___________________

Итак,, лекарств нужно принимать как можно больше

Неуместность полученного вывода вытекает из безосновательного отождествления вовсе не тождественных понятий. Речь идет о слове «добро», которое используется в посылках, предшествующих заключению. В первой посылке слово «добро» имеет смысл оценки конкретной вещи, действия (принимать лекарства, назначенные врачом, для конкретного человека в конкретном отнощении – полезно). Здесь слово «добро» означает практическую целесообразность определенной вещи или же поступка. Во второй посылке слово «добро» используется в общеэтическом плане, как противоположность понятию зла.

Рассмотрим еще одно рассуждение, которое приводит древнегреческий философ Протагор (481 - 411 гг. до н.э.).

“Между учеником, котрого звали Еватл, и учителем мудрості и красноречия Протагором было заключено соглашение, согласно которому плату за обучение Протагор получит после того, как Еватл закончит учебу. Ею будет гонорар Еватла за первуй выигранный им судебный процесс.

Однако закончив учебу, Еватл не брался за ведение судебных процессов, и потому полагал, что не обязан платить Протагору награду за обучение. Тога учитель, уарожая обращением в суд, сказалв Еватлу:

- Судьи либо присудят тебе платить гонорар, либо не присудят. В обоих случаях ты будешь обязан заплатить. В первом случае – по решению суда, во втором – в соответствии с нашим соглашением, поскольку это будет первый выигранный тобой процесс.

На это Еватл ответил так:

- Ни в первом, ни во втором случае я не заплачу. Если мне присудят платить, то я не заплачу, поскольку проиграю свой первый судебный процесс.Если же мне не присудят платить гонорар, то я его не заплачу в соответствии с решением суда”.

Ошибочность данного рассуждения заключается в том, что понятие «соглашение» берется в рамках одного и того же рассуждения в разных отношениях. В первом случае Еватл должен был бы выступать юристом, который проиграл судебный процесс, во втором – ответчиком, котрого суд оправдал.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.