Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ойтулааш






 

Курейская часть работы над этой книгой завершилась не только потому, что стало ясно, что следующая деталь мозаики СЛТ мне может откр ы ться в Туве, но и по причине банальной: обморозил ступню (это в середине-то октября и в полярной экипировке, разве только шерстяные носки под две пар ы портянок забыл!) — Заполярье даже в октябре это не

шуточки.

Само собой, попал в больницу, где б ы ла прекрасная возможность обдумать концепцию «человек-кам» («человек-жрец»), концепцию более революционную, чем концепция эволюции Дарвина.

Причём тянуло не просто в Т ы ву, а в тот единственный на планете книжн ы й магазин, где только и б ы ла возможность купить один из последних экземпляров местного издания малотиражной книги Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана, доктора исторических наук и верховного шамана Тувы. Книга с синей обложкой — это помнил, любовная поэзия — тоже помнил; остальное — заб ы л. Я эту книгу год назад в руках вертел-вертел — но, увы, не купил. Жаль-то жаль, зато покупка книги плюс перспектива вновь поговорить с самим Кенин-Лопсаном — прекрасный повод из Заполярья рвануть в Т ы ву (Дыву).

Каково же б ы ло моё изумление, когда я, попав в магазин, прочёл название книги: «Ойтулааш»! Так это ж искомое СЛТ! Великая Цель, Великая Свадьба! Вернее, тень СЛТ, потому что всё вокруг лишь тень Великого Грядущего. Любовная лирика священного обряда, самого древнего и, теперь знаю, самого главного, предназначение которого напомнить о см ы сле жизни и указать источник Силы. Её-моё! Цвет пошёл!

По содержанию книги «Ойтулааш» даже комментарии не нужны — одних цитат достаточно. При чтении надо, однако, иметь ввиду, что книга суть сборник воспоминаний участников ойтулааша, и эти свидетели отнюдь не понимали замысла древних шаманов, создававших обычай ойтулааша. Поэтому и дают такие определения как «театрализованная игра». Реконструкция от читателя требует работ ы ума.

Н ы не ойтулааш полностью в ы шел из обычая, остались одни воспоминания.

Итак, воспоминания такие:

«Ойтулааш — это театрализованная игра певцов, во время которой парни и девушки вперв ы е встречаются и знакомятся».

«Молод ы е люди поют в своё удовольствие, заразительно смеются, веселятся, порою и ласково обнимаются. Участвовали в игре ойтулааш самые здоровые парни и девушки, таков б ы л об ы чай. Причём первыми затевали ойтулааш те парни и девушки, которые жили в долинах».

«Напевая песни ойтулааш, парни и девушки искренне откр ы вали свои сокровенн ы е тайны, о котор ы х нельзя б ы ло рассказать родителям».

«Игра ойтулааш — это тайный приём, при помощи которого знакомились юн ы е. Тувинцы старого времени свято соблюдали об ы чай женить парня или в ы давать замуж девушку, познакомившихся на ойтулааш. Во время игр ы и парни, и девушки хорошо узнавали характеры друг друга».

«Супруги, познакомившиеся во время ойтулааша, об ы чно создавали крепкую семью. Верна будет парню та девушка, которую он нашёл на ойтулааше».

«Я лично полагаю, что ойтулааш — самая древняя игра в духовной культуре тувинского народа».

«В мои год ы дисциплина б ы ла железная. Слово старшего б ы ло свят ы м для младшего. В то время парень днём не показ ы вался на глаза родителя той девушки, с которой он ведёт интимное знакомство. И девушке нельзя б ы ло появляться в аале своего юного кавалера. Тогда парни и девушки встречались вдали от родителей во время ойтулааша. На ночную игру парни приезжали на лихих конях, а девушки приходили пешком».

«Ойтулааш б ы л праздником красоты и красивой одежды. От плохо одетого, чумазого или некрасивого парня девушки бегали и не желали с ним дружить. И девушку, плохо одетую и не привлекательную парни оставляли в одиночестве. Мечтая о лунной игре, и мальчик, и девушка с малых лет заботились о своём здоровье и о красивой одежде. Красота

— главное условие для участия в ойтулааше».

«Б ы ло и другое условие. Если парень не успел на место свидание, тогда трое садились на одного коня и втроём ехали на одном коне до тех пор, пока не появлялся опоздавший».

«Порою ночами всп ы хивали ссор ы из-за девушек, но они не доходили до трагедии.

Парень, потерявший свою подругу, не думал о мести…На почве ревности свистели только кнуты».

«До 1921 года, пока Тува б ы ла феодальной, состоятельный человек мог разрушить семейную жизнь бедняка. Например, если богатому понравилась жена бедного, он мог насильно отнять её у мужа и жениться на ней. Б ы вало и так: дети бедняков женятся, а с ы н богатого остаётся один… Я б ы л свидетелем того, как дружную семью разрушили, оставив бедняка в одиночестве. Если же бедн ы й парень не хотел расставаться с женою, не покорялся телесн ы м наказаниям, зл ы е люди заставляли его проползти между ног своей собственной жен ы, а затем принуждали, как младенца сосать её грудь. Такое публичное наказание — это в ы нужденн ы й развод. Кормление мужа молоком жены означало, что с этого момента он как бы становился родн ы м с ы ном своей б ы вшей жен ы …».

«Ойтулааш — это игра, которые молод ы е затевают с возвращением перелётных птиц из жарких стран. Играли до тех пор, пока не улетали журавли. С вечерней пор ы и до утренней зари веселилась молодёжь… Даже глаза у играющих становились более зоркими».

«Говорят: журавли — парн ы е птиц ы».

По частному сообщению шамана-сталиниста Донгун-оол Кара-оол Тюлюшевича (глава общества «Ад ы г ээрен», род медведя), в некотор ы х районах в ойтулааш играли с весн ы до осени, а во всетувинский ойтулааш играли в пятнадцатый день луны июня месяца в местах Чахоле или Сюткол. Пятнадцатый день лунного месяца — полнолуние. Июнь — самая яркая луна. И самая короткая ночь тоже. С солнцестоянием никак не связано. Шаманы, сколько он помнил, на играх не присутствовали.

По частному сообщению шамана Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана, главы общества «Дунгур» и всех шаманов Тувы, из рода волка, само собой, он — сталинист, ойтулааш — обряд становления личности. Шаманы, судя по собранн ы м им в б ы тность историком воспоминаниям, на ойтулааше не присутствовали.

По частному сообщению шамана, имени которого не помню, парни не образов ы вали, подобно русским, хоровода. Хоровод образовывали только девушки. Юноша должен б ы л в ы рвать из круга понравившуюся ему девушку, а круг девушек её оберегал. В этом обряде, с одной сторон ы, видно в ы сокое предназначение женской дружб ы, а с другой — без отважного поведения юноша не имел права стать обладателем девы. Аналогичн ы й тувинскому ойтулаашу обряд у русских и бурят более сложен: так же провоцировалось отважное поведение юношей, однако и они тоже образовывали круг.

«В наше время нельзя б ы ло громко произносить имя своей подруги, и нельзя б ы ло говорить родителям о знакомстве с какой-то девушкой».

«Самое идеальное место для игр ы в ойтулааш — это полянки возле речки».

«Этика ойтулааша б ы ла строгая: не тревожить покой стариков».

«Девушка поёт… о судьбе матери».

Между нами, между парой настоящей,

Лежит бурное море, разделяющее море.

Я хочу, чтоб ы оно осталось позади.

Я хочу, чтоб ы песчаная степь появилась.

Между нами, между парой влюблённой,

Лежит дурное море, разделяющее море.

Я хочу, чтоб ы дурное море в ы сохло.

Я хочу, чтоб ы песчаная степь явилась.

«В то время, когда господствовала революционная партия, ойтулааш запретили, а почему — не знаю (курсив мой — А. М.)».

Некотор ы й анализ всё ж таки проведём.

Читатель, представь себя на месте великого шамана, верховного волхва. Ты умеешь видеть будущее. Ты знаешь, что вскоре ойтулааш сам собой отомрёт. Неизбежно. Его «убьёт» появление радио и плееров, с котор ы х будут раздаваться песни в звуковом отношении оформленн ы е намного более красиво, чем песни деревенских парней и девушек не прошедших специального вокального обучения. Ойтулааш «убьёт» также и реклама мотоциклов и автомобилей, котор ы е более практичны, чем конь, к тому же дороже и больше ценятся. Кинематограф будет использовать мотивы ойтулааша (соперничество, завоевание любви, тема предпочтения вообще) и девушке с парнем проще будет зайти в кино, чем добираться до места очередного ойтулааша.

То, что ойтулааш б ы л «убит» не революционной партией, а технической революцией особенно ярко видно в последний период, когда революционную партию гипнабельн ы м толпарям предписано оплёв ы вать, ревнители старин ы призывают ойтулааш восстановить, однако молодёжь — ноль внимания, и очевидно, что ойтулааш в прежней форме в б ы т тувинцев без внушений из Голливуда не вернётся. Да и с внушениями тоже вернётся вряд ли.

Итак, читатель, вы — волхв, вы знаете, что ойтулааш неизбежно вскоре отомрёт сам собой, а если он отомрёт сам собой, то не будет вокруг него вообще никакого ореола романтики. В таком случае ни малейшего внимания и почтения к ойтулаашу как священному обряду не будет. Это худший из всех возможн ы х вариантов. Вы знаете также и то, что в ойтулааше заключена тень великого знания о Цели, о СЛТ, и эту тень надо не просто сохранить, но и придать памяти об ойтулааше ореол романтичности. Что в ы, великий могущественн ы й закулисн ы й волхв, имея способность оказ ы вать влияние на соб ы тия, сделаете?

Правильно, в ы ход только один: на последнем вздохе ойтулааша его следует руками власти запретить.

Только в таком случае ойтулааш сохранит свою жизнь и влияние на умы романтиков. Стоит ли повторяться, что именно романтики — контингент потенциальных героев и дев, в перспективе кара — шаманов. Понятно, что с годами запрет революционной партии теми, кто слаб умом, будет толковаться, как причина отмирания ойтулааша. Ну и пусть толкуют. Главное, чтоб ы ойтулааш оказ ы вал влияние, хотя бы корнем своим СЛТ, и после своей «естественной» смерти.

В таком случае очень понятно, почему волхв ы, уйдя в тень, действовали инкогнито, не называя себя ревнителями древней мудрости народов прилюдно. А тот, кто войдёт в священный мир ведения, тот, кто в душе своей воспоёт золотому свету мечты об идеальной любви без всякого изъяна, со временем разберётся и в сущности власти, и в том, что волхвы запретом ойтулааша его вовсе не уничтожили, а, наоборот, сохранили.

Мудр тот тувинский информант, котор ы й сказал, что ойтулааш б ы л «запрещён, но почему — не знает». На фоне проплаченного скудоумного толкования запрета ойтулааша, как однозначного проявления зла, ойтулааша, в котором ничего кроме воспевания любви ничего больше не б ы ло, никакой антисоветской идеологии, допускать существование возможность нескольких причин запрета — уже немалая мудрость.

Мир меняется. К н ы нешней «шестёрочной» эпохе мы пришли через победы Светлых в эпохах «один», «два», «три», «четыре» и «пять». Если бы мир не менялся, слабее б ы ли бы побуждения к творчеству — и потому он меняется. Вернее, его меняют. В период запрета ойтулааша, в нов ы х условиях надвигающейся Войн ы долг обладающего способностями человека, волхвов-шаманов в том числе, б ы л стать учён ы м, конструктором, военачальником, врачом, кинорежиссёром и так далее. И сделать это настоящий шаман должен б ы л ещё загодя.

А ведь всё просто: ушёл в другие занятия, надел, как Сталин, маску какой-нибудь новой вер ы — и запретил. Шаманы в ы сокого уровня всё поняли и ушли в тень нов ы х профессий. А вот лохотронщикам с бубнами, котор ы е суть простые артист ы и нераскаянн ы е преступники, понять мудрую комбинацию б ы ло не по росту — от таких шарлатанов народ следовало освободить, а их бубны сжечь. Людям во благо. И революционная партия независимой Тувы т ы сячи подобных артистов пристроила к созидательному труду, а единицы особенно ленивых поставила к стенке.

Спасибо вам за урок, тайные тувинские волхв ы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.