Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Матрица предельной привлекательности МакКинси (МакКинзи).






Первой успешной попыткой применения стратегического подхода к анализу и формированию продуктовой и конкурентной стратегии предприятия считается матрица Бостонской консультативной группы (БКГ, англ. – The Boston Consulting Group, BCG). Матрица БКГ была представлена в конце 1960-х годов Брюсом Хендерсоном как инструмент для анализа положения продуктов компании на рынке. Из всех факторов для построения матрицы выбрано только основных: рост продаж (прибыльность) продукта и его доля на рынке относительно основных конкурентов. Авторы исходили из предположения, что по этим признакам можно классифицировать всю продукцию предприятия и выработать на базе такого анализа предложения по стратегиям бизнеса.

Рисунок 5 – Матрица Бостонской консультативной группы

Графически матрица БКГ представляет собой четыре квадрата, построенных в двухмерной системе координат «темпы роста продаж» (вертикальная ось) и «относительная доля рынка» (горизонтальная ось). При ее построении темпы роста объемов продаж товара делят на «высокие» и «низкие» условной линией на уровне, например, 5 или 10%. Не рекомендуется устанавливать границу ниже 5 % или ниже темпов роста экономики (отрасли) в целом. В первоначальном варианте такая граница проводилась на уровне удвоенного прироста валового внутреннего продукта страны с увеличением его на коэффициент инфляции. Относительной долей рынка считается отношение доли рынка продукции (вида деятельности) данного предприятия к доле рынка, занимаемой ведущим конкурентом. Например, если продукт А занимает 10% рынка, а основной конкурент 25%, то относительная доля рынка для продукта А составит 0, 4. Если продажи предприятия по продукту Б имеют самую большую долю на рынке – 40%, а у главного конкурента – 20%, то относительная доля рынка для Б составит 2, 0. Число конкурентов при такой методологии построения матрицы не учитывается.

В зависимости от места, занимаемого в матрице продукты (или продукт) имеют различные названия. Продукты, на которые приходится значительная часть быстро развивающегося рынка, помещаются в ее наиболее благоприятную верхнюю левую зону. Такие продукты получили образное название «звезды». Продукты со значительной долей слабо растущего рынка стали именоваться «дойными коровами». Если же рыночная доля товара мала, но его продажи растут, то продукты относятся к категории «трудных детей» («знаков вопроса»). Продукты, которые смогли обеспечить себе лишь небольшую долю рынка при его слабом развитии, названы «собаки».

В развитие подхода, предложенного БКГ, появилась матрица «Привлекательность отрасли – стратегическое положение предприятия», разработанная компанией «Дженерал Электрик» при участии консультационной фирмы «МакКинси» для анализа своего продуктового портфеля. В литературе по стратегическому управлению она встречается под этими двумя названиями. При ее построении авторы учли ряд недостатков матрицы Бостонской консультационной группы, ввели в анализ значительно большее число рыночных факторов и критериев оценки.

Матрица МакКинзи строится также в двухмерной системе координат, вертикальная ось в которой представляет собой многофакторный вектор «привлекательность отрасли (рынка продукта)», а горизонтальная - конкурентную позицию бизнес-подразделения предприятия (продукта) на данном рынке. Для оценок позиций продукции предприятия используются интегральные показатели «хорошая» (высокая), «средняя», «низкая». Они складывается из оценок ряда факторов, выбор и расчет которых осуществляется в процессе разработки матрицы предприятием. Таблица 1 – Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение продукции предприятия

Привлекательность рынка Стратегическое положение предприятия
Размер рынка (объем продаж) и его темпы роста Доля рынка продукта предприятия
Размеры сегментов рынка (характеристики основных групп покупателей) Доля охвата предприятием основных сегментов рынка (групп покупателей)
Чувствительность рынка к ценам, уровню обслуживания, изменениям внешних факторов Уровень используемых технологий
Склонность к сезонности, цикличности. Уровень затрат и рентабельности продукции предприятия по сравнению с конкурентами
Степень влияния поставщиков Характер отношений предприятия с поставщиками
Технологическое состояние Качество продукции
Уровень конкуренции Качество руководства предприятием
Среднеотраслевой уровень рентабельности Квалификация персонала
Другие факторы, важные для предприятия, например, экономи-ческие, социальные, экологичес-кие или юридические ограничения Внешний образ, имидж предприятия и другие важные факторы

Матрица состоит из девяти полей (квадратов), или имеет размерность 3x3. По сравнению с матрицей БКГ она более подробна и позволяет дать не только более детальную классификацию видов продуктов предприятия, но и рассмотреть более широкие возможности стратегического выбора направлений его деятельности. Объемы продаж анализируемых видов продукции показываются на матрице в виде кружков. Их размер должен соответствовать общему объему продаж продукции данного вида на рынке. Доля предприятия выделяется в этом кружке в виде сегмента. Стратегические позиции продукта (направления бизнеса) при таком построении матрицы улучшаются по мере его перемещения в ней справа налево и снизу вверх. Предприятие, решившее использовать матрицу МакКинси, должно оценить свое положение по каждому из перечисленных факторов. Численное значение их определяется методом экспертных оценок. Для расчета таких оценок можно использовать, например, шкалу значений от 1 до 5, которая позволяет выделить три уровня оценок: 1-2 – низкий, 3 – средний, 4-5 – высокий. При необходимости могут использоваться и другие шкалы.

    КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ  
Привлекательность рынка Хорошая Средняя Плохая
Высокая Рост и приоритетные инвестиции Рост и приоритетные инвестиции Укрепление позиций, ограниченные инвестиции
Средняя Рост и приоритетные инвестиции Использование и защита достигнутого, ограниченные инвестиции Сбор урожая, отказ от этого вида бизнеса
Низкая Использование достигнутого, ограниченные инвестиции Сбор урожая, отказ от этого вида бизнеса Сбор урожая, отказ от этого вида бизнеса

Рисунок 6 – Модель матрицы МакКинси






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.